Цель урока: обобщить ранее полученные знания по теме «Либеральные реформы 60-70-х гг.», дать им оценку и их вкладу в модернизацию России.
Задачи урока:
- Образовательные: формирование представления о значимости либеральных реформ в модернизации общества, о неоднозначных последствиях для общества, в случае их незавершенности, об исторических альтернативах (консервативная, либеральная, лево-радикальная) для страны;
- Развивающие: продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы¸ аргументировать свою точку зрения; развивать коммуникативную культуру;
- Воспитательные: воспитание уважительного отношения к историческому прошлому страны и ее политическим деятелям.
Тип урока: Повторительно-обобщающий.
Название темы учебного курса: Данилов Д.Д., Клоков В.А. Российская история. XIX – начало ХХ века: Учебник для 8-го класса основной школы. – М.: Баласс, 2005. Гл. 3. Освободительные реформы Александра II.
ЦОР: Презентация в программе Microsoft Power Point.
Цель дидактического материала: способствовать структурированию, систематизации, качественному обобщению изученного ранее материала, а, следовательно, и лучшему его усвоению. (Презентация состоит из 40 слайдов.)
- Дидактический материал может быть использован учителем, как на обобщающем уроке, так и при изучении нового материала (отдельные слайды).
- Дидактический материал могут использовать учащиеся при подготовке к ГИА или к зачетам по теме.
Ресурсы дидактического материала:
- http://dic.academic.ru – СПбГУ
- http://www.diary.ru/~monarchies – портреты царя
- http://www.shpl.ru – исторические сайты
- http://www.history.ru
- http://www.hist.msu.ru
- http://artclassic.edu.ru – Российский общеобразовательный портал. Коллекция МХК
- http://www.world-history.ru/thisday.phtml – сайт мировой истории
- http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/ENGLGRDT/10.htm (Проект: Библиотека электронных ресурсов Исторического факультета МГУ)
План урока
Работа с учащимися организуется в соответствии с ходом презентации, в ходе которой идет поиск ответа на поставленный в начале урока проблемный вопрос: Каким образом либеральные реформы 60-70-х гг. XIX века способствовали модернизации России?
Чтобы ответить на этот вопрос начинается работа по оценке реформ, проводимых Александром II. Для осмысления отобрано 5 реформ (слайд 4):
дата |
реформа |
19.02.1861 |
крестьянская |
01.01.1864 |
земская |
1863-1864 |
образования |
20.11.1864 |
судебная |
1861-1874 |
военная |
Вначале устанавливаются межкурсовые связи. Повторение понятия «либерализм» из курса Новой истории (слайды 5, 6).
Либерализм (от латинского слова liberalis – свободный) – идейное и общественно-политическое течение. Возникло в Европе в 17-18 вв. Провозглашало принцип гражданских, политических, экономических свобод.
Дается визуальный ряд:
- перечень основных идей;
- портреты родоначальников либерализма: Дж. Локка, Ж.Ж. Руссо, А. Смита, Ш.Монтескье.
Повторение термина«модернизация» (слайд 8). Изображение паровоза, как символа «промышленной революции» (картинка-«подсказка»). После работы с термином высвечивается определение понятия «модернизация».
Далее начинается систематизация знаний в ходе заполнения таблицы (слайд 9). Модернизация – то, что способствовало развитию. Традиционализм – то, что тормозило, оставалось прежним и мешало развитию.
Реформы |
Модернизация |
Традиционализм |
крестьянская |
|
|
земская |
|
|
образования |
|
|
судебная |
|
|
военная |
|
|
Слайды 10, 13, 17, 20, 23 – отражение какой-либо реформы в произведениях искусства – эмоциональное воздействие, воспитание культурного человека, актуализация, быстрое «погружение» в проблему и лучшее закрепление.
10. Репродукция картины Б. Кустодиева «Чтение Манифеста» - крестьянская реформа.
13. Репродукция картины Г. Мясоедова «Земство обедает» - земская реформа.
17. Фотография С.-Петербургского университета. Это историческое здание Двенадцати коллегий – архитектор Дж.Трезини – реформа образования.
20. Репродукция картины В. Маковского «Оправданная» - судебная реформа.
23. Панорама. Оборона Севастополя – военная реформа. Здесь же помещен проблемный вопрос – Почему Россия проиграла в Крымской войне?
Слайды 10, 11, 12 – посвящены анализу крестьянской реформы.
Схема анализа:
- закрепление через повторение понятий и терминов реформы.
- заполнение отделов таблицы – фиксация выводов – психологически очень важный момент.
По такой же схеме идет анализ каждой из заявленных реформ (слайд 4).
Слайды 13, 14, 15, 16 – земская реформа
Слайды 17, 18, 19 – реформа образования
Слайды 20, 21, 22 – судебная реформа
Слайды 23, 24, 25, 26 – военная реформа
Слайды 27, 28, 29 посвящены обсуждению проблемы «Судьба реформатора в России».
Слайды 27–28. Российские либералы, которые принимали участие в разработке реформ.
29. Александр II и российские либералы.
Портрет царя. Художник Ботман Е.И.
Проблемный вопрос: Какова судьба российских реформаторов-либералов?
– Отправлены в отставку, им на смену пришли консерваторы.
Вывод делают учащиеся: царь колеблется между модернизацией и традиционализмом. Действиями правительства недовольно всё общество. Усиливается радикальный элемент. «Народная воля» готова совершать теракты.
Учитель обращает внимание на историческую личность М. Лорис-Меликова, пытавшегося, находясь на посту министра внутренних дел, навести порядок в стране и продолжать реформы (так называемая «диктатура сердца»), трансформируя Россию в конституционную монархию.
30. Учащиеся сверяют свои выводы с информацией слайда.
31. Трагедия реформатора.
Задание. Назвать трагическое событие, изображенное на рисунке.
32. Эмоциональное запоминание исторического факта.
Храм Воскресения Христова («Спас на крови») – воздвигнут на месте гибели Александра II в результате теракта.
33. Современная оценка деятельности Александра II. Связь с современностью.
Изображение памятника Александру II, воздвигнутого в 2005 г. (скульптор А. Рукавишников) с западной стороны от Храма Христа Спасителя в Москве.
34. Подведение итогов правления Александра II, в котором главным было проведение реформ.
Слайды 35, 36, 37, 38, 39 – тестовые задания, закрепляющие материал урока, составленные в форме ГИА.
40. Ключ к тестам.
Урок завершается комментарием учителя по выполнению домашнего задания (слайд 40).
Домашнее задание.
Написать эссе (небольшое сочинение-рассуждение с изложением своего мнения).
I уровень. «Александр II – Освободитель?»
II уровень. «Чего не сделал Александр II, и кто был недоволен?».
III уровень. «Александр II – либерал?»