Ход урока представлен в виде описания приемов
организации работы с каждым слайдом презентации.
Ранее, при изучении информатики по учебникам
авторов Е. П. Бененсон, А. Г. Паутовой
(программа «Перспективная начальная школа»)
во втором классе и в первом полугодии 3-го класса
детям неоднократно приходилось выполнять
задание на определение истинности простых
высказываний. Таким образом, к моменту изучения
темы «Простые и сложные высказывания», ученики
имеют представление о том, что такое
высказывание и умеют определять его истинность,
основываясь на своих знаниях и житейском опыте.
Цели урока: |
|
||
Оборудование: | Презентация Ms PowerPoint «Простые и сложные высказывания» (Приложение 1) | ||
ХОД УРОКА 1. Организационный этап 2. Этап повторения и актуализации необходимых знаний |
|||
Номер слайда | Задание | Пояснения | |
1 | Ответь на вопросы | Повторить основные вопросы, касающиеся алгоритмической конструкции «ветвление», названия отдельных элементов блок-схемы | |
2 | Сравни участки алгоритмов | ||
3 | Интеллектуальная разминка | Учащимся предложено подобрать такие значения А и B, чтобы были истинны равенства. Подобранные значения оформлены в виде таблицы. | |
3. Этап изучения нового материала | |||
4 | Формулировка темы урока | Запись даты в тетрадях, целеполагание. Если учащиеся затрудняются, то можно подвести их к формулированию следующих целей: «Какие высказывания относят к простым?» «Какие высказывания относят к сложным?», «Как связаны между собой простые и сложные высказывания?» «Как определять истинность таких высказываний» |
|
5 | Сравни предложения из первой и второй колонок | Ученики должны увидеть, что предложения из второй колонки составлены из предложений из первой колонки с помощью союзов И и ИЛИ. После этого появляется пояснительный текст, что в первой колонке приведены простые высказывания, а во второй – сложные. Дети формулируют вывод о том, какие высказывания называют сложными. | |
6 | Знакомство с операцией
«логическое умножение». Задание: определить
истинность сложного высказывания и сделать
выводы. *Элементы схемы на слайде анимированы. |
Дети определяют истинность или ложность неравенств, параллельно открываются строки таблицы истинности; сравнивают открывшуюся таблицу истинности и таблицу 1, делают выводы. | |
Работа с учебником: чтение объяснительного текста на стр. 26, знакомство с таблицей истинности, определение истинности сложных высказываний, содержащих логическое умножение с помощью таблицы истинности. | |||
7 | Знакомство с операцией
«логическое сложение». Задание: определить
истинность сложного высказывания и сделать
выводы. *Элементы схемы на слайде анимированы. |
Дети определяют истинность или ложность неравенств, параллельно открываются строки таблицы истинности; сравнивают открывшуюся таблицу истинности и таблицу 1, делают выводы. | |
Работа с учебником: чтение объяснительного текста на стр. 27, знакомство с таблицей истинности, определение истинности сложных высказываний, содержащих логическое умножение с помощью таблицы истинности. | |||
4. Этап закрепления | |||
8 | Выводы (закрепление на репродуктивном уровне) |
Беседа по вопросам: – Какие высказывания называют сложными? – С помощью каких служебных слов (союзов) можно получать сложные высказывания? – Как можно обозначить логические высказывания? – Какое действие над высказываниями обозначает союз И, ИЛИ? – Как определить истинность сложного высказывания? – В каких случаях будет истинно (ложно) сложное логическое высказывание, полученное с помощью логического умножения? сложения? |
|
Работа с учебником: определение истинности высказываний (стр. 27) | |||
9 | Проверь себя: задание № 21 a (стр. 28) (процесс выполнения задания на слайде анимирован) |
Сначала проводится предварительная
беседа по вопросам (на примере первой фигуры): –
Что можно сказать об условии. Для оставшихся фигур дети выполняют алгоритм самостоятельно. Затем проверяют себя по слайду. |
|
10 | Проверь себя: задание № 21
b (стр. 28) (процесс выполнения задания на слайде анимирован) |
Учащиеся выполняют задание самостоятельно с последующей самопроверкой. | |
11 | Задание № 22 стр. 29 | Первая группа выполняет задание № 22 (для двух значений переменной Х), вторая группа выполняет задание № 23 на компьютере (ПО к учебнику, программа «Рассказ с продолжением»), затем группы меняются местами. | |
5. Итог урока 6. Домашнее задание |
|||
12 | Домашнее задание | С. 26-27: отмеенное – знать, № 24 (с. 32-33) письменно |