Цели: ознакомление с существенными признаками имени прилагательного как части речи, развитие умения распознавать имена прилагательные.
Задачи:
- Формировать систему общих умений, творческого подхода к решению проблемных задач: принимать нестандартные решения, приобретать новые умения и добывать новые знания.
- Приучать ребят работать в команде, прислушиваться к чужому мнению, слушать и слышать товарища.
- Создать условия для организации познавательной деятельности, при которой ученик чувствует свою успешность.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
II. Актуализация изученного материала
Учитель. Посмотрите на доску, прочитайте слова и подумайте на какие 3 группы можно разделить данные слова.
На доске слова: Зима, добрый, нарисовал,
богатый соберёт, золотой, человек, прыгает,
солнце.
Ученики выполняют задание самостоятельно.
Первый, выполнивший задание, выходит к доске и
записывает первую группу слов, другой – вторую
группу, и т.д.
III. Организация целеполагания
Учитель. На какие группы мы разделили слова? Почему сделали именно так?
Ученики. Это имена существительные, глаголы и прилагательные.
Зима нарисовал богатый
человек соберёт золотой
солнце прыгает добрый
Учитель. Давайте посмотрим на первый столбик. Что мы можем сказать об этих словах?
Учащиеся. Это имена существительные. Они обозначают предметы, явления и события. Имена существительные отвечают на вопросы кто? или что?
Учитель. Что мы знаем ещё о существительном?
Ученики. Имя существительное бывает одушевлённым или неодушевлённым, имеет определённый род и изменяется по числам. В предложении оно является – подлежащим или второстепенным членом предложения.
(Дети определяют признаки существительных: Зима – ж.р., неодушевлённое, ед. ч. человек – одушевлённое, м. р., ед. ч., солнце – неодушевленное, ср. рода, ед.ч.)
Учитель.Посмотрите, на второй столбик, что это? Дети – глаголы.А что вы можете сказать о третьем столбике?
Ученики. Глаголы это часть речи, которая обозначает действия предметов, отвечает на вопросы что делает?, что сделает?, что будет делать?. Изменяются по числам, родам и временам.
Учитель.А что вы можете сказать о третьем столбике?
Ученики. Это прилагательные.
Учитель.Что общего в этих словах?
Ученики. Все эти слова обозначают признаки предметов
Учитель.Я предлагаю вам определить тему нашего урока?
Ученики. Мы будем изучать новую часть речи – имя прилагательное.
Учитель.Об имени прилагательном мы с вами, знаем ещё очень мало. Я предлагаю вам, ребята, провести исследование, т.е. создать проект. Мы с вами уже делали проекты. Какие это были проекты?
Ученики. Проект «Азбука – ступенька к мудрости», а сейчас мы делаем проект «Что в имени моём?»
Учитель.Я сейчас напомню вам что такое проект. ПРОЕКТ – это латинское слово обозначает «выброшенный вперёд». Проект создаёт то, чего ещё нет; он требует всегда нового качества или показывает путь к его получению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-нибудь проблемы. (детям предлагаются этапы проекта на доске)
Этапы проекта
1. Замысел.
2. Реализация (самостоятельная работа, с
литературой)
3. Презентация.
4. Рефлексия. (Что получилось? Что не удалось?
Какие знания получили.)
1. Этап. Замысел
Учитель.Попробуйте сформулировать: Что же нам надо узнать о прилагательном?
Ученики. Что такое имя прилагательное? Для чего в речи нужны прилагательные? Что они обозначают? С чем согласуются? Нам надо составить рассказ о прилагательном.
2. Этап. Реализация
Учитель.Я прошу вас помочь в этом друг другу.
Учащиеся делятся на группы по 4человека, ориентируясь на цвет карточек.
IV. Изучение нового материала
Учитель.Давайте повторим этапы нашей самостоятельной работы.
(У детей на партах «Помогайки» с планом работы над проектом.)
Ученики.
1. Нам необходимо собрать материал о
прилагательном из разных источников.
2. Выделить в определении главные слова.
3. На разрезных листах выбрать нужные слова.
4. Приклеить на цветной лист определение
прилагательного
5. Подготовить выступление группы. Приложение 1.
Самостоятельная работа
Дети работу выполняют самостоятельно при
некоторой помощи учителя: используя
дополнительную литературу. Составляют
кластер-определение. (У детей признаки всех
частей речи, а дети выбирают признаки имени
прилагательного и приклеивают на кластер)
Приложение 2.
По окончанию работы дети садятся на места. А
кластер остаётся на парте.
Дети садятся на места. А кластер остаётся на
парте.
Физкультминутка
3 Этап. Презентация
Учитель.Что вы можете сказать о прилагательном?
Ученики. Это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? и чей?
Ученик. Если бы мы рисовали различные
формы глагола, мы всегда могли бы обойтись
чёрно-белым карандашом. Для прилагательного надо
взять яркие краски. Но и их нам не хватит для
портрета этой замечательной части речи. Ведь
цветами не передать запахи, вкус, ощущения и
чувства. Нашу землю украшает солнышко, и наш урок
сегодня будет украшать прилагательное и
представим мы его в виде солнышка.
Прилагательное…Уже в самом имени содержится
намёк на то, что оно должно к чему-то
«прилагаться» присоединяться. Давайте заглянем
вглубь истории.
Ученик.Мы уже знаем, что многие грамматические термины имеют корни в латыни. Прилагательное не является исключением. Дословный перевод названия «прилагательное» с греческого языка– эпитет. Да и в латыни этот термин звучит похоже, и его перевод – «нечто покинутое», «прибавляемое», «приложенное». Само греческое слово «эпитет» – это образное сравнение у нас тоже применяется в литературе. И почти каждое прилагательное является эпитетом.
