1. Социальная адаптация детей-инвалидов в условиях дополнительного образования
В настоящее время дети с ограниченными возможностями в основном воспитываются и обучаются домах интернатах и в домашних условиях. Таким образом, дети с малых лет «изолируются» от общества, от здоровых сверстников. И поэтому многие специалисты рекомендуют, чтобы педагоги создавали среду для совместного пребывания детей с ОВЗ.
Методологическим основанием служат концепция развития человека как личности и концепция интеграции (разработанная в западной и отечественной педагогике) детей с ограниченными возможностями при психолого-педагогическом, медико-социальном сопровождении. Основной метод работы — комплексное сопровождение. Концепция сопровождения как новая образовательная технология в нашей стране разработана доктором педагогических наук, профессором Е.И. Казаковой.
Комплексное сопровождение организуется по трём направлениям:
- Социально-педагогическое,которое включает: социальную адаптацию; социальную интеграцию; педагогическую интеграцию; социальную защиту.
- Медико-психологическое — это психологическое, медико-оздоровительное и логопедическое сопровождение.
- Развивающая:культурная интеграция; культурное воспитание; организация досуга.
Развивающая деятельность
Для развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями и их интеграции со здоровыми детьми используются возможности дополнительного образования — кружковые, секционные занятия, которые помогают восстановлению нарушенных функций организма. Опыт показывает, что важную роль при интеграции детей-инвалидов в среду здоровых сверстников грает правильный выбор досуговой сферы. Участие ребёнка с ограниченными возможностями в концертах, спектаклях, праздниках вместе со здоровыми детьми поможет детям-инвалидам самоутвердиться, поверить в свои возможности. В здоровых детях совместные мероприятия воспитывают милосердие, терпимость, отзывчивость. В ходе деятельности большое внимание уделяется различным формам работы с семьёй. Активное участие родителей в воспитании и обучении собственных детей — это главное условие социализации ребёнка с ограниченными возможностями. Учитывая, что при интеграции детей с ограниченными возможностями большое значение имеет подготовка общества к принятию таких детей.
Социальную адаптацию детей-инвалидов рекомендуется проводить в смешанных группах обучения. В них они быстрее приспосабливаются к окружающим условиям, а здоровые дети учатся состраданию, оказанию им помощи, проявляют заботу о них, воспитывают в себе милосердие, доброту. В то же время, вовлечены в совместную деятельность со здоровыми детьми, воспитанники учатся действовать и жить в коллективе, учатся общению, чего они лишены (многие) с самого момента рождения. Педагог должен помочь ребенку с ОВЗ преодолеть этот барьер.
Психологическому оздоровлению, развитию коммуникативных способностей, социальной адаптации воспитанников содействует и хорошо организованная в кукольном театре совместная досуговая деятельность. Для детей и их родителей рекомендуется проводить дни открытых дверей, творческие конкурсы, детские праздники. Все это способствует социализации, развитию и самоутверждению среди сверстников.
Наблюдения за развитием детей с ОВЗ показали, что дети с удовольствием посещают творческое объединение кукольный театр, у них появляется тяга к общению, к дружбе. Эти дети чувствуют себя в этом мире уже не одинокими, а нужными, что-то знающими и умеющими, равноценными. Они уже могут высказывать свою мысль, поделиться радостью или тревогой, проявить о чем-то заботу. После выступления с удовлетворением замечают, что они выступали не хуже других. И в глазах появляется блеск, а на лицах – улыбка. Родители видят позитивные изменения в поведении ребенка и с большим желанием организуют посещения детьми творческой студии.
