Методическая информация
Тип урока: урок повторения и обобщения
Цели урока:
- систематизировать, обобщить знания по теме, повторить определение функции, способы задания, свойства функции, сведенные в общую схему исследования;
- в ходе подготовки к ЕГЭ повторить решение неравенств методом интервалов, повторить применение производной к исследованию функции, провести проверочную работу;
- развивать логическое мышление; воспитывать чувство достоинства, гордости за родную страну.
Задачи урока: формирование навыков систематизации и обобщения знаний, навыков самостоятельной, творческой деятельности, формирование умения применять производную к исследованию функции, активизация познавательной деятельности учащихся, развитие логического мышления, развитие культуры математической речи учащихся, формирование чувства достоинства, чувства гордости за родную страну.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют, закрепят ученики в ходе урока: закрепят умения и навыки решения рациональных неравенств методом интервалов, применения производной к исследованию свойств функции, закрепят и систематизируют знания определения функции, множества значений функции, способов задания функции, свойств функции (нахождение точек пересечения с осями координат, чётность, нечётность, периодичность, промежутки знакопостоянства, точки экстремума, экстремумы), сведут свойства функции в общую схему исследования, актуализируют связь между свойствами функции и её графиком, приобретут навыки творческой, самостоятельной деятельности, грамотной математической речи, ощутят чувство достоинства и гордости за родную страну.
Необходимое оборудование и материалы: компьютер, проектор, экран, презентация, раздаточный материал, учебник «Алгебра и начала анализа». 10–11 класс. / Под редакцией А.Н. Колмогорова. – М.: Просвещение, 2008 г.
Ход и содержание урока
I. Мотивация учащихся. Психологический настрой. (1 минута)
Цели этапа:
- настрой учащихся на учебную деятельность;
- пояснить, какой раздаточный материал будет использоваться во время урока.
Учитель: «Здравствуйте, уважаемые гости (урок проведен на семинаре-совещании директоров общеобразовательных учреждений муниципального образования Славянский район), здравствуйте, ребята. Автор нашего учебника, академик Андрей Николаевич Колмогоров сказал:
«… Математические сведения могут применяться умело и с пользой в том случае, если они усвоены творчески, так, что учащийся видит, как можно было бы прийти к ним самостоятельно». (на экране слова А.Н. Колмогорова)
Ребята, я желаю вам творчества, успешного самостоятельного пути в достижении знаний. Тема сегодняшнего урока: «Функция, определение, способы задания, свойства функции». На уроке мы должны, как обычно, 10 минут уделить подготовке к ЕГЭ, повторить решение неравенств методом интервалов, применение производной к исследованию функции, написать проверочную работу, систематизировать и обобщить знания по теме урока и закрепить их.
II. Повторение, подготовка к ЕГЭ. (10 минут)
Этот этап урока проводится на каждом уроке, его целью является систематическое повторение, подготовка к ЕГЭ.
Класс условно разделен на 4 группы (в классе 23 ученика)
1. На доске задания:
a) Найти Д (у), если у =
b) Решить неравенство:
c) Найти Д (у), если у =
d) Найти Д (у), если y =
Учащиеся первой группы решают задание – а, второй – b, третьей – с, четвертой – d. Четыре человека из соответствующих групп работают у доски, остальные – в тетрадях. Закончив решение, комментируют его, если возникнут вопросы.
2. Применение производной к исследованию свойств функции. На экране слайды №1, №2, №3, подготовленные учителем. Учащиеся выходят к экрану и объясняют правильность решения. Идет корректировка знаний, постоянно звучит вопрос учителя – «Почему?»
Проверка и оценивание ЗУНКов.
III. Проверочная дифференцированная (разноуровневая) работа. (9 минут)
Цель этапа: проверка знаний учащихся.
4 варианта раздаются учащимся на карточках. На предыдущих уроках осуществлялось повторение тем, включённых в самостоятельную работу.
ВАРИАНТ 1
1. Найти значения выражения: (x - y)/xy если х = 1/3; у = 1/5
1) -2 ; 2) 7,5 ; 3) 2 ; 4) -7,5
2. Найти область определения функции, график которой изображен на рисунке.
1) (- 4; 5]; 2) (-4; 5) 3) [-4; -3) 4) [-4; 5]
3. Найти множество значений этой же функции:
1) [-4; 3]; 2) [-4; 3) ; 3) [-4; 5]
4. Указать наибольшее целое из множества значений функции y = – (1/3)х + 2
1) 1; 2) 2; 3) 3; 4) 0
ВАРИАНТ 2
1. Найти значение выражения: , если а = -√2/2 ; в = -√3 ; с = 0,5
1) -0,5; 2) 0,5; 3) 12,5; 4) 24,5
2. Решить неравенство
3. Найти область определения функции
4. Указать множество значений функции, график которой изображен на рисунке.
