В современных условиях при непрерывном увеличении доли интеллектуального труда во всех сферах деятельности одним из важнейших условий подготовки квалифицированной и конкурентоспособной рабочей силы является широкое общее образование.
Одним из способов формирования у студентов положительного отношения к самой познавательной деятельности является активизация позиции обучаемого в овладевании знаниями. “Всякий, кто желает приобщиться к знаниям должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только побуждение. Поэтому самодеятельность есть и средство и одновременно результат”, – указывал “Избранных педагогических сочинениях” А. Дистервег.
Поэтому активизация познавательной деятельности студентов предполагает внедрение различных методов и средств обучения, одним из которых является учебная дискуссия. Именно с ее помощью можно закрепить полученные знания и приобрести новые, сформировать навыки применения знаний и умение обобщать, анализировать; развивать внимание, логическое мышление, четкость изложения мысли; коммуникативные навыки студентов.
Главной чертой учебной дискуссии является то, что она представляет собой целенаправленный и упорядоченный обмен мнениями в группе ради поиска истины, причем каждый из присутствующих по-своему участвует в организации этого обмена идеями.
Этот метод проведения занятий уступает изложению по эффективности передачи информации, но удачен для закрепления приобретенных знаний, творческого осмысления изученного материала и формирования ценностных ориентаций. Не всякая тема подходит для проведения дискуссии, а только действительно спорная и неоднозначная.
Учебная дискуссия должна строиться таким образом, чтобы у учащихся была возможность самим принимать решения, самим анализировать возникающие у них идеи и подходы, строить действия в соответствии со своими решениями. При этом учащиеся и преподаватель решают ряд задач: учащиеся - приобретают новые знания, сравнивают свои ответы на вопросы с ответами товарищей, сопоставляют их с окружающей действительностью; преподаватель - осуществляет реальный контроль за приростом знаний у каждого учащегося, оценивает их навыки спорить и рассуждать.
Эффективность дискуссии повышается разделением учебной группы на подгруппы по 7 – 9 человек и последующей организацией диалога между ними. В каждой из подгрупп между участниками распределяются основные роли-функции.
Для того, чтобы дискуссия не превратилась в неуправляемый разговор, необходимо принять следующие меры:
- ознакомить учащихся с принципами ведения дискуссии:
- определить диапазон дискуссии;
- каждое высказанное предложение должно быть подвергнуто осмыслению и толкованию;
- создать альтернативные группы или группы единомышленников при возникновении противоречий в суждениях;
- завершать каждое выступление конкретными предложениями.
В качестве примера учебной дискуссии на уроках истории можно привести занятие по теме: Реформы Н.С.Хрущева: “за” и “против”. (Приложение 1)
Оценка каждого участника дискуссии включает в себя: знание конкретного вопроса; умение оперировать этими знаниями; умение слушать товарищей, “вписываться” в разговор, соблюдать корректность, уважительность к оппонентам, умение отстаивать свою точку зрения и опровергать ошибочную позицию. При этом оцениваться участники должны не по тому, кто сколько раз выступил, хотя многократность выступлений требуется от каждого, а по тому, насколько полезны были выступления, насколько инициативны учащиеся в определении своего места в реализации замысла дискуссии и наработанных предложений.