2. Арттерапия на занятиях кукольного театра
Процесс гуманизации общественного сознания, происходящий в настоящее время в нашей стране, вскрыл и остро обнажил проблемы удовлетворения жизненных потребностей людей с ограниченными возможностями заболевания разных возрастов. А растущая в последние годы детская инвалидность поставила перед обществом задачи удовлетворения особых образовательных потребностей детей с особенностями физического и психического развития. Провозглашение и внедрение новой гуманистической парадигмы российского образования коренным образом преобразует данную сферу деятельности. В создаваемых новых условиях возможным стало решать проблемы, связанные с воспитанием, обучением и профилизацией детей с особенностями развития. Поэтому именно дополнительное образование становится той точкой пересечения, в которой соединились способность удовлетворения особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями заболевания далее ОВЗ и использование арт-терапевтического потенциала различных видов художественного творчества. В последние годы возможности лечебного воздействия различных видов искусства активно используются всевозможными арт-терапевтическими направлениями в медицине, психиатрии и специальном образовании. Одним из важных элементов помощи детям-инвалидам, в качестве вспомогательного метода, может стать арттерапия. Метод арттерапии направлен:
- на положительный эмоциональный настрой в группе
- способствует развитию коммуникативных навыков
- дает возможность воспитаннику выражать свои чувства в социально приемлемой форме
- способствует творческому самовыражению, развитию воображения, практических навыков
- повышает адаптацию способности воспитанника
- снижает негативные эмоциональные состояния и их проявления.
Арт-терапевтические занятия в кукольном театре на фоне искреннего интереса и доброжелательного отношения педагога к воспитаннику помогают скорректировать его негативные эмоциональные состояния, такие как тоска, гнев, страх, тревожность, передавая эти переживания в художественных образах. Методы арттерапии базируются на убеждении, что внутреннее «Я» ребёнка отражается в зрительных образах всякий раз, когда он спонтанно рисует, сочиняет, конструирует. Продукты художественного творчества все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, воспоминания. Поэтому невербальные средства творческого самовыражения часто являются единственно возможными для отражения и прояснения сильных переживаний. Кукольный театр — эффективное и корректное средство сближения людей. Особенно это важно в работе с детьми-инвалидами. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания легче выразить с помощью зрительных образов. К тому же доказано, что невербальное общение менее зависит от цензуры сознания.
Следует отметить широкий спектр показаний для проведения арт-терапевтической работы в кукольном театре. Отметим, что главное в этой деятельности — гуманизация отношений, а также гармонизация эмоционального самочувствия личности.
Педагогические функции арттерапии
Развивающая функция. Благодаря использованию различных форм театральной деятельности складываются условия, при которых каждый воспитанник чувствует себя более успешным, способным справиться с трудной ситуацией. При этом развиваются чувства собственного достоинства и самоуважения. В арт-терапевтическом процессе дети-инвалиды учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности. Постепенно обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения, социальная компетентность.
Воспитательная функция. Арттерапевтическое взаимодействие строится таким образом, чтобы воспитанники учились корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками, педагогами, родителями. Это способствует нравственному развитию личности, обеспечивает ориентацию в системе моральных норм, усвоение этики поведения.
Терапевтическая функция. В процессе творческой деятельности создаётся атмосфера доброжелательности, эмпатического общения и защищённости. Каждый воспитанник имеет возможность быть услышанным и получить искреннее внимание и заинтересованное участие как детей, участников арт-процесса, так и педагога.
Коррекционная функция. Выделяются две области коррекционного воздействия — индивидуальная и коррекция группы как социальной единицы. В процессе практической деятельности педагог помогает воспитаннику увидеть главное в пьесах и проанализировать содержание своих эмоциональных состояний. Проигрывание различных новых жизненных ситуаций с использованием театральных средств позволяет воспитаннику более адекватно строить свои взаимоотношения в социуме.
Диагностическая функция. Арттерапия обладает существенными диагностическими возможностями. Вместе с тем она не является методом диагностики в общепринятом понимании. Это деликатный, гуманный способ понаблюдать за ребёнком, лучше узнать его интересы и выявить волнующие его проблемы. В процессе занятий легко проявляется характер межличностных отношений и реальное положение воспитанника в коллективе, в семье.
