Цели:
- закрепить знание математических терминов;
- формировать навыки построения и нахождения точки по ее координатам;
- развивать познавательный интерес;
- использовать на уроке элементы творческой деятельности;
- формировать нравственные качества.
Оборудование: компьютер с проектором; 3 заготовленные дома учащимися листы с расчерченной координатной плоскостью, карточки с заданием (4 варианта), Презентация.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Здравствуйте, садитесь! Сегодня мы продолжаем изучать тему “Координатная плоскость”
Урок у нас будет проходить в виде путешествия по местности, расположенной на карте.
Целью нашего путешествия является получение знаний, научиться строить и находить точки на плоскости по ее координатам, вспомнить, где в нашей жизни используется применение пары чисел для определения нахождения тела.
Передвигаться по карте мы будем так: определяем координату остановки и выполняем предложенное там задание.
II. Проверка домашнего задания – “Проверка снаряжения”.
Прежде чем пойти в поход мы должны собрать необходимое “снаряжение”. В походе нам пригодятся знания, полученные вами на прошлых уроках и при домашней подготовке.
№ 1419
Ответ: т. О(4;3) – точка пересечения прямых CD и MN; точка К (0;1) принадлежит прямой CD
№ 1421
Ответ: а) x = 2.8; б) y = 0.8
№ 1422
Сравниваем полученные решения дома с ответами на слайдах. Пояснения и ответы на возникшие вопросы.
III. Устный счет.
– Прежде, чем начинать какое-либо дело необходимо сделать “Зарядку”, для поднятия тонуса перед походом.
-2,8-3,2 :1,2 ∙1,6 +8,5 0,5 |
1,4-8,2 :3,4 ·0,5 +0,8 -0,2 |
IV. Теоретический опрос.
– И небольшая “пробежка” по нашим знаниям – “Теоретический кросс”.
Ответы учащихся на вопросы:
- Какие прямые называются перпендикулярными?
- Какие прямые называются параллельными?
- Что называют координатной прямой?
- Что называют координатной плоскостью?
- Что называют системой координат на плоскости?
- Как называются координатные оси?
- Что такое координата точки?
V. Основная часть урока – Путешествие.
– Все приготовления окончены. Начинаем путешествие!
1 остановка.
– Определим координату нашей первой остановки. Как мы определяем координату точки?
(Сначала смотрим, сколько единиц, в данном случае, вправо, а потом – влево. Получается координата (5;3))
Остановка называется “Историческая”. Здесь на координатной плоскости указаны точки, по координатам необходимо определить ключевое слово.
(3;2) (-2;3) (5;3) (-3;-2) (3;-2) (3;-2) |
Получилось слово – Декарт.
Декарт – это великий французский математик, изобретший координатную прямую и систему координат на плоскости.
2 остановка.
Продолжаем путешествие. Определите координату 2 остановки (2;1)
Остановка “Геометрическая”.
Откройте учебники на странице 246 №1398. На своих заготовках постройте четырехугольник по предложенным точкам.
Самостоятельно работаем в тетрадях.
– Какой это четырехугольник? (Это – прямоугольник)
– Чему равны стороны прямоугольника? (АВ = 8 см, АD = 4 см.)
– Найдем периметр и площадь прямоугольника. (Р = 2 ·(АВ + AD) = 2 (8+4)=24 (cм); S = AB·AD= 8 · 4= 32 (см2))
– Мы ответили на все вопросы? Как ответим на последний? Проводим необходимые отрезки, находим точку Е. Какие у нее координаты?
(Е(-6;-4))
Запишем ответ.
3 остановка.
Вот и вторая станция позади, давайте узнаем координаты следующей остановки (4;0)
Остановка “Задачкино”.
стр. 248, №1415.2
Составим краткую запись задачи: – Какую тройку данных мы возьмем? – В чем измеряются данные? – Что дано? – Какой вопрос задачи? – Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? – Что неизвестно? как можем это определить? |
Решим задачу на доске. Ученик выходит и записывает решение.
