Тип урока: исследовательская работа.
Цель: развивать творческие способности учащихся, воспитывать интерес к предмету, формировать умения оценки знаний и умений в процессе применения знаний о квадратичной функции в нестандартных ситуациях.
Оборудование: компьютер, карточки с заданиями.
Время: 90 минут
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель распределяет учащихся по группам, выдает консультанту каждой группы карточку с задачей, проводит инструктаж для консультантов. Консультанты знакомятся с заданиями . Далее учитель работает с классом.
Учитель предлагает учащимся сформулировать цель урока.
II. Устная работа.
На экране компьютера показаны графики шести квадратичных функций. Расположение их на координатной плоскости различно.
Учитель просит учащихся ответить на следующие вопросы:
1. Какой из предложенных графиков указывает:
А) на отсутствие нулей у функции;
Б) на то, что функция имеет только один нуль;
В) на, то что нули функции имеют разные знаки;
Г) на то, что оба корня положительны;
Д) на то, что оба корня отрицательны?
2. Какой из графиков указывает на то, что соответствующая квадратичная функция на всей области определения принимает:
А) положительные значения;
Б) отрицательные значения;
В) неположительные значения.
3. Какие еще вопросы можно задать о свойствах функций, представленных данными графиками?
III. Работа в группах.
Задание для группы № 1.
Одно из следующих утверждений о некоторой квадратичной функции неверно (или имеет ошибку), а остальные верные:
А) при х ≤ -0,6 функция убывает, а при х ≥ -0,6 функция возрастает;
Б) функция принимает как положительные, так и отрицательные значения;
В) наибольшее значение функции у = -12,8;
Г) график функции проходит через точку (0; -11).
Найдите неверное утверждение, запишите эту функцию (решение через формулу у = а(х – х0)2 + у0), постройте график найденной функции.
Задание для группы №2.
Одно из следующих утверждений о некоторой квадратичной функции неверно (или имеет ошибку), а остальные верные:
А) значения функции неположительные при х ≤ -1 и х ≥ 9;
Б) ветви параболы направлены вверх ;
В) ось симметрии проходит через прямую х = 4;
Г) график функции проходит через точку (0; 9).
Найдите неверное утверждение, запишите эту функцию (решение через систему уравнений), постройте график найденной функции.
Задание для группы № 3.
Одно из следующих утверждений о некоторой квадратичной функции неверно (или имеет ошибку), а остальные верные:
А) при х ≤ функция убывает, а при х ≥ функция возрастает;
Б) график функции полностью лежит в верхней полуплоскости;
В) наибольшее значение функции у =;
Г) график функции проходит через точку (0; 1).
Найдите неверное утверждение, запишите эту функцию (решение через формулу х0 = -, постройте график найденной функции.
Задание для группы №4.
Одно из следующих утверждений о некоторой квадратичной функции неверно (или имеет ошибку), а остальные верные:
А) при х ≤ функция возрастает, а при х ≥ функция убывает;
Б) ветви параболы направлены вверх;
В) график полностью лежит в нижней полуплоскости, кроме одной точки;
Г) график функции проходит через точку (-1; -3).
Найдите неверное утверждение, запишите эту функцию, постройте график найденной функции.
Консультанты приглашаются для работы в свои группы. Работа в группах длится 20–25 минут. Графики функций строится на листе ватмана.
Образец выполнения задания.
Задание.
Одно из следующих утверждений о некоторой квадратичной функции неверно (или имеет ошибку), а остальные верные:
А) при х ≤ функция убывает, а при х ≥ функция возрастает;
Б) график функции полностью лежит в верхней полуплоскости;
В) наибольшее значение функции у =;
Г) график функции проходит через точку (0;1).
Найдите неверное утверждение, запишите эту функцию (решение через формулу х0 = -, постройте график найденной функции.
Ошибка в утверждении В. В задании сказано о наибольшем значении, а значение должно быть наименьшем.
Решение.
М( – вершина параболы.
(0;1) – точка пересечения с осью Оу, значит с = 1.
Если а = 2, то в = -1, значит у = 2х2 -х + 1.
х | 1 | 2 |
у | 2 | 7 |
IV. Анализ результатов решения предложенного задания по группам.
Далее начинается защита заданий (2минуты). Защищает задание один ученик из группы. Он формулируют проблему исследования предложенного задания, и показывает, как эта проблема была решена. Остальные группы слушают и затем обсуждают защиту задания.
V. Рефлексия (самооценка).
Каждый ученик получает карточки с критериями оценивания исследовательской работы. Если ученик не справляется с выполнением 1 этапа “Исследовательские умения”, или с каким-то его пунктом, то учитель ему в этом помогает или предлагает готовые формулировки, что учитывается при выставлении баллов. Каждое умение оценивается от 0 до 5-ти баллов.
II-й этап “Специальные умения”, ученик выполняет самостоятельно.
У1. – умение применять свойства квадратичной функции;
У2. – умение определить неверное утверждение или найти ошибку;
У3. – умение определить координату вершины параболы;
У4. – умение находить коэффициенты а, в, с;
У5. – умение строить график квадратичной функции
Исследовательские умения | ||||||||
Цель | Проблема | План | Осуществление | Анализ | Рефлексия | Общий балл | Отметка | |
Специальные умения | ||||||||
У1 | У2 | У3 | У4 | У5 | Общий балл | Отметка | Итог | |
Таблица перевода баллов и процентов в отметку.
отметка | 5 | 4 | 3 | 2 |
баллы | 25–22 | 21–18 | 17–13 | 12–0 |
проценты | 100–90 | 89–75 | 74–50 | 49–0 |
Каждое умение оценивается от 0 до 5, затем все баллы суммируются. В таблице приведен перевод для 5 умений, исходя из максимального балла 25.
IV. Задание на дом.
V. Итог урока.
Литература.
- Алгебра: учебник для 8 кл. образовательных учреждений; Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров и др.– 8-е издание, М.: Просвещение, 2001 год;
- М.Ю. Шуба Занимательные задания в обучении математике: Книга для учителя. М: Просвещение, 1994год.