Диагностические функции арттерапии проявляются в процессе анализа постановке кукольного спектакля.
Кукольный театр не просто способствует развитию, но связывает между собой важнейшие функции (зрение, двигательную координацию, речь, мышление). Поэтому педагог дополнительного образования, работающий с больными детьми, - это универсальный специалист, педагог и арттерапевт в одном лице. При этом он обязан быть профессионалом в своей области, интегрирующим знания и навыки возрастной и специальной психологии, специальной (коррекционной) педагогически, знающим особенности заболеваний детей, с которыми он работает, владеющим современными педагогическими технологиями. Педагогу необходимо грамотно и обоснованно планировать ближайший, промежуточный и желаемый конечный результат совместной с воспитанниками творческой деятельности. Знание природы ряда заболеваний, их проявлений и последствий влечет за собой пересмотр многих стандартных методических приемов и поисков новых, инновационных подходов в обучении больных детей необходимым навыкам. Подобный специалист, как и врач, опирается в своей работе на принцип «не навреди». Кроме уровня профессиональных компетенций, особенно значимой оказывается личность педагога. Общение на уроке не должно носить формальный характер. Без таких качеств, как доброжелательность, сопереживание, оптимизм, чувство юмора, искренность, делающих общение с ребенком заинтересованным, естественным, обоюдным, реабилитационные задачи могут быть осуществлены лишь частично либо не достигнуты вовсе. Примером подобной социальной реабилитации и коррекционной работы с детьми инвалидами служит опыт работы кукольного театра «Арлекин», где обучаются дети, имеющие статус «инвалид», с различной патологией и степенью тяжести. Также это и дети, которые обучаются в общеобразовательном учреждении или коррекционной школе, дети, находящиеся надомном обучении, и необучаемые дети, находящиеся на реабилитационном заезде в муниципальном учреждение территориального центра социальной помощи семьи и детям, отделение реабилитации для детей-инвалидов Тяжинского района.
Работа педагога, кроме традиционной направленности, приобрела специфику, определяемую характером нарушений, сопутствующих тому или иному заболеванию. Помимо образовательного компонента, на первый план выступили задачи абилитации и коррекции имеющихся физических и психических недостатков, социальной адаптации. Каждый ребенок уникален по-своему, а больной в двойне. Начиная работу с каждым новым учеником, педагогу необходимо составить индивидуальную коррекционную программу, исходя из особенностей заболевания, психики ребенка, а также его личных творческих пристрастий. Остановимся более подробно на таких видах искусства как театр и музыка. Объединяющим моментом этих двух видов творчества является то, что музыка и театр принадлежит к исполнительским видам искусства. Оба предполагают создание некоего непредметного художественного продукта, который существует сиюминутно. В работе кукольного театра осуществляется гибкое сочетание индивидуальных и групповых форм работы в зависимости от практической необходимости – решения конкретной реабилитационной задачи, работа над определенным репертуаром или подготовки к выступлению. Одним из важнейших компонентов методической работы руководителя кукольного театра – выбор репертуара. Найти подходящий сюжет – это малая часть работы над сценарием. Основная работа происходит во время распределения ролей и адаптации текста к возможностям исполнителя. Для детей, имеющих большие речевые проблемы, подбираются роли с небольшим количества текста, доступного исполнителю. Также очень важно для каждого ребенка «выписать» текст с учетом уже «поставленных» логопедом звуков для их автоматизации в произношении и не перегружать его звуками, требующими последующей корректировки. Работа над текстовой и игровой частями ролей ведется отдельно и поэтапно. Очень сложным оказывается момент объединения всех составляющих компонентов роли. Для многих детей бывает очень трудно первый раз выступить перед зрителем, например с вокальным номером. Тогда на помощь приходит педагог-кукольник со своими воспитанниками. Для ребенка подбирается близкий по характеру персонаж-кукла. Спрятавшись за ширму, застенчивый ребенок поет с куклой на руке. Другой вариант решения подобной проблеме – ребенок поет на сцене одновременно с выступлением артистов кукольного театра, которые показывают «видеоклип» на сюжет исполняемой песни (содержание песни должно иметь яркий или смешной сюжет).
