Урок по теме "Координатная плоскость" (6-й класс)

Разделы: Математика

Класс: 6


Цели:

  • закрепить знание математических терминов;
  • формировать навыки построения и нахождения точки по ее координатам;
  • развивать познавательный интерес;
  • использовать на уроке элементы творческой деятельности;
  • формировать нравственные качества.

Оборудование: компьютер с проектором; 3 заготовленные дома учащимися листы с расчерченной координатной плоскостью, карточки с заданием (4 варианта), Презентация.

Ход урока

I. Организационный момент.

– Здравствуйте, садитесь! Сегодня мы продолжаем изучать тему “Координатная плоскость”

Урок у нас будет проходить в виде путешествия по местности, расположенной на карте.

Целью нашего путешествия является получение знаний, научиться строить и находить точки на плоскости по ее координатам, вспомнить, где в нашей жизни используется применение пары чисел для определения нахождения тела.

Передвигаться по карте мы будем так: определяем координату остановки и выполняем предложенное там задание.

II. Проверка домашнего задания – “Проверка снаряжения”.

Прежде чем пойти в поход мы должны собрать необходимое “снаряжение”. В походе нам пригодятся знания, полученные вами на прошлых уроках и при домашней подготовке.

№ 1419

Ответ: т. О(4;3) – точка пересечения прямых CD и MN; точка К (0;1) принадлежит прямой CD

№ 1421

Ответ: а) x = 2.8; б) y = 0.8

№ 1422

Сравниваем полученные решения дома с ответами на слайдах. Пояснения и ответы на возникшие вопросы.

III. Устный счет.

– Прежде, чем начинать какое-либо дело необходимо сделать “Зарядку”, для поднятия тонуса перед походом.

-2,8-3,2
:1,2
∙1,6
+8,5
0,5
1,4-8,2
:3,4
·0,5
+0,8
-0,2

IV. Теоретический опрос.

– И небольшая “пробежка” по нашим знаниям – “Теоретический кросс”.

Ответы учащихся на вопросы:

  • Какие прямые называются перпендикулярными?
  • Какие прямые называются параллельными?
  • Что называют координатной прямой?
  • Что называют координатной плоскостью?
  • Что называют системой координат на плоскости?
  • Как называются координатные оси?
  • Что такое координата точки?

V. Основная часть урока – Путешествие.

– Все приготовления окончены. Начинаем путешествие!

1 остановка.

– Определим координату нашей первой остановки. Как мы определяем координату точки?

(Сначала смотрим, сколько единиц, в данном случае, вправо, а потом – влево. Получается координата (5;3))

Остановка называется “Историческая”. Здесь на координатной плоскости указаны точки, по координатам необходимо определить ключевое слово.

(3;2)

(-2;3)

(5;3)

(-3;-2)

(3;-2)

(3;-2)

Получилось слово – Декарт.

Декарт – это великий французский математик, изобретший координатную прямую и систему координат на плоскости.

2 остановка.

Продолжаем путешествие. Определите координату 2 остановки (2;1)

Остановка “Геометрическая”.

Откройте учебники на странице 246 №1398. На своих заготовках постройте четырехугольник по предложенным точкам.

Самостоятельно работаем в тетрадях.

– Какой это четырехугольник? (Это – прямоугольник)

– Чему равны стороны прямоугольника? (АВ = 8 см, АD = 4 см.)

– Найдем периметр и площадь прямоугольника. (Р = 2 ·(АВ + AD) = 2 (8+4)=24 (cм); S = AB·AD= 8 · 4= 32 (см2))

– Мы ответили на все вопросы? Как ответим на последний? Проводим необходимые отрезки, находим точку Е. Какие у нее координаты?

(Е(-6;-4))

Запишем ответ.

3 остановка.

Вот и вторая станция позади, давайте узнаем координаты следующей остановки (4;0)

Остановка “Задачкино”.

