Цели:
- Познакомить детей с Александринским театром, частью ансамбля площади Островского.
- Развивать интерес к объектам архитектуры нашего города и их истории.
- Воспитывать внимательность к деталям, самостоятельность, умение работать в коллективе, слушать друг друга.
Оборудование:
- мультимедийная установка
- презентация
- учебник Е.В. Дмитриева «Санкт-Петербург» (выпуск второй)
- карточки
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Повторение изученного
– Скажите, какую площадь изучали на прошлом
уроке?
– Где она расположена?
– Какие здания входят в ансамбль этой площади?
– Посмотрите на схему площади и скажите где и
какое здание находится?
3. Сообщение темы и целей урока
– Сегодня на уроке мы будем более подробно знакомиться с одним из красивейших театров, который входит в ансамбль площади Островского – Александринским театром.
Приложение 1. Слайд 1
Приложение 1. Слайд 2
– Посмотрите на карту, попробуйте определить
местоположение Александринского театра.
Какие улицы могут стать ориентиром в
местонахождении театра?
– Молодцы!
Приложение 1. Слайд 3
– Старейшим театром в нашем городе является
Академический театр драмы имени А.С.Пушкина
(Александринский).
В 1801г. архитектор В.Бренна перестроил стоявший на
месте нынешнего сквера деревянный павильон в
театр. Его назвали Малым театром.
В 1828 г. театр был сломан, и вместо него появилось
величественное каменное здание архитектора
К.И.Росси, названное так не в честь Александра I,
как многие думают, а по имени жены царя Николая I,
Александры Федоровны. Торжественное открытие
Александринского театра состоялось 31 августа 1832
г.
Приложение 1. Слайд 4
– Посмотрите на иллюстрации 19 и 21 века. Скажите, сильно изменился театр?
Приложение 1. Слайд 5
Здание прямоугольное в плане. Главный
фасад его обращен к площади и Невскому проспекту.
Колонны четко вырисовываются на фоне стен, чуть
отодвинутых вглубь.
Над колоннадой главного фасада – рельефное
изображение двух Слав. Они венчают лиру
лавровыми венками.
Приложение 1. Слайд 6
Завершает главный фасад театра квадрига Аполлона – колесница, запряженная четверкой лошадей. Облаченный в свободную одежду юный бог, покровитель поэзии, искусств стоит во весь рост в нарядной колеснице. В поднятой правой руке его лавровый венок, в левой – кифара – щипковый музыкальный инструмент с четырьмя струнами. Благородные сильные кони рвутся вперед, бьют воздух копытами. Модель квадриги по проекту Росси выполнил скульптор С.С.Пименов. Она сделана из красной меди и покрыта бронзой.
Приложение 1. Слайд 7
Посмотрите план зрительного зала. Чем отличается от других? Что в нём привлекает ваше внимание?
Приложение 1. Слайд 8
Посмотрите на фотографии зрительного зала и
сцены.
Что вам особенно нравится?
Физкультминутка
4. Закрепление
– Откройте учебник, прочитайте с. 19-20.
– Что нового вы узнали из учебника?
– О каких музах вы узнали?
– Откройте с. 21 и выполните задания.
Проверка заданий.
– Посмотрите на иллюстрации и скажите, кто из персонажей древнегреческой мифологии, изученных нами на уроке, на них изображён?
– Как догадались?
5. Итог урока
– О каком театре узнали сегодня на уроке?
– В честь кого он назван?
– По чьему проекту построен театр?
– Что интересного узнали о театре?
Это интересно (возможно рассказать об этом в конце урока)
Александринский театр, «Александринка», – один из выдающихся примеров петербургского классицизма, знаменит не только своим архитектурным обликом, но и техническим решением сооружения потолка и крыши. Архитектор совместно с директором Александровского чугунолитейного завода инженером М.Ф.Кларком задумали использовать для перекрытия огромного помещения металлические фермы. Нашлись эксперты, усомнившиеся в их прочности, и царь Николай I приказал остановить работы. На это Росси ответил письмом министру двора Волконскому, в котором говорилось следующее: «Как я, так и г-н Кларк, отвечаем честью и головой, что от упомянутой крыши не произойдет ни малейшего несчастья и что все устройство будет иметь надлежащую прочность... В случае, когда бы в упомянутом здании от устройства металлических крыш произошло какое-нибудь несчастье, то в пример для других пусть тот же час повесят меня на одной из стропил театра...» Так великий архитектор переживал за свою работу, а его смелая новация и по сей день, спустя почти два столетия, восхищает даже современных специалистов.
Для подготовки к уроку использовалась следующая литература:
1. Б.К. Пукинский Санкт-Петербург 1000
вопросов и ответов – СПб.: «Норинт», 2002.
2. М.С. Зимина Санкт-Петербург Архитектурные
стили – СПб,: Корона принт, 2005.
3. В.О. Рекшан Занимательные страницы истории
Петербурга – СПб.: «Литера», 2003.