Цели:
- научить учащихся правильно заваривать чай;
- формировать интерес к историческому прошлому, целебным свойствам чая;
- развивать психические функции;
- воспитывать положительные навыки и привычки.
Оборудование: чайники для кипячения воды и заварки чая, ситечко для процеживания чая, ложка чайная, чашка с блюдцем, схема приготовления чая, словарные слова, таблицы
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Повторение
– Для чего служит холодильник?
– Какие нужно соблюдать правила, когда помещаем
продукты в холодильник?
– Где можно хранить продукты в сельской
местности, если нет холодильника?
3. Новый материал
– Сегодня на уроке мы познакомимся с одним
горячим напитком и научимся его приготавливать.
А какие знаете вы горячие напитки?
– Угадав загадку, вы узнаете о каком именно
горячем напитке пойдёт сегодня речь на уроке.
Он горяч и ароматен
И за завтраком приятен. (Чай)
Чай – это прекрасный, полезный напиток, пришедший к нам из далёких времён. Чай хорошо утоляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение. Для многих народов он так же необходим и ничем незаменим, как хлеб.
Одна из старинных китайских легенд так рассказывает о происхождении чая. Давным-давно пастухи заметили, что стоит овцам пощипать листьев вечнозеленого растения, растущего в горах, как они начинают резвиться и легко взбираются на кручи. Пастухи решили испробовать чудодейственную силу листьев на себе. Они высушили их, заварили в кипятке, как это делали с другими лекарственными травами. и стали пить ароматный настой, ощущая мгновенный прилив сил.
Действительно, впервые чай стали пить в Китае, где он известен с древних времён. Чай там ценился очень высоко. Императоры дарили его своим вельможам за особые заслуги.
Начиная с 8 века, чай начал своё триумфальное
шествие по миру. Он попадает в Японию, затем в
Корею, Индию, Индонезию, Иран, Монголию, в Ю-В
Сибирь и в Среднюю Азию.
Посмотрев на упаковки, в которые упаковывается
чай, можно сразу определить, откуда этот чай.
Давайте определим родину чая по упаковкам.
(Практическая работа – 2 мин.)
А вот в Россию чай попал лишь в 1638 г., когда боярин Василий Старков привёз в Московию цейлонский чай, который ему преподнесли в Монголии в качестве подарка, от которого боярин долго отказывался. Царь, Михаил Фёдорович, по преданию, отведав необычного напитка, изрёк: "Питие доброе, а когда привыкнешь, гораздо укусное".
Жаль, что в России чай растёт только в Краснодарском крае. Поэтому отечественным сортом чая является только "Краснодарский", а всё остальное в России развешивается.
Чай разводят исключительно ради листьев. Верхние 2-3 листочка с частью стебелька называют флешь (сл. слово). Для получения чая хорошего качества флеши срывают с куста вскоре после их появления. Если на флеши есть едва распустившиеся почки – типсы (сл. слово), то чай получается ещё более высокого сорта.
У вас на партах лежат гербарии чая. Посмотрите внимательно, что из себя представляют листы чая. Эти листы, а именно 3. собирают вручную, только с мая по октябрь. Чайные листы очень чувствительны к посторонним запахам, поэтому помещение, где хранится чай, должно быть идеально чистым, а сухой чай в домашних условиях должен хранится в металлических, пластмассовых и стеклянных банках с плотно закрывающимися крышками.
В магазинах можно встретить листовой и гранулированный чаи. (Показ образца чая).
Листовой чай – это чай более дорогой, более высокого сорта. Они обычно бывают "байховые".
Гранулированный чай – это чай из оставшихся мелких крошек после сортировки. Для его производства используется низкокачественное сырьё. Чайную крошку используют в чайных пакетиках, так как они быстрорастворимые.
Самым лучшим сортом считается чай с белыми мелкими листьями. После него по своим свойствам идет сорт с зелёными листьями, затем лиловый, а самым слабым является чёрный. (Вывешивается таблица "Сорта чая")
На партах у вас лежат таблички с названием
сорта чая. Вам нужно правильно соотнести
табличку и упаковку (игра "Магазин").
Иногда чай ароматизируют. Наиболее известными
ароматизированными чаями является чай с лимоном,
чай с фруктами или ягодами. Найдите у себя в
коллекции ароматизированный чай.
Существует профессия – титестер (сл. слово) – это человек, который определяет качество чая. Чтобы стать титестером, необходимо иметь природный дар, талант, который встречается реже, чем талант певца или художника.
Для бедных людей чай был почти недоступен, и они пили его лишь в особых случаях, так как чай был очень дорогим. Поэтому и возникло выражение "чайком побаловаться". А многие простые люди даже не знали, как заваривать чай. По этому поводу слагались шуточные стихи, вот одно из них:
Раз привёз мне барин чаю
И велел его сварить.
А я отроду не знаю,
Как проклятый чай варить!
