Тип урока: урок объяснения нового материала
Форма урока: работа в научно-исследовательской лаборатории с элементами театрализации
Цели:
- Образовательная: изучение орфограммы № 35 “Гласные о, е после шипящих в суффиксах существительных”;
- Развивающая: развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
- Воспитывающая: привитие любви к родному краю, интереса к чтению сказов П.П. Бажова, стремление познать тайны уральского говора.
Основные этапы:
- организационный момент,
- объяснение нового материала,
- закрепление,
- создание фрагмента исследовательской работы,
- домашнее задание,
- рефлексия.
На уроке формировались следующие компетенции:
- культуроведческая – дети учатся понимать окружающий мир, знакомясь с жизнью русской деревни и уральскими говорами;
- учебно-познавательная – учащиеся самостоятельно определяют учебную задачу урока, учатся самостоятельно добывать знания;
- информационная – дети учатся искать, анализировать и находить необходимую информацию;
- коммуникативная – учащиеся овладевают всеми видами речевой деятельности, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения;
- лингвистическая – ученики осваивают нормы русского языка (орфографические, орфоэпические); у них формируется способность к анализу и оценке языковых явлений и фактов.
Ход урока
1. Приветствие.
Доброе утро, друзья!
Сегодня вы, как и я, стали полноправными участниками конкурса “Учитель года”. Конечно, нас многое разделяет: вы учитесь в школе № 121, а я работаю в гимназии; вы еще только шестиклассники, а я буду в этом году выпускать одиннадцатый класс.
Но все же давайте подумаем, что нас может объединить, сделать ближе друг к другу.
(Я надеюсь, что вы, как и я, любите русский язык. Мы живем в одном удивительном городе – Снежинске. А еще мы земляки, южноуральцы.)
2. Эмоциональный момент
(Звучит музыка, учитель читает стихотворение с пропущенным словом “колдовали”).
Урал. Уралу. Об Урале…
И все о нем, все об одном!
Недаром сосны …
Ночами над моим окном.
Недаром, нет, совсем недаром
Так истово свой край люблю, -
признавалась известная уральская поэтесса Людмила Татьяничева.
Вы обратили внимание, что в 3-й строке пропущено слово? Сейчас вы должны будете его угадать. А я вам помогу: это слово – глагол в форме прошедшего времени, во множественном числе, однокоренное к слову “колдовство”. (Не забывайте о рифме-созвучии.)
Ответ – колдовали.
3. Игра “Ассоциации”
А теперь давайте поиграем в ассоциации. Назовите слова, которые возникают в вашем воображении, когда вы слышите слово “колдовали”. Итак, колдовали…
(А мне кажется, слово “колдовство” связано со словом “сказка”.)
Сказка, сказывать, сказ…
Посмотрите на экран.
Учитель читает запись на слайде: “Сказ – народно-поэтическое повествование, ведущееся от лица рассказчика”.
Рассказывали его обычно старые, многоопытные люди, сочетая в них правду (быль) и вымысел (фантастику).
- Ребята, вы узнали самого известного уральского сказителя? А хотите сегодня попасть в один из сказов? (Павел Петрович Бажов)
4. Элементы ролевой игры (театрализация)
- Посмотрите на этот сундучок. Сейчас я его открою, и …
(Учитель достает корону Хозяйки Медной горы и надевает на себя)
- Догадайтесь, кто я, героиня какого сказа П.П. Бажова? (“Медной горы Хозяйка”)
- Правильно, я – Хозяйка Медной горы, а вы сегодня горных дел мастера, и ваша награда за хорошую работу – уральский камень малахит.
(Учитель показывает ребятам медали с малахитом)
5. Слово учителя:
Итак, начинаю сказ…
Много-много лет назад на пустыре в городе Снежинске разбили участок и решили тут школу поставить: ребятишОк-то в городе много, надо же им всем “азы” грамотности познавать, а места в других школах не хватат. Сказано-сделано. Построили школу, дали ей номер 121. И собрали сюда великое множество умненьких мальчишОк и девчонок. Стали уроки разные вести: математику, чтобы денежки хорошо считали, географию и историю, чтобы все знали о своем крае, его богатствах, и, конечно, русский язык, чтобы мысли свои выражали правильно и писали грамотно.
