Тема:
- Соединение элементов акробатики в целостное упражнение.
- Подъем переворотом в упор махом одной, толчком другой ноги.
- Лазание по канату.
Цель: прививать навыки самостоятельных занятий.
Задачи:
- а) Закрепить навыки выполнения подъема переворотом махом одной, толчком другой ноги;
б) Оценить соединение элементов акробатики в целостное упражнение (кувырок вперед, кувырок назад, стойка на лопатках, мост лежа). - Способствовать развитию силовых качеств и координационных способностей.
- Содействовать воспитанию взаимопомощи, взаимодействия, взаимодвижения друг друга.
Инвентарь: гимнастические маты, низкая перекладная, 2 каната, брусья параллельные и разновысокие, гимнастическая стенка, диски «Здоровья», таблицы по гимнастике, учебные карточки, карточки-задания, магнитофон.
часть урока |
учебный материал |
дозировка |
организационно-методические указания |
I |
Подготовительная часть: 1. построение, приветствие, сообщение задач урока. 2. ходьба на носках, на пятках, без задания. 3. перестроение в колонну по 4, в шеренгу. 4. ритмическая гимнастика: - поворот головы налево, направо; наклоны влево, вправо, вращение. - упражнение для верхней части туловища: плечи вверх, вниз; повороты туловища с отведением руки в сторону, вверх, вниз. - вращение туловища. - наклоны туловища. - приставной шаг влево, вправо. - прыжковые и танцевальные упражнения. - упражнения на восстановление дыхания. |
8 минут 1 минута 1 минута 30 секунд 30 секунд 5 минут 1 минута 2 минуты по 8-10 раз каждое упражнение по 8 раз 8-16 раз 2 минуты |
Построение в одну шеренгу
Следить за осанкой, руки на пояс, за голову. Фронтальный метод. Дистанция – руки в стороны. Музыкальное сопровождение. Темп медленный. Способствует предупреждению простудных заболеваний. Спина прямая, выполнять пружиня ноги, следить за осанкой. Влево, затем вправо. Коснуться руками пола. Руки вверх, в сторону. В такт музыки.
|
II |
Основная часть: 1. специальные и подготовительные упражнения: - наклоны вперед сидя, руки прямые, коснуться носков ног. - лежа на спине «плуг». - лежа на животе «лодочка». - захватить руками ноги «кораблик». - стойка на лопадках. - «мост» лежа. - «коробочка». - кувырок вперед, назад. 2. построение, сообщение заданий для работы по отделениям, переход к месту занятий. Мальчики: I отделение – упражнения на перекладине подъем переворотом; дополнительные упражнения на диске «Здоровья». II отделение – акробатика, соединить ранее разученные элементы в единое целое. III отделение – лазание по канату для развития силовых качеств. IV упражнение на пресс в парах (одновременно все 3 отделения). Дополнительно упражнения на брусьях: вис согнувшись, вис прогнувшись. Девочки: I отделение – подъем переворотом на брусьях р/в. II отделение – акробатика, соединение 3-4 элементов. III отделение – лазание по канату. IV отделение – упражнения на гимнастической стенке, поднимание ног в висе, угол в висе. Дополнительно – упражнения на диске «Здоровья». Переход от снаряда к снаряду и методические упражнения. Игра: «Сам себе режиссер», конкурс «Слабо?», «Пирамида». Итоги конкурса. |
28–29 мин 3-4 минуты 30 секунд 15 секунд 15 секунд 15 секунд 30 секунд 30 секунд 15 секунд 30 секунд 1 минута
4 минуты
4 минуты 4 минуты 4 минуты
4 минуты 4 минуты 4 минуты 4 минуты
2 минуты 5 минут |
Фронтально. Упражнения являются профилактическим средством заболевания внутренних органов, само массаж органов.
развивает гибкость, укрепляет мышцы живота развивает память развивает гибкость развивает гибкость в группировке в каждом отделение свой командир из лучших учащихся. Обеспечить страховку Махом одной, толчком другой Развитие координации движений
Групповой метод Помогать друг другу и оценить. Индивидуальный метод Развивает ловкость и силу Способствует восстановлению функций внутренних органов, укрепляет мышцы.
Страховать друг друга, оказывать помощь. Самостраховка, оценить друг друга Развитие силы и ловкости Развитие силовых качеств, упражнение мышц живота. Индивидуально, развивает координацию движений. Подводит итоги работы отделений Соревновательный метод, творческие способности, выявить лучшие выполнение элементов акробатики |
III |
Заключительная часть: Построение, ходьба, упражнения на восстановления дыхания. Игра: «Летает, не летает». Подведение итогов урока: Домашние задание – упражнение на пресс. |
3 минуты 1 минута 1 минута Д: 2*15 раз М: 2*20 раз |
Обратить внимание на осанку, дышать ритмично.
Выполнять ежедневно |
Самоанализ урока в 5 «А» классе, проведенного 21 декабря 2009 года для учителей физической культуры города и региона, учителей «Здоровья» и ОБЖ, ОВС, – обучающихся на курсах повышения образования при ИНПО, по теме: «Соединение элементов акробатики в целостное упражнение, подъем переворотом в упор махом одной, толчком другой ноги, лазанье по канату».