Взял тогда налил водички,
Кинул чай я весь в горшок,
Да приправил перцем, луком
И петрушки корешок.
Гости с барином плевались,
Сам он ажно озверел
И, отправив на конюшню,
Меня выпороть велел.
Долго думал, удивлялся:
Чем же мог не угодить?
А потом-то догадался –
Чай забыл я посолить.
– Чтобы с нами не произошёл казус, мы сейчас научимся заваривать чай. (По инструкционной карте показ заваривание чая учителем).
– Пока чай у нас заваривается, мы отдохнём.
4. Физминутка
Песенка о чайном празднике (на мотив песенки "Голубой вагон"), выполнение танцевальных упражнений.
Если вы пришли сегодня в гости к нам,
Будем рады чаем угостить.
Вы поспели к нашим сдобным пирогам.
Вкус их всех вас может удивить.Припев:
Скатертью, скатертью
Стол скорей накрывай
И наливай-ка всем ароматный чай. (2 раза)Знаем лучше доктора серьёзного –
Лечит чай и скуку и тоску.
Приглашаем взрослых мы и малышей
Выпить ароматного чайку!Припев:
Скатертью, скатертью
Стол скорей накрывай
И наливай-ка всем ароматный чай. (2 раза)
Чай должен отвечать следующим требованиям:
1. Чай должен быть прозрачным, без
чаинок.
2. Вкус и запах, свойственные
приготовленному напитку.
3. Цвет чая должен быть
красновато-коричневый или зеленоватый.
(Даётся оценка качеству приготовленному напитку)
5. Закрепление
– Ребята, давайте вспомним технологию
заваривание чая. Она составлена на доске.
Посмотрите внимательно, всё ли так нужно
выполнять. (Технология дана с ошибками, нужно
исправить их)?
– Давайте зачитаем уже исправленную технологию
заваривание чая.
Заваривание чая
1. Вскипятить воду.
2. Сполоснуть кипятком чайник для заварки чая.
3. Всыпать чай и залить кипятком до половины
чайника.
4. Поставить чайник на 5-10 минут для настаивания,
прикрыв его полотенцем или специальной грелкой.
5. Долить чайник кипятком.
6. Налить чай в чашку или стакан.
7. Долить чай кипятком.
8. Подать на стол чай, сахар, ...
– Прежде чем, мы, приступим к практической
части, давайте вспомним правила техники
безопасности при работе с горячей жидкостью. (Вывешиваются
правила т/б и зачитываются учащимися).
– А сейчас 4 ученика будут заваривать чай. 1 –
гранулированный; 2 – листовой чёрный; 3 –
листовой зелёный; 4 – в пакетиках.
– Пока чай настаивается, исполняются частушки.
Чайные частушки
На столе у нас пирог,
Пышки и ватрушки.
Так споём же под чаёк
Чайные частушки!Самовар блестит, кипя.
Чай в нём пенится!
Погляди-ка на себя –
Ну и отраженьице!Подавай мне чашку чая.
Ведь тебе не жалко чай?
В чае я души не чаю.
Наливай горячий чай!
В пляске не жалей ботинки.
Предлагай-ка чай друзьям.
Если в чашке есть чаинки,
Значит, письма пишут нам!Ох, устала я, устала
По хозяйству хлопотала.
Мама чаю налила
И усталость прогнала.Утром чай, днем чаек,
Вечером – чаище.
С чаем ты не расставайся,
Будь здоров, дружище!Мама чаю, мама чаю,
Половина молока.
Выпью вкусного я чаю
И станцую гопака.
Поднимает настроенье
И дает он вдохновенье:
Красный чай, черный чай,
Веселись, не скучай!Мы пропели вам частушки,
Не желаем уходить.
Нам по чашечке налейте,
Мы чайку хотим попить.Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли?
А теперь мы вас попросим,
Чтобы вы похлопали.
Разливается чай по чайным парам. Даётся оценка качеству приготовленному напитку.
6. Итог урока
– Какой горячий напиток научились готовить?
– Родина этого напитка?
– Какие виды чая можно встретить в магазинах?
– Что означают слова: флешь, типсы, титестер?
7. Оценки
– И закончим наш урок стихотворением.
Я хочу открыть секрет
И полезный дать совет:
Если хворь с кем приключится,
Чаем можете лечиться.
Чай всех снадобей полезней,
Помогает от болезней.
Чай в жару нас освежает.
А в морозы согревает
И сонливость переборет,
И с усталостью поспорит,
Сокрушит любой недуг,
Чай здоровью – лучший друг!
Литература:
- Гладкая В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общ. учреждений 8 вида.
- Львова С.А. Практический материал к урокам социально –бытовой ориентировки в спец. (кор) общеобр. шк. 8 вида. 5-9 классы.
- Кулинария от А до Я/ Сост. М.И. Лифщиц.