6. Этап объяснения нового материала
1) Игра “Четвертый лишний”
Давайте поиграем в “Четвертый лишний”. Прочитать ряд слов.
Жуч…к, ореш…к, свеч…й, реч…нька.
- Найдите лишнее слово и объясните.
- Посмотрите, в какой части слова пропущены буквы.
Вы правы, что в слове свечой буква пропущена в окончании (зачеркнуть лишнее слово).
Итак, в трех словах (прочитать эти слова) есть орфограмма, которую мы будем сегодня изучать.
- Давайте назовем ее основные приметы и одновременно сформулируем тему нашего урока.
– Это гласная или согласная буква? ( Гласная… Одновременно подчеркиваем одной чертой пробел и записывает первое слово темы на доске.)
- После каких согласных находится буква-орфограмма?
(После шипящих. Делаем запись на доске через пробел.)
- В какой части слова пропущена буква? (В суффиксе…)
- В словах какой части речи? ( В существительных…)
На месте пропуска в теме поставить знак вопроса.
- Как вы думаете, какие гласные пропущены в этих словах? (Предположения ребят)
Тема: “Гласные о, е после шипящих в суффиксах существительных”
2) Работа с учебником
- Давайте проверим правильность наших предположений по учебнику
(Авторы: М.Т.Баранов и др. Русский язык.- М., Просвещение, 2008г.).
Открываем учебник и читаем правило на странице 106.
- Так какие же гласные пропущены в этих словах?
- Давайте впишем их в тему урока. А теперь прочитаем тему урока целиком.
- Мы познакомились с новым правилом. А теперь перечитайте правило и найдите ответ на главный вопрос: от чего зависит выбор гласной после шипящих в суффиксах существительных?
7. Закрепление нового материала.
Мы с вами знаем правило и можем вставить пропущенные буквы в слова на доске.
1) Поможет нам не ошибиться образец рассуждения.
Возьмите опросный лист (Приложение № 1) и давайте прочитаем вслух запись под цифрой 1.
- Пользуясь образцом рассуждения, сделайте выбор гласной в слове “жучок”, “орешек”, “свечой”, “реченька” и т.д.
- Давайте еще раз вспомним правило.
2) - А сейчас давайте потренируемся.
Работаем по цепочке со словами, записанными на доске. Ваша задача – вставить пропущенные буквы, объяснить выбор и обозначить орфограмму графически.
Пауч…к, зайч…нок, голубоч…к.
- Определите значение суффиксов в этих словах? (Уменьшительно-ласкательное значение. Суффикс –онок- помогает назвать детенышей животных.)
8. Работа по развитию речи.
1) Слово учителя:
Ребята из 6 “Б” класса гимназии прислали вам свои рисунки. На них изображены животные, которые встречаются в наших лесах. Назовите их, используя уменьшительно-ласкательный суффикс.
2) А теперь выполним задание 3 на опросном листе.
Учитель читает задание вслух.
Учитель выслушивает 1-2 учеников.
9. Работа в группах.
Теперь я вам предлагаю поработать в группах. А один ученик будет выполнять на доске индивидуальное задание.
- Ребята c 1-х и3-х парт, повернитесь к сидящим за вами.
- Выберем мастеров, которые будут руководить работой артелей.
- Выполнять задание № 4 будем на опросном листе.
Прочитайте задание и работайте в указанной последовательности.
Проверка работы в группах.
- Итак, закончили работу в группах.
Установка для всех ребят класса:
Когда мастера будут отвечать, ребята, вы должны внимательно слушать мастера, найти названное слово в предложении, вставить пропущенную букву и обозначить орфограмму 35.
Выводятся на слайде предложения 1-5 с пропущенными в суффиксах буквами.
