Дифференциация "П-Б"

Разделы: Логопедия


Цели:

  • учить выделять согласные звуки Б – П из слогов, слов и предложений;
  • соотносить звуки с буквами и символами;
  • формировать навыки звукобуквенного анализа слогов, слов и предложений;
  • обогащать словарь детей словами с буквами Б – П;
  • развивать зрительное внимание и восприятие, логическое мышление;
  • артикуляционную моторику, пространственно-временные представления;
  • развивать навыки фонематического анализа и синтеза;
  • формировать навыки работы с деформированным текстом.

Оборудование: Картинки, карточки с названиями дней недели, со слогами, сигнальные карточки Б, П, конверты с заданиями, записи на доске, образцы букв Б и П., звуковая дорожка для речевого дыхания, слоги – слияния с твердыми и мягкими согласными, компьютер, кукла Буратино, профиль звука П, Б, сундучок с ключиком.

Ход занятия

I. Оргмомент

1. Знакомство с героем занятия.

Логопед: Отгадайте имя веселого человечка, который спешит к нам на занятие. Помогут вам цифры, записанные под картинками. Они вам укажут, какие буквы нужно взять. (Картинки висят на доске, записываем под ними буквы)

Картинки: букварь, радуга, сети, носок. (Герой занятия – Буратино.)

Логопед: Какому слову соответствует эта звуковая схема?

Почему третий слог “ТИ” отличается от остальных слогов? (Слог с мягким согласным.)

Правильно! Вы угадали имя нашего гостя. Но вечно недовольный Карабас-Барабас забрал у него ключик и положил в этот сундучок и сказал, что Буратино получит его тогда, когда выполнит несколько заданий. Давайте ему в этом поможем.

2. Развитие пространственно-временных отношений.

Логопед: Задание первое. Смотрим на доску. Буратино не понятно, что означают слова на доске? Давайте мы их прочтем и скажем что это такое.

Логопед: Найдите в названии дней недели такие, которые начинаются с одной и той же буквы. (Понедельник – пятница, вторник – воскресенье, среда – суббота.)

3. Знакомство с темой занятия через выделение первых звуков в словах.

Логопед: Назовите дни недели, чьи названия соответствуют цифрам 1 и 5. (Понедельник и пятница.)

– Назовите первые звуки в словах. (П – П’)

– Назовите парные согласные звуки по звонкости для выделенных звуков.

(Б – Б’)

4. Развитие речевого дыхания.

Работа с речевым профилем (на доске).

Логопед: Смотрим на речевой профиль этих звуков:

– Когда произносим эти звуки, губы плотно сжаты.

– Воздух, который мы выдыхаем, разрывает плотно сжатые губы.

– Давайте произнесем эти звуки, положив ладошку на горлышко.

– Когда дрожит горлышко? (при звуке Б)

– Значит, звук Б – звонкий, а П – глухой.

А теперь все вместе попробуем правильно произнести эти звуки по звуковой дорожке.

5. Соотнесение звуков Б – Б’ – П – П’ с буквами Б – П. (Образцы написания букв висят на доске)

6. Формулирование темы занятия и запись ее на доске.

II. Основная часть

1. Работа с сигнальными карточками.

Логопед:

Мы сейчас в слова сыграем,
Сладости мы покупаем.
Если “Б” услышим в слове,
С буквой “Б” мы чек готовим.
Если в слове “П” узнаем,
С буквой “П” чек поднимаем.

В булочной у нас баранки,
Булки, бублики, буханки,
Пирожки, батоны, плюшки
И плетенки, и пампушки,
Курабье, бисквит, печенье,
Бутерброды, чай с вареньем…

Логопед: Какие вы молодцы!

2. Развитие звукового анализа на уровне слога.

Логопед: Я еще дам вам задание, которое нужно выполнить нашему гостю.

Он принес слоги для картинок, висящих на доске, в названии которых не достает этих слогов. (Картинки висят на доске, ученики по очереди подбирают правильный слог к картинке).

Картинки: березы, помидор, палатка, пуговица, грибы, труба.

3. Гимнастика для глаз.

Логопед указкой показывает направление, дети глазами ведут за указкой. (Вверх – вниз, вправо – влево, по кругу).

4. Развитие звукового анализа на уровне слова.

Логопед: У Буратино было много врагов и он решил зашифровать слова. Давайте поможем ему в этом! Вместо буквы “Б” мы будем писать – , а вместо “П” –

(Учащиеся по очереди выходят к доске.)

Слова: банан, прибавил, бабочка, победа, лампа, барабан, платок, зубы.

5. Физкультминутка.

Раз, два – выше голова,
Три, четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть
Семь, восемь – лень отбросим!

6. Звуковой анализ на уровне предложения.

Логопед: Давайте поможем нашему герою сделать графическую запись предложения.

Почтальон принес письмо. (п п п. )

Ребята поплыли к берегу. ( б пп – б. )

В парке было много берез. ( – п б – б )

Боря и Паша – большие друзья. ( Б – П б – . )

7. Работа с деформированным предложением.

Логопед: Есть у Буратино друг, который любит сочинять стихи. Давайте ему в этом поможем. (По очереди садятся за компьютер и составляют предложение.)

А последнее предложение мы составим все вместе. Возьмите со стола по одному слову и встаньте так у доски, чтобы нашим гостям было понятно, что же сказал нам Буратино.

Ребята, спасибо за помощь!

III. Итог занятия

Логопед: А шкатулку для Буратино мы откроем, когда вы ответите на мои вопросы.

Итак, ребята, мы сегодня выделяли звуки П и Б в слогах, словах и предложениях.

– Давайте вспомним, какие задания вы выполняли?

(Отгадывали тему занятия, работали над речевым дыханием, звуковым профилем, вставляли слоги в слова, зашифровывали слова, записывали предложения графически и составляли предложения.)

– Как вы думаете, какие задания понравились Буратино?

– Ну что, откроем сундучок, заглянем, что там?