1) (-3; -2) и (-2; 3); 2) [-3; 3]; 3) (-2; 3); 4) [-2; 3]
ВАРИАНТ 3
1. Вычислить:
2. Найти Д(у), если у =
3. Решить неравенство:
4. Функция у = f(х) определена на всей числовой прямой и является периодической с периодом Т = 4. На рисунке изображен график этой функции при -2 < x ≤ 2. Найти значение выражения f(7) + 2f(-4) · f(-10)
ВАРИАНТ 4
1. Функция у = f(х) определена на всей числовой прямой и является периодической с периодом, Т = 5. На рисунке изображен график этой функции при 1 ≤ х ≤ 6. Найти значение выражения:
2. Вычислить:
3. Найти количество целочисленных решений неравенства, удовлетворяющих условию │x│ ≤ 5
IV. Рефлексия деятельности на уроке. Обобщающее повторение теоретического материала темы урока. (15 минут)
Цель этапа: систематизация и обобщение теоретических знаний по теме: «Функция, определение, способы задания, свойства функции».
- Беседа с классом.
- Дайте определение функции. (Это зависимость переменной у от переменной х, когда каждому значению х соответствует единственное значение у.)
- Какое слово в определении самое «важное»? (Еинственное).
- Каковы способы задания функции? (Графический, табличный, аналитический, описательный).
- Что такое область определения функции? (Множество значений аргумента, при которых функция имеет смысл).
- дайте определение функции. (Это зависимость переменной у от переменной х, когда каждому значению х соответствует единственное значение у).
- Ребята, сейчас мы составим с вами общую схему исследования функции. На экране: область определения функции (по мере продвижения появится вся схема)
- Как найти точки пересечения графика с осями координат? (С осью абсцисс. F(х) = 0, решить уравнение. Число корней уравнения равно количеству нулей функции. С осью ординат х = 0, находим f (0))
- Какая функция называется четной, а какая нечётной? (Если область определения симметрична относительно нуля и для любого х Д (f) выполняется равенство f(-x) = f(x), то f(x) – четная, f(-x) = -f(x), то f(x) – нечетная.)
- Что вы можете сказать о графиках четных и нечетных функций? (Графики четных симметричны относительно оси ординат, графики нечетных – относительно начала координат)
- Какая функция называется монотонно возрастающей, а какая монотонно убывающей? (Если для х1 J , х2 J, причем х1 > х2, выполнено условие f (х1) > f (х2), то функция у = f (х) называется монотонно возрастающей на J . Если f (х1) < f (х2), то функция у = f (х) называется монотонно убывающей на J) .
- Дайте определение точек экстремума. (Точка х0 называется точкой минимума функции f , если для всех х из некоторой окрестности х0 выполнено неравенство f (х) ≥ f (х0), точка х0 называется точкой максимума функции f , если для всех х из некоторой окрестности х0 выполнено неравенство f (х) ≤ f (х0). Точки максимума и минимума называют точками экстремума)
- Какая функция называется периодической? (Если существует такое число Т ≠ 0, что для любого х Д (f) числа х + Т и х - Т тоже принадлежат Д (f) и f (x) = f (x + T) = f (x - T), то у = f(x) – периодическая с периодом Т)
- Что называется промежутком знакопостоянства функции? (Множество J, на котором функция не меняет свой знак, называется промежутком знакопостоянства функции.)
- Дайте определения множества значений функции. (Область значений функции – это множество, состоящее из всех значений¸ которые может принимать функция на области определения.)
Общая схема исследования функции:
- Область определения функции.
- Определение точек пересечения графика функции с осями координат.
- Исследование функции на чётность.
- Исследование функции на монотонность.
- Исследование функции на экстремум.
- Исследование функции на периодичность.
- Определение промежутков знакопостоянства.
- Область значений функции.
- Построение графика функции.
Итак, перед вами общая схема исследования функции. На экране слайд №4.
V. Закрепление теоретических знаний по теме урока. (7 минут)
Цель этапа: проверка применения теоретических знаний.
А теперь внимание на экран.
На экране слайды №5, №6, №7, №8, №9, подготовленные учителем.
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, идёт корректировка знаний
VI. Самостоятельная работа учащихся с последующей проверкой. (2 минуты)
На экране слайд №10, по мере выполнения – слайд №11.
VII. Подведение итогов урока, домашнее задание. (1 минута)
Цели этапа:
- оценить работу учащихся.
- дать домашнее задание.
Домашнее задание дается дифференцированное (разноуровневое) на карточках (карточки прилагаются).
Ребята, работали вы сегодня отлично, творчески, показали прочные знания. Мы все хотим, чтобы в нашей стране дома строились прочно, лечили и учили нас на «отлично», транспорт ходил по расписанию, средства связи были надёжны, при изготовлении лекарств технологические процессы неукоснительно соблюдались. Я верю, что вы успешно сдадите ЕГЭ, наше общество пополнится грамотными людьми, способными определять нашу технологическую и военную безопасность, станете достойными гражданами великой России. До свидания, гости, до свидания, ребята.
P.S.
Хочу отметить, что систематическое включение в урок этапа «Повторение, подготовка к ЕГЭ» (10 минут), а также умелое применение мультимедиа технологий и дифференцированного обучения позволили мне добиться неплохих результатов на ЕГЭ. В 2005–2006 учебном году сдавали 2 класса: 11а и 11б (39 человек), обученность – 100%, качество знаний – 64%.В 2008–2009 учебном году 11б класс, в котором я проводила этот урок, сдал ЕГЭ прекрасно. При пороге успешности – 21 балл минимальное количество баллов – 44, максимальное – 74.