Правовой аспект воспитательной работы в студенческой группе

Разделы: Классное руководство


В условиях реализации приоритетного национального проекта “Образование” в современных образовательных учреждениях резко возрастает роль классного руководителя.

“Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда”, - так обосновано Методическими рекомендациями осуществление функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федераций муниципальных общеобразовательных учреждений, утвержденными Приказом Минобрнауки России 03.02.2006 N 21. Обратимся к задаче формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания,

Несколько слов о том, почему выбрана эта тема. Почему первоочередной задачей классного руководителя я считаю воспитание положительного взгляда на право в молодёжной среде? Во-первых, именно молодежь является той социальной группой, которой предстоит завтра жить в России и управлять государством. Во-вторых, она играет особую роль в построении гражданского общества: молодежь легко воспринимает демократические принципы в обществе, активно готова работать на волонтерских началах.

К сожалению, на данный момент мы наблюдаем пока достаточно низкий уровень толерантности, возникающий на фоне недостаточной правовой грамотности молодежи. Нередко студенты формально относятся к изучению права, не умеют защищать собственные права, не знают нормативных документов, охраняющих свободы человека. Порой просто теряются, оказавшись в ситуации, требующей аргументировано защитить себя и других.

Формирование правовой культуры классным руководителем ставит своей целью обучение студентов умению общаться с другими людьми. Оно предполагает воспитание у студентов познание себя и окружающих, воспитание чувства собственного достоинства, терпимости, доброжелательности к людям. Эти качества составляют основу культуры прав человека. Как классный руководитель я со своей группой участвую в реализации программы колледжа “Возрождение патриотизма – шаг к возрождению России” и плана экспериментальной работы ФЭП “Концепция гражданско-патриотического воспитания как ценностно-смысловая основа культурно-образовательной среды колледжа”. Основной целью программы является совершенствование системы гражданского и патриотического воспитания в ОАТК, направленной на формирование у студентов колледжа высокого патриотического сознания, активной гражданской позиции, идеала верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей. Классные руководители, участвующие в экспериментальной работе ФЭП призваны в первую очередь быть инициаторами новых форм работы со студентами таких как дебаты, социальные проекты, деловые игры и т. д. К разработке новых по форме и содержанию мероприятий классному руководителю целесообразно привлекать студентов. Таким образом, решается целый ряд воспитательных задач: студенты не только участвуют в инновационном процессе, но и осознают необходимость саморазвития, самообразования, самосовершенствования

Как одну из форм работы классного руководителя по правовому воспитанию я использую деловые игры, которые являются средством актуализации правовых знаний, правовых терминов.

Игра "Чудо-фраза"

Цель: помочь студентам осознать правовые термины, уточнить их значение и научиться применять в речевой практике.

Правовые термины: цензура, клевета, преступник, правонарушение, оскорбление, помилование, мошенничество, взятка, конфискация, коммерция, право, дезертирство, прокурор.

Участникам игры предлагается сесть в круг. Раздаются карточки с правовыми терминами. Студенты прочитывают термины, рассказывают, как понимают их значение. Затем находят на столе карточки с определениями этих терминов и зачитывают их.

На следующем этапе игры предлагается работа с текстами, в которой нужно найти правильные термины, выписать их и составить с ними предложения по смыслу отличные от содержания текста.

Лучшие предложения зачитываются, повторяются.

Рекомендуется вести "Словарь правовых терминов" (можно групповой).

Тренинг "Права ребёнка"

С помощью воображаемой ситуации игры, учебная деятельность приближается к реальному действию.

Главная задача - переключение основного внимания студентами с освоения правовых знаний на их практическую значимость.

Цель: закрепление правовых знаний об основных правах и законах общества. Развивать самоуважение и независимость принятия правовых решений.

Порядок работы:

Участники делятся на 4 смешанных возрастных группы.

Заполняют анкеты:

  • 1 группа - "Права, которые я имею и хочу сохранить";
  • 2 группа - "Права, которых у меня нет, но хочу иметь";
  • 3 группа - "Если бы я был родителем, то дал бы моим детям право на…";
  • 4 группа - "Если бы мои права были нарушены, я бы сделал…".