1) 100% – 85% = 15% (листов) бумаги в пачке израсходовали.
2) 30:15∙100 = 200 (листов) бумаги в пачке всего.
Ответ: 200 листов.
4 остановка.
– Мы уже проделали немалый путь и немного устали, поэтому необходимо сделать “Привал”. Определим его координаты на карте (1;-1).
Физ.минутка с музыкой:
Тихо встали, улыбнулись, Выше-выше потянулись. Ну-ка плечи распрямите, Поднимите, опустите. Влево, вправо повернитесь, Рук коленями коснитесь. Сели – встали, сели – встали, И в путешествие дальше побежали.
|
5 остановка.
– Ну вот, с новыми силами отправляемся в путь. Но на пути препятствие – кит. Где на карте препятствие? (-2;1).
Чтобы преодолеть трудности мы должны найти ошибки на координатной плоскости. Работаем с точками по-порядку.
A(3;3) B(5;2) C(1;2) D(2;-2) E(2;1)
|
Ошибки: А(3;3)→А (-3;3); С(1;2) →С(2;1);Е (2;1) →Е (-2;-1).
Молодцы!
6 остановка.
Преодолев препятствие, мы продолжаем путешествие. Определим координату остановки. (4;-1).
Здесь мы не сможем идти пешком, будем мастерить транспорт для дальнейшего путешествия.
Остановка “Плотницкая”.
Достаем следующие заготовки, на ней отмечаем точки, представленные на слайде. Потом соединяем их в алфавитном порядке.
A(-3;-1) B(1;-1) C(1;5) D(4;1) E(1;-1) F(8;-1) G(5;-4) H(-2;-4) |
Что же у нас получилось? (корабль)
7 остановка.
Мы продолжаем путешествие уже по реке. Определим координаты последней остановки. (5;-3).
Это живописное место на берегу реки, где так и хочется “взять кисть” и запечатлеть увиденное.
Берем заготовки и задания с координатами. Отмечаем точки по-порядку, сразу же соединяя их. В результате должна получиться картинка.
Дети работают под музыку.
Карточки.
Вариант 1. | Вариант 2. | Вариант 3. | Вариант 4. | ||||
1 | (2;-2) | 1 | (8; 1) | 1 | (2; 4) | 1 | (1; 2) |
2 | (-4;-4) | 2 | (11; 4) | 2 | (0; 3) | 2 | (-3;-4) |
3 | (2; 1) | 3 | (11; 1) | 3 | (-2;4) | 3 | (-1;-4) |
4 | (-1; 0) | 4 | (5; 1) | 4 | (0; 5) | 4 | (1;-1) |
5 | (2; 5) | 5 | (9;-1) | 5 | (2; 4) | 5 | (3;-4) |
6 | (5; 0) | 6 | (7;-2) | 6 | (3; 1) | 6 | (5;-4) |
7 | (2; 1) | 7 | (-3;-1) | 7 | (6; 1) | 7 | (1; 2) |
8 | (8;-4) | 8 | (4; 5) | 8 | (7;-2) | 8 | (6; 5) |
9 | (2;-2) | 9 | (7; 5) | 9 | (10;-2) | 9 | (11;-1) |
10 | (2;-4) | 10 | (5; 1) | 10 | (11;-3) | 10 | (5;-4) |
–Что же у нас получилось? (сверяем со слайдом)
Замечательная картина!
VI. Подведение итогов.
На этом наше путешествие окончено. Какой же “багаж знаний” мы привезем домой?
Где же в повседневной жизни положение тела определяется парой чисел?
|
географическая карта: широта и
долгота; – билеты в кинотеатр, поезд и т.п.: ряд и место; – адрес дом и квартира; – игра в шахматы и морской бой; – и т.д. |
VII . Объявление домашнего задания.
– А дома нас ждут учебники и тетради. Запишите в дневники домашнее задание.
№ 1420, 1422. 1409
– На этом наш урок заканчивается. Счастливых и полезных вам путешествий!