Цели:
- учить выделять согласные звуки Б – П из слогов, слов и предложений;
- соотносить звуки с буквами и символами;
- формировать навыки звукобуквенного анализа слогов, слов и предложений;
- обогащать словарь детей словами с буквами Б – П;
- развивать зрительное внимание и восприятие, логическое мышление;
- артикуляционную моторику, пространственно-временные представления;
- развивать навыки фонематического анализа и синтеза;
- формировать навыки работы с деформированным текстом.
Оборудование: Картинки, карточки с названиями дней недели, со слогами, сигнальные карточки Б, П, конверты с заданиями, записи на доске, образцы букв Б и П., звуковая дорожка для речевого дыхания, слоги – слияния с твердыми и мягкими согласными, компьютер, кукла Буратино, профиль звука П, Б, сундучок с ключиком.
Ход занятия
I. Оргмомент
1. Знакомство с героем занятия.
Логопед: Отгадайте имя веселого человечка, который спешит к нам на занятие. Помогут вам цифры, записанные под картинками. Они вам укажут, какие буквы нужно взять. (Картинки висят на доске, записываем под ними буквы)
Картинки: букварь, радуга, сети, носок. (Герой занятия – Буратино.)
Логопед: Какому слову соответствует эта звуковая схема?
Почему третий слог “ТИ” отличается от остальных слогов? (Слог с мягким согласным.)
Правильно! Вы угадали имя нашего гостя. Но вечно недовольный Карабас-Барабас забрал у него ключик и положил в этот сундучок и сказал, что Буратино получит его тогда, когда выполнит несколько заданий. Давайте ему в этом поможем.
2. Развитие пространственно-временных отношений.
Логопед: Задание первое. Смотрим на доску. Буратино не понятно, что означают слова на доске? Давайте мы их прочтем и скажем что это такое.
Логопед: Найдите в названии дней недели такие, которые начинаются с одной и той же буквы. (Понедельник – пятница, вторник – воскресенье, среда – суббота.)
3. Знакомство с темой занятия через выделение первых звуков в словах.
Логопед: Назовите дни недели, чьи названия соответствуют цифрам 1 и 5. (Понедельник и пятница.)
– Назовите первые звуки в словах. (П – П’)
– Назовите парные согласные звуки по звонкости для выделенных звуков.
(Б – Б’)
4. Развитие речевого дыхания.
Работа с речевым профилем (на доске).
Логопед: Смотрим на речевой профиль этих звуков:
– Когда произносим эти звуки, губы плотно сжаты.
– Воздух, который мы выдыхаем, разрывает плотно сжатые губы.
– Давайте произнесем эти звуки, положив ладошку на горлышко.
– Когда дрожит горлышко? (при звуке Б)
– Значит, звук Б – звонкий, а П – глухой.
А теперь все вместе попробуем правильно произнести эти звуки по звуковой дорожке.
5. Соотнесение звуков Б – Б’ – П – П’ с буквами Б – П. (Образцы написания букв висят на доске)
6. Формулирование темы занятия и запись ее на доске.
II. Основная часть
1. Работа с сигнальными карточками.
Логопед:
Мы сейчас в слова сыграем,
Сладости мы покупаем.
Если “Б” услышим в слове,
С буквой “Б” мы чек готовим.
Если в слове “П” узнаем,
С буквой “П” чек поднимаем.В булочной у нас баранки,
Булки, бублики, буханки,
Пирожки, батоны, плюшки
И плетенки, и пампушки,
Курабье, бисквит, печенье,
Бутерброды, чай с вареньем…
Логопед: Какие вы молодцы!
2. Развитие звукового анализа на уровне слога.
Логопед: Я еще дам вам задание, которое нужно выполнить нашему гостю.
Он принес слоги для картинок, висящих на доске, в названии которых не достает этих слогов. (Картинки висят на доске, ученики по очереди подбирают правильный слог к картинке).
Картинки: березы, помидор, палатка, пуговица, грибы, труба.
3. Гимнастика для глаз.
Логопед указкой показывает направление, дети глазами ведут за указкой. (Вверх – вниз, вправо – влево, по кругу).
4. Развитие звукового анализа на уровне слова.
Логопед: У Буратино было много врагов и он решил зашифровать слова. Давайте поможем ему в этом! Вместо буквы “Б” мы будем писать – , а вместо “П” –
(Учащиеся по очереди выходят к доске.)
Слова: банан, прибавил, бабочка, победа, лампа, барабан, платок, зубы.
5. Физкультминутка.
Раз, два – выше голова,
Три, четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть
Семь, восемь – лень отбросим!
6. Звуковой анализ на уровне предложения.
Логопед: Давайте поможем нашему герою сделать графическую запись предложения.
Почтальон принес письмо. (п п п. )
Ребята поплыли к берегу. ( б пп – б. )
В парке было много берез. ( – п б – б )
Боря и Паша – большие друзья. ( Б – П б – . )
7. Работа с деформированным предложением.
Логопед: Есть у Буратино друг, который любит сочинять стихи. Давайте ему в этом поможем. (По очереди садятся за компьютер и составляют предложение.)
А последнее предложение мы составим все вместе. Возьмите со стола по одному слову и встаньте так у доски, чтобы нашим гостям было понятно, что же сказал нам Буратино.
Ребята, спасибо за помощь!
III. Итог занятия
Логопед: А шкатулку для Буратино мы откроем, когда вы ответите на мои вопросы.
Итак, ребята, мы сегодня выделяли звуки П и Б в слогах, словах и предложениях.
– Давайте вспомним, какие задания вы выполняли?
(Отгадывали тему занятия, работали над речевым дыханием, звуковым профилем, вставляли слоги в слова, зашифровывали слова, записывали предложения графически и составляли предложения.)
– Как вы думаете, какие задания понравились Буратино?
– Ну что, откроем сундучок, заглянем, что там?