Сегодня перед Российской школой стоит важнейшая задача формирования новой системы универсальных знаний, умений и навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности школьников, то есть современных ключевых компетенций, необходимых для динамичной адаптации человека к обществу и полноценного функционирования в нем.
Формирование современных компетенций находится в тесной взаимосвязи с развитием разносторонних способностей. Вопрос о развитии творческих способностей учащихся в теории и практике обучения стоит особенно актуально, так как исследования последнего времени выявили, что у школьников значительно больше, чем предполагалось ранее, возможности усваивать как в привычной, так и в нестандартной ситуации. Особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте. Это связано с тем, что на первом году обучения, только начинают формироваться способы учебной деятельности, закладываются приемы решения учебных задач и ситуаций.
Специфика русского языка как учебной дисциплины в национальной школе заключается, прежде всего, в том, что обучение введется в иной языковой среде. Для учащихся национальных школ русский язык является неродным. Перед учителем стоит решение таких задач, как привитие интереса к предмету, создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в общей работе класса, развитие образного мышления.
Как вызвать интерес к русскому языку? Как сделать учебный процесс доступным и увлекательным, эффективным и творческим?
Думаю, выход из этого положения можно найти в поисках и использовании нестандартных форм и методов обучения, направленных на освоение речевых богатств русского языка.
Дидактическая система Л.В.Занкова предусматривает четкую постановку учебной цели в начале изучения каждого раздела русского языка, предусмотренную организацию учебной деятельности школьников, вариативность форм, приемов и видов учебных заданий. Резерв накопленного времени позволяет ввести нестандартные упражнения, которые создают на уроке атмосферу доброжелательности, объединяют и организуют детей. Упражнения помогают многим ребятам преодолеть психическое напряжение, справиться с утомляемостью, свойственной детям младшего школьного возраста. Предлагаю три основных направления, которые помогут учителям организовать учебный процесс на деятельностной основе.
Игровая деятельность является ведущей деятельностью младших школьников. С первого класса от урока к уроку использую занимательные игры для запоминания, для нахождения закономерностей, на орфографическую зоркость. В период обучения грамоте в начале урока провожу следующие упражнения:
1. Игра «Чем похожи?».
Э, Ю.Я, 31,32,33, |
Г, Д,Е,Ё,Ж, 4,5,6,7,8 |
2. «Слоги в интонациях». Читаем с понижением и повышением голоса; с интонацией удивления.
3. Развивающий канон. Определив тип связи, напишите вместо знака вопроса правильный ответ. Например, 1. УТРО – З ДЕНЬ – О ВЕЧЕР – ? 2. ЗЕМЛЯ – ? СТОЛ – М ОКНО – С
Второе направление – творческие работы. На уроках ребята учатся писать мини-сочинения, рассказы, стишки, необычные истории. Детей приводим к мысли,что слово можно «увидеть» по-разному. Например, слово «бабочка» а) Вижу как какое-то пятно б) Вроде бы бабочка, а может, и нет. в) Как на картине. г) Она летает, садится на цветок. Слово можно «слышать»: жук – жужжит, можно «потрогать»: снег – холодный, игла – острая, можно «попробовать на вкус»: лимон – кислый, сахар – сладкий. На запоминание предлагаются по 7 слов. На таблице напротив каждого слова ребята отмечают, как его представили. Затем оценивают свой ответ. Если запомнили меньше 4 слов, получают 2 балла, 4-5 слов – 5 баллов. Все 7 слов, но перепутали порядок-8 баллов. Все 7 слов в правильном порядке – 10 баллов.
После таких тренировок проводится игра «Слова – это персонажи какой-то истории». Чтобы запомнить слова по порядку, нужно представить себе маленький фильм и написать рассказ. Потом вспомнить и записать слова в нужном порядке. Слова подбираю к определённым орфограммам, так как в курсе русского языка есть такие орфограммы, которые вызывают трудность в усвоении, что приводит к ошибочному написанию слов, к неправильному выполнению заданий. Например, на сочетания ча-ща, чу-щу предлагаются: дача, ключ, мяч, чудо, туча, свеча. На «Непроверяемые безударные гласные»: альбом, берёза, ветер, девочка, заяц, капуста, машина. Через некоторое время (может через урок) попросить вспомнить слова по данной теме. Развитие связной устной и письменной речи детей, развитие речевого творчества обеспечивается и при выполнении разнообразных типов речевых задач. «Что хорошего в дожде? А что плохого?» «Я радуюсь…», «Я грущу…» (сочинение-рассуждение), «Если бы я был (а) Ручкой, то я бы ..., потому что...» (сочинение-мечта). Данные упражнения рождают фантазию, побуждают к высказыванию, т.е. развивают коммуникативное учебное действие.
При естественном желании ребенка все запоминать и быть не хуже других, дети допускают орфографические ошибки. А хотелось бы, чтобы техника письма не отставала от техники запоминания. Вот почему третьим направлением работы выбрала стихотворные упражнения. Они помогают направить внимание детей на изучение орфографических явлений языка, служат средством воспитания чувства ритма, необходимого им в настоящей и будущей учебной деятельности. Ведь многие дети не очень охотно выполняют задания учебника, с трудом запоминают правила, не проявляют интереса к уроку. Рифмованные упражнения рождаются желанием облегчить детям трудности познания и привить интерес к знаниям, и, прежде всего, к русскому языку. «Запоминалки» служат для выделения орфограммы и запоминания ее правописания и читаются до знакомства с правилами. Многократное чтение таких рифмовок позволяет легче усвоить любое орфографическое правило. «Рифмовки-тренажеры» исполняются для чтения и письма орфографически-насыщенного словарного материала. Они служат средством накопления слов, расширяют представление о несоответствии написания и произношения слов. Например, найти лишнее слово: сапожки, рожки, пирожки, поварешки, кружки.
«Рифмовки-контролеры» проводятся для проверки какой-либо орфограммы: Все обдумай, не спеши, а потом уже пиши. Ошибка становится для ребят предметом анализа.
«Орфографические пятиминутки» используются как элемент речевой гимнастики, в начале или в конце урока. Нестандартные задания чередуются с заданиями учебника.
По мере совершенствования орфографического навыка задания усложняются. Детям предлагаются упражнения, где учащиеся находят и исправляют различные лексические и синтаксические ошибки.
Регулярное использование на уроках системы специальных задач и заданий, направленных на развитие познавательных интересов, расширяет творческие возможности младших школьников, способствует личностному развитию, повышает качество творческой подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать творчество в повседневной жизни.