стр. 248, №1415.2

Составим краткую запись задачи:

– Какую тройку данных мы возьмем?

– В чем измеряются данные?

– Что дано?

– Какой вопрос задачи?

– Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?

– Что неизвестно? как можем это определить?

Решим задачу на доске. Ученик выходит и записывает решение.

1) 100% – 85% = 15% (листов) бумаги в пачке израсходовали.

2) 30:15∙100 = 200 (листов) бумаги в пачке всего.

Ответ: 200 листов.

4 остановка.

– Мы уже проделали немалый путь и немного устали, поэтому необходимо сделать “Привал”. Определим его координаты на карте (1;-1).

Физ.минутка с музыкой:

Тихо встали, улыбнулись,
Выше-выше потянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели – встали, сели – встали,
И в путешествие дальше побежали.

 

5 остановка.

– Ну вот, с новыми силами отправляемся в путь. Но на пути препятствие – кит. Где на карте препятствие? (-2;1).

Чтобы преодолеть трудности мы должны найти ошибки на координатной плоскости. Работаем с точками по-порядку.

A(3;3)

B(5;2)

C(1;2)

D(2;-2)

E(2;1)

 

Ошибки: А(3;3)→А (-3;3); С(1;2) →С(2;1);Е (2;1) →Е (-2;-1).

Молодцы!

6 остановка.

Преодолев препятствие, мы продолжаем путешествие. Определим координату остановки. (4;-1).

Здесь мы не сможем идти пешком, будем мастерить транспорт для дальнейшего путешествия.

Остановка “Плотницкая”.

Достаем следующие заготовки, на ней отмечаем точки, представленные на слайде. Потом соединяем их в алфавитном порядке.

A(-3;-1)
B(1;-1)
C(1;5)
D(4;1)
E(1;-1)
F(8;-1)
G(5;-4)
H(-2;-4)

Что же у нас получилось? (корабль)

7 остановка.

Мы продолжаем путешествие уже по реке. Определим координаты последней остановки. (5;-3).

Это живописное место на берегу реки, где так и хочется “взять кисть” и запечатлеть увиденное.

Берем заготовки и задания с координатами. Отмечаем точки по-порядку, сразу же соединяя их. В результате должна получиться картинка.

Дети работают под музыку.

Карточки.

Вариант 1. Вариант 2. Вариант 3. Вариант 4.
1 (2;-2) 1 (8; 1) 1 (2; 4) 1 (1; 2)
2 (-4;-4) 2 (11; 4) 2 (0; 3) 2 (-3;-4)
3 (2; 1) 3 (11; 1) 3 (-2;4) 3 (-1;-4)
4 (-1; 0) 4 (5; 1) 4 (0; 5) 4 (1;-1)
5 (2; 5) 5 (9;-1) 5 (2; 4) 5 (3;-4)
6 (5; 0) 6 (7;-2) 6 (3; 1) 6 (5;-4)
7 (2; 1) 7 (-3;-1) 7 (6; 1) 7 (1; 2)
8 (8;-4) 8 (4; 5) 8 (7;-2) 8 (6; 5)
9 (2;-2) 9 (7; 5) 9 (10;-2) 9 (11;-1)
10 (2;-4) 10 (5; 1) 10 (11;-3) 10 (5;-4)

Что же у нас получилось? (сверяем со слайдом)

Замечательная картина!

VI. Подведение итогов.

На этом наше путешествие окончено. Какой же “багаж знаний” мы привезем домой?

Где же в повседневной жизни положение тела определяется парой чисел?

 

географическая карта: широта и долгота;

– билеты в кинотеатр, поезд и т.п.: ряд и место;

– адрес дом и квартира;

– игра в шахматы и морской бой;

– и т.д.

VII . Объявление домашнего задания.

– А дома нас ждут учебники и тетради. Запишите в дневники домашнее задание.

№ 1420, 1422. 1409

– На этом наш урок заканчивается. Счастливых и полезных вам путешествий!