Система арт-терапевтической работы направлены на достижение желаемых изменений в психологическом самоощущении, оказывают эмоциональную поддержку, способствуют выработке у детей гуманно-ориентированных моделей поведения. Например, для снятия тревожности, страха можно использовать технику журнального фотоколлажа. Она может быть применена как с терапевтической, так и с диагностической целью. Картинки, которые выбирает воспитанник, помогают выявить проблемы, нераскрытые в вербальном общении с ним. Воспитанники самостоятельно подбирают материал из журналов, открытки и другую печатную продукцию (афиши, личные фотографии или изображения близких людей и т.д.). Они используют (вырезая) отдельные детали, компонуют их на листе бумаги и дают работе название. По завершении работы происходит обсуждение процесса и результатов работы. Использование данной техники в группе способствует самораскрытию участников и их сближению. Для таких же целей используется техника создания композиций. Эта техника, судя по опыту многих специалистов, даёт необходимое для тревожных детей чувство защищённости, возможность отстраниться от сильных эмоциональных состояний. Из готовых предметов, природных и других материалов каждый участник группы создаёт свою объёмную композицию, располагает её на листе бумаги любого формата и цвета и даёт ей название, например, «Радость», «Сказочный лес», «Лето». Выполнение задания помогает воспитаннику выразить и осознать свои чувства и раскрыть свои творческие способности.
Техника сочинения сказки по кругу способствует групповой сплочённости, взаимопониманию и укреплению внутригрупповых взаимоотношений. Один воспитанник начинает сказку и через 2-3 минуты передаёт его следующему участнику для продолжения. В итоге после прохождения нескольких кругов сказка возвращается к своему автору. Такая техника может выявить сильные противоречия во взаимоотношениях в группе, поэтому педагог должен предупредить участников о бережном отношении к работам друг друга.
Для практики наиболее приемлемы и эффективны структурированные занятия. В частности, разработанная специалистом Л.Д.Лебедевой модель группового арт-терапевтического занятия, которая может быть принята за технологическую основу, наиболее приемлема в рамках тематически-ориентированного подхода.
Вся работа кукольного театра в целом направлена на комплексное развитие ребенка с ОВЗ, которое включает:
- разработку крупной моторики рук и выработку правильной осанки;
- развитие пространственно-временной координации;
- развитие артикулярного аппарата;
- развитие слухо-моторной координации (согласованное соединение движения и речи);
- эмоциональное развитие;
- развитие вербальной, зрительной, слуховой и мышечной памяти;
- развитие коммуникативной сферы.
Занятия в кукольном театре дают возможность ее участникам выразить себя на сцене в качестве артистов. Выступления, носящие регулярный характер и созидающие ситуацию успеха, способствуют повышению самооценки, избавлению от комплексов, помогают больным детям самоутвердиться, стать более коммуникабельными, открытыми в общении. Положительные сдвиги в формировании общей моторики и ритмичности движений, тонких координированных движений рук и пальцев являются основой процесса социализации, поскольку отражаются на развитии навыков самообслуживания, делают ребенка более успешным в учебной деятельности – он более уверенно чувствует себя в работе за компьютером, улучшается почерк.
Таким образом, эти занятия оказывают положительное воздействие не только на коррекцию психомоторных функций, но также на развитие психоэмоциональной сферы ребенка.
В своей кропотливой и сложной работе педагог-арттерапевт не может ожидать быстрого результата. Он всегда обязан чутко ориентироваться на индивидуальные особенности ребенка, быть терпеливым к физическим и психическим отклонениям своих воспитанников. Это специалист, который должен быть готов учиться всю свою профессиональную жизнь.