1) Смотрят дед Кокованя и Даренка на козла: у Серебряного копытца на головке рожки по пяти веточ…к. (“Серебряное копытце”)
2) Видит Степан зеленый веселый роднич…к бежит, а рядом-то хозяйка-малахитница. (“Медной горы хозяйка” - фото на слайде)
3) Взял Данила-мастер водицы, хлеба и отправился в путь цветоч…к каменный искать. (“Каменный цветок”)
4) Вдруг из серединки костерка вынырнула Поскакушка, сарафанчик голубенький, а в руке синенький платоч…к. (“Огневушка-Поскакушка”)
5) Вспыхивал над Синарским озером клоч…к неба. (“Надпись на камне” - фото на слайде)
- Оказывается, Павел Петрович Бажов бывал на берегах нашего озера Синара, назвал его “Уральской феей” и рассказал о нем в своем сказе “Надпись на камне”.
- Давайте проверим работу.
Проверка индивидуального задания.
Задание (выполняется письменно на доске)
- Выберите пословицы о труде.
- Вставьте пропущенные буквы.
- Обозначьте орфограмму 35.
- Объясните (устно).
- Прочитайте, пожалуйста, выписанные пословицы о труде.
1) Не ленись, плуж…к, – будет пирож…к.
2) Погода такая, что добрый хозяин собач…нку со двора не выгонит.
- Ребята, проверьте, правильно ли написаны слова с орфограммой 35, точно ли сделано графическое обозначение этой орфограммы.
10. Физкультминутка.
- Молодцы, настоящие старатели, по крупицам знания добывали и, конечно, устали.
Встаньте, ребята, пожалуйста. Сейчас я буду читать стихотворение, а вы попробуете изобразить названные мною действия.
Мы писали, мы писали,
Орфограмму изучали,
Малахиты все собрали.
Признаемся: мы устали.
А теперь мы отдохнем
И работать вновь начнем.
- Садитесь, ребята. Мы продолжаем работать.
11. Работа над созданием фрагмента исследовательской работы, которая будет связана с изучением орфограммы № 35.
1) Слово учителя.
Ребята, вы, конечно, обратили внимание на то, что язык сказов необычный. Он отражает особенности уральского говора. Давайте послушаем, как говорит одна сказительница – бабка Власиха. Слушайте внимательно, потому что вам потом предстоит ответить на вопросы. Посмотрите на экран, прочитайте их про себя.
2) Прослушивание записи уральского говора
3) Беседа.
- Учитель читает вопросы, а дети отвечают.
- Быстро или медленно старушка говорит? (быстро)
- Какой звук произносит после шипящих в суффиксах существительных? [о]
- Как произносит окончание глаголов 3-го лица? (выпадают звуки)
- Какой звук произносит на месте ударного [э]? [и]
4) А теперь давайте обобщим наши наблюдения. Посмотрите задание № 5 на опросном листе. Учитель читает задание.
Один ученик выходит к доске и читает получившийся текст.
Таким образом, иногда уральцы допускают ошибки в устной речи. А нам нужно учиться говорить красиво и правильно, в соответствии с нормами литературного языка.
Ну, что ж, друзья, я поздравляю вас: вы создали первый раз в своей жизни фрагмент исследовательской работы!
5) Тема работы
- Подумайте, как можно назвать наш исследовательский труд? (Ответы ребят)
Да, это непросто, вы делаете это впервые. Я предлагаю название “Особенности уральского говора”. Запишем его в опросный лист.
Наш урок подходит к концу. Домашнее задание у вас на распечатках.
12. Домашнее задание (распечатка и слайд)
1. Выучить правило (орфограмма 35).
2. Написать сочинение-миниатюру на тему “Любимое место на Урале для отдыха моей семьи” (с использованием слов с орфограммой 35: бережок, лужок, ежонок, бельчонок…)
3. По сказам П.П. Бажова составить кроссворд, введя слова с орфограммой 35 (сундучок, собачонка, стожок…). Это задание выполните по желанию, можно объединиться в группы.
13. Итог урока (рефлексия)
- Ребята, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
- Какие моменты урока вам особенно запомнились?
Вы сегодня хорошо потрудились, показали свое мастерство.
- Кто из вас сколько сегодня малахитов добыл? У кого их больше?
(Отметки за урок)
14. Слово учителя:
Итак, друзья, мне кажется, мы стали ближе, а объединил нас интерес к русскому языку.
Не так ли?
Спасибо всем за сотрудничество и сотворчество!
До новых встреч!