Учитель.Что вы можете сказать о прилагательном? Какая первая позиция в ваших кластерах.
Ученики. Это часть речи, которая обозначает признак предмета. (Учитель вывешивает на доске)
Ученик. Прилагательные обозначают признаки предметов, их качества. Они украшают нашу жизнь и помогают нам увидеть эту красоту. Если мы едем по серой однообразной дороге, мы быстро утомляемся и засыпаем. Но вот мы попадаем на лесную поляну и удивляемся, каких только здесь нет форм, размеров и красок. Всё это разнообразие передаётся с помощью прилагательных. Именно они делают нашу речь живописной. Вот скажите: Какая трава? (дети отвечают) зелёная. А ночь? (Ночь тёмная). А какой снег? (белый). Конечно, нет. Снег бывает тёмно-голубой, синий, серебристый. На закате даже красный, а ещё – пушистый, рассыпчатый. Его можно потрогать – он холодный, свежий, колючий, жгучий. Вот сколько прилагательных для описания снега.
Учитель.Молодец! А теперь, ребята ,запишите 4прилагательных о снеге. (Дети записывают).
Учитель.Когда мы оглядываем мир вокруг себя, мы видим, что он состоит из предметов. Когда мы всматриваемся, вслушиваемся, «вщупываемся» в эти предметы, мы понимаем, что они состоят из своих качеств и свойств. А на какие вопросы отвечают прилагательные?
Ученик. Отвечают прилагательные
только на четыре вопроса: какой? какая? какое?
какие? в зависимости от того, какие слова
существительные стоят рядом с ними.
Каждый вопрос предназначен только для одного
рода существительных. Имена прилагательные
хитрые, они «прилаживаются», присоединяются,
приспосабливаются к роду имён существительных.
Род прилагательного определяется по имени
существительному. По сравнению с
существительными имена прилагательные обладают
большими способностями. Они могут изменять не
только число, но и род. (Это необходимо для того,
чтобы они могли ПРИЛАГАТЬСЯ к
существительным любого рода.)
Учитель: Многие писатели и поэты в произведениях используют прилагательные. Ребята,как вы думаете зачем нам нужны прилагательные?
Ученики: Чтобы украшать предметы, чувства и явления. Прилагательные нужны чтобы украшать нашу жизнь.
Учитель: Послушайте стихи Алексея Толстого о весне.( Учитель читает.) У вас на партах есть напечатанные стихи. Возьмите их прочитайте и найдите имена прилагательные.
Алексей Толстой
Вот уж снег последний в поле тает,
Тёплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зелёный дым одетый,
Тёплых гроз нетерпеливо ждёт…
Учитель.Сердце есть у каждого человека. Мы скажем слово сердце – это просто сердце. А если приложить к сердцу прилагательные: горячее, доброе, отзывчивое, большое, нежное, пламенное сразу станет ясно, что речь идёт о человеческом сердце.
Очень занимательное
Имя прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадёт оно.
Учитель.А сейчас слово Прошкиной Адели.
Ученица. Родились прилагательные с
покладистым характером. Они с удовольствием
согласовывались бы во всем с Существительными,
да вот незадача: не было у прилагательных
собственных рода, числа, падежа.
А что если нам попросить их у Существительных, ну
хотя бы на время, – мечтали Прилагательные и
решили, наконец, поговорить об этом с
Существительными.
Тем пришлись по душе скромные просители, и они
одолжили Прилагательным свои формы.
Существительные были рады новым друзьям. Так и
живут с тех пор Прилагательные, чтобы
согласовываться с Существительными, берут у них
напрокат формы рода, числа и падежа. Вместе –
служба, вместе – дружба.
Учитель.Какой вывод можем сделать из этого рассказа?
Ученик. Имя прилагательное согласуется с существительным в роде числе и падеже.
Учитель.Вывешивает на доске «согласуется с существительным роде числе и падеже».
Учитель.А что мы сегодня узнали о числе имени прилагательного?
Ученик. Число имени прилагательного определяется по имени существительному. Множественному числу соответствует вопрос – какие? Например: цветущие сады, белые снега.
Учитель.Ребята, подберите к
существительным зима, солнце прилагательные. (Дети
выполняют работу) А теперь из этих
существительных давайте сделаем прилагательные
(зимний, зимняя, зимнее, солнечный, солнечное,
солнечная. (Дети записывают данные
прилагательные)
Какой вывод мы можем сделать по нашим
кластерам-определениям?
Ученики. Имя прилагательное – это часть речи, обозначает признак предмета и его качества, отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей?; имеет род и число такое же как и существительное, в предложении бывает второстепенным членом.
Учитель.Давайте, запишем предложение: Пушистый снег укрыл землю. Разберите это предложение по членам предложения. (Дети разбирают).
На доске появляется проект-картина. (Приложение 3)
4. Этап Рефлексия
Учитель.Итак, ребята, наш урок подошёл к концу. Он вам понравился?
Ученики. Да. было интересно. Мы узнали, что такое прилагательное, составили определение и учились находить прилагательное в нашей речи.
Учитель.Что же было интересно вам на уроке?
Ученики: Мне понравилось находить
материал самостоятельно и самим оформлять его в
кластер.
– А мне понравилось, как мы угадывали части речи.
– А я думаю, что мы не угадывали, а выводили новое
о прилагательном.
– Мне понравилась презентация прилагательного,
когда ребята рассказывали дополнительный
материал об имени прилагательном.
Учитель.Если вы поняли сегодняшнюю
тему, то поднимите синее облачко, а если нет то
розовое. (Дети поднимают свои облака)
– Кому сегодня легко было работать? Поднимите
руки. Кому тяжело?
Литература:
- Волина «Занимательная грамматика».
- Журналы «Начальная школа» Приложение к журналу Первое сентября. Начальная школа.