Разработка урока по теме "Простые и сложные высказывания". Информатика. 3-й класс

Разделы: Информатика, Начальная школа

Класс: 3


Ход урока представлен в виде описания приемов организации работы с каждым слайдом презентации.
Ранее, при изучении информатики по учебникам авторов  Е. П. Бененсон, А. Г. Паутовой (программа «Перспективная начальная школа»)  во втором классе и в первом полугодии 3-го класса детям неоднократно приходилось выполнять задание на определение истинности простых высказываний. Таким образом, к моменту изучения темы «Простые и сложные высказывания», ученики имеют представление о том, что такое высказывание и умеют определять его истинность, основываясь на своих знаниях и житейском опыте.

Цели урока:
  • Формирование представления у учащихся о простых и сложных высказываниях, об операциях логического сложения и логического умножения, о таблицах истинности для этих операций; формирование умения определять значение сложного логического высказывания с помощью таблиц истинности. Развитие умения выполнять алгоритмы с ветвлением, записанные в виде блок-схем.
  • Создание условий для развития умений анализировать информацию, выстраивать причинно-следственные цепочки, делать выводы, переводить визуальную информацию в вербальную.
  • Способствовать формированию у учащихся культуры труда.
Оборудование: Презентация Ms PowerPoint  «Простые и сложные высказывания» (Приложение 1)

ХОД УРОКА

1. Организационный этап

2. Этап повторения и актуализации необходимых знаний

Номер слайда Задание Пояснения
1 Ответь на вопросы Повторить основные вопросы, касающиеся  алгоритмической конструкции «ветвление», названия отдельных элементов блок-схемы
2 Сравни участки алгоритмов
3 Интеллектуальная разминка Учащимся предложено подобрать такие значения  А и B, чтобы были истинны равенства. Подобранные значения оформлены в виде таблицы.
3. Этап изучения нового материала
4 Формулировка темы урока Запись даты в тетрадях, целеполагание.
Если учащиеся затрудняются, то можно подвести их к формулированию следующих целей: «Какие высказывания относят к простым?» «Какие высказывания относят к сложным?», «Как связаны между собой простые и сложные высказывания?» «Как определять истинность таких высказываний»
5 Сравни предложения из первой и второй колонок Ученики должны увидеть, что предложения из второй колонки составлены из предложений из первой колонки с помощью союзов И и ИЛИ. После этого появляется пояснительный текст, что в первой колонке приведены простые высказывания, а во второй – сложные. Дети формулируют вывод о том, какие высказывания называют сложными.
6 Знакомство с операцией «логическое умножение». Задание: определить истинность сложного высказывания и сделать выводы.
*Элементы  схемы на слайде анимированы.
Дети определяют истинность или ложность неравенств, параллельно открываются строки таблицы истинности; сравнивают открывшуюся таблицу истинности и таблицу 1, делают выводы.
Работа с учебником: чтение объяснительного текста на стр. 26, знакомство с таблицей истинности, определение истинности сложных высказываний, содержащих логическое умножение с помощью таблицы истинности.
7 Знакомство с операцией «логическое сложение». Задание: определить истинность сложного высказывания и сделать выводы.
*Элементы  схемы на слайде анимированы.
Дети определяют истинность или ложность неравенств, параллельно открываются строки таблицы истинности; сравнивают открывшуюся таблицу истинности и таблицу 1, делают выводы.
Работа с учебником: чтение объяснительного текста на стр. 27, знакомство с таблицей истинности, определение истинности сложных высказываний, содержащих логическое умножение с помощью таблицы истинности.
4. Этап закрепления
8 Выводы
(закрепление на репродуктивном уровне)
Беседа по вопросам:
– Какие высказывания называют сложными?
– С помощью каких служебных слов (союзов) можно получать сложные высказывания?
– Как можно обозначить логические высказывания?
– Какое действие над высказываниями обозначает союз И, ИЛИ?
– Как определить истинность сложного высказывания?
– В каких случаях будет истинно (ложно) сложное логическое высказывание, полученное с помощью логического умножения? сложения?
Работа с учебником: определение истинности  высказываний  (стр. 27)
9 Проверь себя: задание № 21 a (стр. 28)
(процесс выполнения задания на слайде анимирован)
Сначала проводится предварительная беседа по вопросам (на примере первой фигуры):

– Что можно сказать об условии.
– Из каких частей оно состоит?
– Как проверить истинность первого высказывания?
– Как проверить истинность второго высказывания?
– Как определить истинность сложного высказывания?
– Какой вариант действий выбрать для первой фигуры?

Для оставшихся фигур дети выполняют алгоритм самостоятельно. Затем проверяют себя по слайду.

10 Проверь себя: задание № 21 b     (стр. 28)
(процесс выполнения задания на слайде анимирован)
Учащиеся выполняют задание самостоятельно с последующей самопроверкой.
11 Задание № 22  стр. 29 Первая группа выполняет задание № 22 (для двух значений переменной Х), вторая группа выполняет задание № 23 на компьютере  (ПО к учебнику, программа «Рассказ с продолжением»),  затем группы меняются местами.
5. Итог урока

6. Домашнее задание

12 Домашнее задание С. 26-27: отмеенное – знать,

 № 24 (с. 32-33) письменно