Цель:
- Познакомить с невидимой пищевой сетью и невидимой пирамидой в дубовом лесу.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
- Развивать наблюдательность, логическое мышление.
Оборудование. Рисунок дуба, схема пищевой сети, схемы – значки “Правила поведения в лесу”.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель:
Любите родную природу-
Озёра, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою,
Навеки родная земля,
На ней мы с тобою родились.
Живём мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.
2. Актуализация знаний
Мы начинаем урок природоведения?
– Что такое природа? (Все, что нас окружает и
не сделано руками человека)
– На какие группы вы разделили бы животных в
зависимости от питания? (Растительноядные,
насекомоядные, хищные)
– Вспомните, что называется цепью питания?
Приведите пример.
– С чего всегда начинается цепь питания? (С
растений т.к. только растения способны
использовать энергию Солнца, производить
питательные вещества (сахар, крахмал) из
углекислого газа и воды.)
– Какое 2-ое звено в цепи? (Растительноядные
животные)
– 3 звено? (Хищные или насекомоядные животные)
– Как хищники приспособились к добыванию пищи? (Острые
когти, зубы, бесшумны в движении)
– Как животные приспособились защищаться? (Быстрый
бег, панцири, раковины, едкая кровь).
– Вспомните, к какой группе по типу пищи
относится божья коровка? (хищное насекомое)
– Составьте цепь питания божьей коровки (на
столе слова: растение, тля, божья коровка)
– Проверка .
3. Сообщение темы урока.
– Сейчас мы выполним тест и узнаем какова тема нашего сегодняшнего урока.
Тест.
1) Как в народе называют божью коровку?
д) солнышко
т) тучка
2.Что можно определить у божьей коровки по количеству точек?
ю) количество лет
у) к какому виду относится?
3. Как ведут себя пауки, если в их сети попадает божья коровка?
к) быстрее начинают есть.
б) обрывают нити и освобождают жуков.
Проверка (правильные ответы: д,у,б.)
– Какое слово получилось? (Дуб)
У нас в гостях сегодня на уроке дуб. Мы узнаем с кем дружит дуб. Изучим его экологические связи в дубовом лесу.
Рассказ учащихся о дубе.(Приложение 1)
– Как называется дубовый лес? (дубрава)
– Какие правила надо соблюдать в лесу? (Показ
плакатов)
– Молодцы! Правила вы знаете. Еще одно и очень
важное правило – в лесу надо соблюдать тишину,
чтобы не спугнуть друзей дуба. Отправляемся в
дубраву. (работа по учебнику).
– Посмотрите на рисунок и скажите, кто из
животных дружит с дубом?
– Назовите животных, которые питаются желудями,
листьями, корой дуба?
Эти животные напрямую связаны с дубом. На этих животных охотятся хищники (волк, лиса, кукушка, сова, змеи) значит хищники тоже связаны с дубом, но не напрямую, а косвенно.
Посмотрите, некоторые цепи питания переплетаются между собой. Образуется сеть питания или пищевая сеть. Поэтому экологи говорят: “Лес – это единое целое”.
(Показ сети питания в дубовом лесу)
Физкультминутка
Отгадайте загадки.
- В золотой клубочек спрятался дубочек. (Желудь.)
- Маленькая, серенькая, а хвостик, как шило. (Мышь.)
- Всю ночь летает - мышей добывает.
А станет светло - спать летит в дупло. (Сова.)
На доске: сова, мышь, желудь.
– Составьте цепь питания.
– Кто самый крупный в этой цепи?
А мышь крупнее желудя. Но если бы у нас были волшебные весы и мы взвесили всех сов в лесу. Всех мышей и все желуди, то оказалось бы, что желуди намного тяжелее мышей, а мыши тяжелее сов. Случайно ли это? Нет. Ведь одной сове нужно много мышей, а мыши много желудей. Таким образом получается экологическая пирамида. (показ) Невидимые пирамиды в природе существуют всюду. Хищников всегда меньше, чем растительноядных животных, а растительноядных меньше, чем растений, которыми они питаются.
Работа в группах.
– Составить пищевую сеть.
– Проверка.
4. Итог урока
– Назови друзей дуба.
– Кто напрямую связан с дубом?
– Кто косвенно?
– Найдите в учебнике определение. Что мы
называем пищевой сетью, экологической пирамидой?
– Почему говорят: “Лес – единое целое”?
5. Домашнее задание
Читать статью в учебнике.