В условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий система образования должна обеспечить подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных обеспечить социально-экономическое развитие государства. Проблема информатизации находится в числе приоритетных направлений модернизации всех уровней образования. Информатизация образования (Приложение 1, слайд 2) – комплекс социально-педагогических преобразований, связанных с насыщением образовательной системы средствами информационных и коммуникационных преобразований, обеспечивающими оперативную возможность взаимодействия и доступа к информационным ресурсам локальных и глобальных сетей, использованием электронно-вычислительной техники как средства управления образовательными структурами [3]. Информатизация требует создания в учебных заведениях в первую очередь организационно-педагогических, финансово-экономических, программно-методических условий внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Кроме технического обеспечения учебного процесса необходимо изменение привычных методик обучения, овладение навыками работы на компьютере преподавателями-предметниками и мастерами производственного обучения (Приложение 1, слайд 3).
В образовательных учреждениях среднего профессионального образования к основному виду учебных занятий относятся лабораторные работы. Направленные на экспериментальное подтверждение теоретических положений и формирование учебных и профессиональных практических умений, они составляют важную часть теоретической и профессиональной практической подготовки.
Преподаватели информатики вместе с преподавателями профильных дисциплин модернизируют методы обучения, используя информационные технологии, например, разрабатывают лабораторные работы профильной направленности в информационно-коммуникационной среде и проводят интегрированные занятия по дисциплинам спеццикла. Установленные межпредметные связи обеспечивают успешную выработку профессиональных компетенций [1].
Ведущей дидактической целью лабораторных работ является формирование и совершенствование практических умений:
- профессиональных (выполнять определенные действия, операции, необходимые в последующем в профессиональной деятельности);
- учебных (решать задачи по предмету, необходимые в последующей учебной деятельности по общеобразовательным и профессиональным дисциплинам).
- Подготовка в информационно-коммуникационной среде лабораторных работ профильной направленности предполагает:
- знакомство с программами предметов спеццикла;
- выбор предметов спеццикла, изучение которых нуждается в компьютерной поддержке;
- самообразование и приобретение некоторого минимума знаний тех предметов спеццикла, с которыми будет устанавливаться межпредметная связь;
- разработка заданий для лабораторных работ с учетом межпредметных связей, профессиональной направленности.
Специфика обучения в каждом учреждении СПО заключается:
- в профессиональной направленности интересов студентов технических специальностей;
- в наличии в учебных планах вышеперечисленных специальностей предметов профессионального цикла, требующих и включающих основы информатики.
Эта специфика должна быть отражена в целях преподавания, в содержании предмета, формах, методах, последовательности изучения материала, что требует от преподавателя большой методической работы и дополнительных трудозатрат.
Таким образом, с усовершенствованием технологий моральное устаревание оборудования лаборатории становиться все более очевидным. В качестве примера рассмотрим лабораторию спецдисциплины “Автомобили” по специальности 190604 “Техническое обслуживание и ремонт автомобилей”. Компьютер в лаборатории – это очень хорошо, но мы не должны забывать о том, что работодатель требует высококвалифицированного специалиста, поэтому если обучающийся перестанет работать с “металлом”, это может привести к его не компетентности в данной сфере.
В лаборатории имеются плакатницы с ручным приводом, стенды и макеты узлов, агрегатов и деталей автомобилей различных марок. У обучающихся много времени занимает технология работы с плакатницей, которая, как и остальное оборудование является морально и физически устаревшим на настоящее время [2]. Поэтому нами реализуется проект по внедрению и установке мультимедийного и терминального оборудования в лабораторию, что стало возможным благодаря реализации ПНП “Образование” и реализации проекта по подготовки высококвалифицированных рабочих кадров для автотранспортной отрасли региона.
Прогнозируемый эффект проекта:
Увеличение доли учебного времени на выполнение практической части лабораторных работ | Качественное изменение подачи теоретического материала (представление информации в цифровом виде, интерактивность) |
Совершенствование профессиональных компетенций |
Рис. 1. Лаборатория с устаревшим оборудованием
Рис. 2. Лаборатория с новым оборудованием
Автоматизированное рабочее место одного из постов лаборатории “Автомобили”:
– ЖК монитор 24";
– бездисковый терминал;
– мышь;
– автоматизированное рабочее место преподавателя (сервер с базой данных) (Приложение 1, слайд 4).
Таким образом, внедрение проекта позволит обучающимся повысить профессиональные компетенции специалистов технического профиля.
Для составления заданий к лабораторным работам профильной направленности подбираются межпредметные практикоориентировочные профессиональные задачи, которые включают обучающегося в деятельность по установлению и усвоению связей между структурными элементами учебного материала и умениями по различным спецпредметам. В целях организации учебного процесса как дидактической системы, направленной на достижение общепредметных учебно-воспитательных задач, важно их сформулировать в виде комплексной проблемы. При выполнении лабораторных работ профильной направленности учащийся действует целенаправленно: нет необходимости объяснять, для чего нужны элементы программирования, для каких целей можно использовать возможности электронных таблиц, электронных презентаций и др. Само задание и ход решения дает ответы на эти вопросы (\слайд 5).
Литература
- Исакова Т.М., “Использование информационных технологий в преподавании спецдисциплин” // https://urok.1sept.ru/articles/537361/
- Муравьева Е.В., Исакова Е.И. “Информационное обеспечение спецдисциплин” //http://www.ict.edu.ru/vconf/index.php?a=vconf&c=getForm&r=thesisDesc&d=light&id_sec=159&id_thesis=6661
- Аксянов И. М. “Методические подходы к совершенствованию информационной подготовки выпускников учреждений системы среднего профессионального образования”//http://www.childpsy.ru/dissertations/id/18008.php