Надо помочь входящим во взрослую жизнь поколениям обрести собственное лицо.
А. Запесоцкий
Обращение к теме воспитания гражданских и патриотических качеств у учащихся в настоящее время обусловлено ее актуальностью. Это объясняется тем, что она соответствует социальным запросам общества и отвечает требованиям приоритетных направлений государственной политики по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи.
Традиционная цель гражданского воспитания в образовательном учреждении – формирование правовых знаний, правил поведения в обществе, так как каждый ребенок находится в социуме. К.Д. Ушинский писал: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».
Осуществление данной темы происходит в контексте региональной программы Свердловской области «Урал. Человек. Истоки» Эта программа существует в нашей области уже более пяти лет и способствует формированию целостного взгляда на мир, пониманию сущности взаимосвязей явлений и предполагает воспитание патриотических и гражданских качеств учащихся на основе изучения истории родного края, своей родословной. Реализация данной темы ставит перед педагогами проблему овладения новейшими педагогическими технологиями, обеспечивающими проявление собственной нравственной, гражданской позиции, расширения его социального опыта в результате проигрывания различных социальных ролей в процессе обучения. Поэтому, на мой взгляд, цель данной работы в школе заключается, прежде всего, в рассмотрении процесса влияния коллективной деятельности на формирование социально-значимой личности, на формирование качеств личности творческой, самостоятельной, ответственной и толерантной, способной к активн6ой социализации в обществе и к активной адаптации на рынке труда.
Следует отметить, что отдельные вопросы данной проблемы уже рассматривались и разрабатывались научных трудах отечественных педагогов. Это разработки Т.В. Васильковой, М.В. Галагузовой, А. Ермолина и других ученых концептуальных основ социально-педагогической деятельности с подрастающим поколением. Но, тем не менее, данная проблематика нуждается в дальнейшем изучении.
Поэтому решение проблемы исследования данной теме в школе во многом видится мне в опоре на практический опыт работы с учащимися, а также на разработке в нашем образовательном учреждении программы «Спасатели».
Исходя из данной программы, с 01 сентября 2006 года МОУ СОШ №1 был открыт класс (12 мальчишек и 6 девочек) оборонно-спортивной направленности «Спасатели» ученики, которого были ориентированы на овладение основами профессии специалиста МЧС. Робкие, необщительные, настороженные, застенчивые – все они внимательно следили за мной. Мне, учителю более чем с сорокалетним стажем, стало немного страшновато. Мое ли это? Опыт подсказывал, что в первую очередь надо создать благоприятную обстановку в классе для учения, отдыха, чтобы каждый почувствовал себя значимым, нужным, смог проявить свои способности. Нужно было учить общению друг с другом, с учителями, учить самоуправлению. Причем делать все это не спеша.
Обучение в этом классе для учащихся должно было важным фактором социализации личности? Где формирование ее гражданско-патриотических качеств напрямую зависит от влияния коллектива. Сразу возникла необходимость организации работы по нескольким направлениям.
При формировании социальной среды в классе необходимо было решить следующие задачи:
- создания условий для формирования классного коллектива;
- раскрытия в нем творческих способностей отдельной личности и формирования ее социальной активности;
- воспитания толерантности;
- оказания помощи в самоопределении личности в меняющихся социальных условиях.
Реализация данных задач происходила усилиями всех субъектов образовательного процесса: Учитель – Ученик – Родитель. Она основывалась на таких законах нравственности как: понятие чести, ответственности, дисциплинированности, обязательности перед собой и коллективом. Так родились заповеди класса, планировалась работа по формированию учебной мотивации. Рождались группы по интересам, появилась инициативная группа. Поручения на первом этапе – только по желанию по возможности. Основное требование – поручение имеют все, за него отчитываются, но если не получится, то в течение года можно перейти в другую группу. Все решалось только коллективно. На мой взгляд, это было правильным, так как в течение года ни у одного ученика не возникло желание поменять группу.
В формировании образовательной среды был сделан акцент на успешность в обучении. Так в начале 10 класса завоеваны первые места в интеллектуальном марафоне, в конкурсе плакатов, призовые места в спортивных соревнованиях. Ситуация успеха придавала значимость каждому члену коллектива и в целом всему классу, а кроме этого, способствовала проявлению инициативности и самостоятельности.
Использование здоровьесберегающих технологий и пропаганда здорового образа жизни привели к организации посещения учащимися спортивной секции по рукопашному бою «Тай-дтжуф». В результате пять человек из класса посещали занятия и имели грамоты и медали за участие в соревнованиях разного уровня. Трое юношей, занимаясь мини-футболом, были призерами различных соревнований. Многие бросили курить, и это тоже большая победа. Девушки занимались парашютным спортом, посещали спортивный клуб «Альфа». Все это возвышает ребят в собственных глазах, повышает престиж «Спасателей».
Организация социокультурной и профессиональной деятельности учащихся включает в себя несколько направлений.
Это:
Во-первых, учащиеся пробовали себя в роли пожарных. Они провели информационные рейды по пожарной безопасности для жителей частного сектора; рейды по проверке хранения пиротехнических средств в торговых точках города; создавали агитбригады для выступления перед учащимися школ города по пожарной безопасности.
Во-вторых, активно формируются лидерские качества учащихся. Наши «Спасатели» востребованы в школьном социуме, являются членами городского совета старшеклассников, многие постоянно участвуют в различных конкурсах газет по линии Красного Креста и занимают призовые места.
В-третьих, совместно с учащимися организована воспитательная среда и досуговая деятельность: проводились классные часы о родном городе, поездки в театр, посещение различных выставок, музеев как нашего города так и Свердловской области. Совместно празднуются дни рождения каждого учащего и это тоже одна из добрых традиций класса. Встречи Нового года у настоящей елки в лесу и многое, многое другое, что приобщает детей к здоровому и безопасному образу жизни.
В работе с учащимися организована и большая исследовательская деятельность на основе историко-патриотического воспитания. Ребята с огромным интересом изучают историю своего города, пожарного дела, как в Росси, так и в городе Первоуральске, родословные видных пожарников. В результате было завоевано первое место в областном конкурсе сочинений «Моя семья в судьбе Урала». Было успешным выступление на Малых Строгановских чтениях, предоставлена возможность участия на Всероссийской конференции краеведов, которая проводилась в городе Казани.
Кроме того очень тесно было организовано в данном классе взаимодействие семьи и школы. К нашей деятельности подключены родители, что дает огромную поддержку и учителям, и детям. Родители с детьми создали совместный проект «Путеводитель по школе» в рамках областных контрольных работ. Профессиональная ориентационная деятельность в классе «Спасатели», предполагает работу по профессиональному самоопределению учащихся. Многие из них решили в будущем связать свою жизнь с пожарным или военным делом.
Таким образом, проведенная работа убеждает в том, что в результате коллективной деятельности были созданы именно те социальные условия, которые позволили каждому ребенку раскрыть свои способности и стать социально- значимой личностью, обладающей творческим потенциалом, гражданскими качествами и чувствами патриотизма. Без ее организации невозможно было бы говорить и о воплощении в жизнь такого важного и востребованного проекта как наша школьная программа «Спасатели».
Используемая литература:
- Запесоцкий А., Файн А. Эта непонятная молодежь. М., 1990
- Копылов Е.А. Гражданская позиция школьников. М., 1996.
- Малюшкина А.Б., Романова Е.А. Дела школьные. М., 2003.
- Следзевский И.В., Вяземский Е.Е., Саватеев А.Д. Концепция гражданского образования в общеобразовательных учреждениях.// Преподавание истории и обществознания в школе. 2002. №4