В каждой анкете предлагается выделить 5 прав, категорий и расположить их по уровню значимости. Затем каждая группа зачитывает свои ответы и проводится обсуждение высказанного мнения.

Затем педагог рассказывает, как права ребенка защищаются в нашей стране (области, городе). Приводятся примеры основных законодательных актов.

Перед тренингом проводится лекторий по материалам Конвенции ООН по Правам ребенка, чтение устава колледжа.

Частично-поисковая игра "Я - и другие"

Цель: формирование правового самосознания у подростков.

Правосознание студентов формируется не только предписаниями и требованиями, стереотипами, но и самостоятельным осмысливанием проблем, поиском выхода из сложных ситуаций, студентов нужно неоднократно сталкивать со злом в различных педагогически конструируемых ситуациях. В результате студент будет подготовлен к реальным сложностям жизни.

Задачи игры:

  • Развитие навыков: самопонимания, самоуважения, коммуникабельности, умения слушать, самоутверждения.
  • Переведение дискуссионных навыков на социально-правовую тематику.

Студенты делятся на группы по 4 человека. Педагог определяет предмет игры (связанный с правовыми нормами) и правила спора (не перебивать, уважать мнение другого, не принимать без необходимости другую точку зрения).

Для спора предлагаются следующие темы:

  • "В колледже должно быть самоуправление учащихся"
  • "Я имею право отстаивать свое мнение перед преподавателем на паре"
  • "Я имею право громко включать музыку в любое время суток"
  • "Милиция не имеет права меня задерживать без предварительного уведомления родителей или педагогов"
  • "Родители и педагоги не имеют права заставлять меня изучать те предметы, которые я не считаю важными для моей дальнейшей трудовой деятельности"
  • "Родители обязаны принимать все важные решения касающиеся нашей семьи, только посоветовавшись со мной (покупка дорогостоящих предметов, место проведения отпуска, приглашение гостей, в т.ч. неприятных мне; переезд на новое место жительства; планирование семейного бюджета)"
  • "Я имею право дружить и общаться, в том числе с лицом противоположного пола, не взирая на негативное мнение о моих друзьях родителей и педагогов, а также проводить с ними время (ночью) не ставя в известность взрослых"

В группах присутствуют студенты разного пола. Двое студентов из группы спорят, двое - наблюдают, затем участники меняются ролями.

Цель задания: не выиграть спор, а испытать чувство, когда кто-либо с тобой не согласен.

В конце игры обсуждаются чувства, которые возникли во время спора. Соблюдались ли правила спора? Изменили ли вы ваше мнение во время спора?

Выводы:

  • Каждый имеет право на свое собственное мнение, но надо иметь в виду, что у каждого может быть своя точка зрения.
  • Умение отстоять свою точку зрения позволяет сделать свой собственный выбор в различных правовых ситуациях.
  • Умение отстаивать свою позицию в критических ситуациях при гражданских, уголовных и других прецедентах.
  • Отрабатывать навыки по аргументированной защите собственной позиции.

В процессе работы в этом направлении происходит накопление правовых знаний, формирование правового сознания, умений, правовых установок, правомерного поведения.
Они проявляются:

В понимании функций права, осознании своих прав и обязанностей.

В точном и осознанном выполнении правовых норм, умелом использовании механизмов по реализации прав, уважении прав других, умений выйти из конфликтной ситуации цивилизованными средствами.

В социально-активном поведении в правовых ситуациях.

Таким образом, “необходимость формирования активной гражданской позиции должна стать одной из базовых точек в правовом образовании, которое призвано формировать социально-психологическую основу для проведения правовых реформ в стране”[2,с.87].

Литература

  1. Молодёжь и право: Информационный сборник / Авторы-сост. Д.Н. Лызлов, А.В. Маяков и др.- Владимир: Владимирское региональное отделение Молодёжного союза юристов РФ, 2005.
  2. Становление гражданской позиции студентов: опыт, проблемы, перспективы: Тезисы докладов научно-практической конференции 3 февраля 2005 г.- Омск: Изд-во ОмГПУ, 2005.