Учащихся 5 «А» класса я обучаю пятый год. В первом классе более 50% учащихся имели низкий уровень физического развития, а применяемый мной опережающий метод обучения, позволил к концу учебного года подтянуть слабых до уровня средних, а средних – до высокого уровня. На данный момент в классе обучается 24 человека, т.е. 11 мальчиков и 13 девочек. Все они понимают значимость занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья и развития двигательных качеств. А это, в свою очередь, побуждает их добросовестно относиться ко всем, проводимым мною, мероприятиям и прежде всего – к урокам физической культуры. Они не только пополняют свои знания, совершенствуют навыки и умения, но и занимаются творчеством.
Задачи сегодняшнего урока тесно связаны с предыдущими и последующими уроками, что подтверждает разработанные мною тематические и поурочные планы, а также вытекают из серии уроков предыдущих классов по разделу «Гимнастика».
В подготовительной части урока, во время выполнения дополнительных и специальных упражнений акробатики, сообщаю учащимся дополнительные знания за счет раскрытия оздоровительного эффекта на весь организм отдельных акробатических упражнений:
- наклон вперед из положения сидя;
- лежа на спине «плуг», стойка на лопатках, «мост» и другие.
А в основной части урока учащиеся не только составляют комбинации из ранее разученных элементов акробатики, но и оценивают друг друга, анализируют свои действия. Работая по отделениям, а их было 7, учащиеся помогают друг другу, осуществляют страховку и самостраховка, совершенствуют навыки и умения, развивают двигательные качества, обратив особое внимание на развитие силы и координации движения. Для повышения плотности урока, каждое отделение выполняет дополнительную работу: упражнения на пресс, на диске «Здоровье» тренируют вестибулярный аппарат и координацию движений, на гимнастической стенке поднимание ног до угла 90° подтягивание на нестандартных перекладинах. А это дает возможность рационально и эффективно использовать время урока, чередовать разные виды деятельности, поддерживать оптимальный темп урока согласно задачам и возрасту учащихся.
А проведенные в конце основной части урока конкурсы и игры на лучшее выполнение индивидуальных и групповых заданий – «Сам себе режиссер», «Слабо», «Пирамиды» позволили определить степень обучающего воздействия урока на учащихся, проверить не только навыки и умения, но и закрепить имеющиеся знания на практике.
В заключительной части урока восстанавливаем дыхание, подводим итоги урока, т.к. учащиеся оценивали друг друга – ставим оценки. Настраиваем организм на следующий урок, снимая общее напряжение.
Намеченные на урок три единые задачи были решены полностью, учебный материал выполнялся осознанно, от простого к более сложному, но доступному для данного возраста. Двигательные качества развивали комплексно. Выполнение упражнений под музыкальное сопровождение повышает эмоциональный фон и дает возможность прививать чувство ритма и красоты движений.
Мне приходилось показывать упражнения лишь при необходимости исправить грубые ошибки или заострить внимание на каком-то элементе. Учащиеся умеют работать самостоятельно. Физорг и командиры отделений осуществляют контроль, исправляют ошибки учащихся. Страховать и оказывать помощь умеют все.
Согласно задачам урока, тип урока – смешанный, одинаково решаются разные задачи, носит учебно-познавательный характер, оздоровительную направленность.
Для реализации задач урока применила: метод слова – объяснение задач и заданий, метод наглядности – личный показ, показ помощников, таблицы, учебные карточки. Для поднятия эмоционального фона и выполнения упражнений в заданном темпе и ритме применила музыкальное сопровождение.
При проведении упражнений применила фронтальный, групповой, поточный, соревновательный, индивидуальный и метод круговой тренировки (внутри отделений), что позволило рационально использовать имеющееся оборудование и инвентарь. Снятие напряжения в заключительной части урока позволит учащимся продуктивно работать на следующем уроке, т.к. психологически готовы.
На протяжении всего урока придерживалась дидактических принципов:
- Научности – учебный материал подобран согласно обязательного минимума государственной программы и преподносится учащимся с соблюдением спортивной терминологии;
- Прочности знаний, т.е. добиваюсь осознанного выполнения упражнений;
- Принцип постепенности – от простого к сложному;
- Принцип всесторонности – комплексное воздействие на все группы мышц.
- Индивидуальности – учитываю возможности данного класса и отдельных учащихся, их возраста, пола и психологического состояния.
- Принцип сознательности и активности;
- Принцип доступности – с учетом физической подготовленности, развития навыков и умению учащихся.
По принципу интенсивности структура проведения данного урока была подобрана правильно. В уроке использованы нетрадиционные формы взаимодействия ученик-ученик, нетрадиционные средства – ритмическая гимнастика, оздоровительные упражнения, конкурсы на применение знаний в нестандартных условиях – «Сам себе режиссер», «Гимнастические пирамиды», «Слабо?».
А выполнение упражнений на достаточно высоком уровне (5 четверок и 19 пятерок) за акробатическую комбинацию лишний раз показывает целесообразность применения опережающего метода обучения; несмотря на сложность упражнений, все учащиеся справились с поставленными на данный урок задачами, а это означает, что урок достиг поставленной цели, три единые задачи решены на высоком методическом уровне.
К работе прилагается презентация.