Цель:
- уточнение знаний учащихся о понятии "сон";
- формирование умения правильно составлять распорядок дня;
Оборудование:
У учителя: интерактивная доска "Smart board", ноутбук.
У учащихся:
- анкета;
- картинки с изображением жаворонка и совы;
- текст "Засыпаем:"
Используемые понятия:
- сон
- медленный и быстрый сон
- поверхностный и глубокий сон
Ход урока
1. Мобилизующий этап.
-Настроим организм на работу ! (Проводится сеанс мобилизующего дыхания, дети при этом стоят.)
Вдох | - | пауза | - | выдох |
4 с | - | 2 с | - | 4 с |
5 с | - | 2 с | - | 4 с |
6 с | - | 2 с | - | 4 с |
2. Актуализация темы урока.
Перед тем как мы начнем наш урок, заполните небольшую анкету:
1. В котором часу ты ложишься спать? ______________
2. В котором часу ты просыпаешься? _____________
3. Посчитай, сколько времени ты спишь __________
Музыкальное сопровождение к уроку.
Звучит музыка из программы "Спокойной ночи малыши". (Слайд 1. Воспользоваться функцией доски "штора". Убрать шторку только после ответа учеников).
Как вы думаете, о каком процессе, проходящем в живом организме, мы будем с вами сегодня говорить?
3. Работа над темой урока.
1. Процесс сна.
Сон необходим каждому живому организму. Люди проводят треть своей жизни во сне. Посчитайте, если человек в среднем живёт 60 лет, сколько лет жизни уйдёт на сон?
Какой орган в теле человека отвечает за функцию сна?
Мозг замедляет на время работу всех органов, если организму нужен отдых. У животных сон выполняет и защитную функцию: зимняя спячка спасает многих из них от голодной смерти. Сон человека - защита от переутомления. После нервного стресса организм многих людей реагирует именно сном. Во сне клетки мозга накапливают энергию, необходимую для работы днём. Именно поэтому сон так важен для человеческого организма. Неслучайно, одной из самых страшных казней в Древнем Китае было лишение сна.
Ученые установили, что во время сна наш мозг не отключается полностью. Оказалось, что пока мы спим, чередуются разные фазы сна: (Слайд 2) быстрый (около 20 минут) и медленный (около 90 минут). Сновидения - как приятные, так и ужасные - посещают нас во время быстрого сна. В это время мы переживаем и осмысляем во сне произошедшие с нами события и одновременно можем реагировать на внешние раздражители. Если за окном сработала сигнализация, может присниться, что воет животное. Сползло одеяло, и ты замерз - не исключено, что во сне ты путешествуешь по Северному полюсу. Бывает и разная глубина сна: поверхностный и глубокий.
Как вы думаете, какой сон будет у солдат на марше?
Конечно, поверхностный. Достаточно одного резкого звука, чтобы он проснулся. И мама у кроватки своего малыша спит специальным "сторожевым" сном: как только малыш проснётся, сигнал в мозгу разбудит мать. А на другой шум она реагировать не будет. У животных тоже есть "сторожевые пункты" (Слайд 3), поэтому лошадь может спать стоя, а летучая мышь - повиснув вниз головой. Известно, что у осьминога даже во время сна одна нога всегда бодрствует - как сторожевой пёс.
Физкультминутка (Слайд 4 - 5).
Слайд 4. Все, кому не спится, посчитайте, сколько звёздочек на небе.
Слайд 5. Следите за падающей звездой и загадайте желание.
2. Режим сна.
У вас на столах две картинки с изображениями птиц.(Слайд 3).
Кто знает, как называются эти птицы?
А какое отношение эти птицы имеют к теме нашего урока?
Я сейчас я прочитаю характеристики тех, кого можно отнести к группе "жаворонков", потом к группе "сов" и вы выберете свою картинку.
- "Жаворонки" - в 10 часов усиленно зевают, а к 11 уже спят, но просыпаются с рассветом и пытаются разбудить всех остальных.
- "Совы" - увлечённо читают глубоко за полночь, но зато их невозможно разбудить утром: организм не готов проснуться в 8 часов утра.
Посчитаем голоса. И составим маленькую диаграмму. Итак, у нас в классе большинство "жаворонков".
Какой же образ жизни лучше: утренний или ночной? На это однозначного ответа не существует. Но для тех и других самое опасное - нерегулярный сон.
Итак, сколько же человеку необходимо спать?
Оказывается, все зависит от возраста. Младенец спит круглые сутки, годовалый малыш 12 - 13 часов, семилетний ребенок - 9 - 10 часов, а к 11 годам устанавливается одинаковая для всех норма сна - 8 часов. А теперь сравним с результатами ваших анкет.
Кто же не любит себя и спит меньше положенного?
Оказывается, что Петр I (русский царь) спал только 5 часов в сутки, Эдисон (американский изобретатель) - 2 часа, а Наполеон (французский император) мог практически не спать сутками. Это были знаменитые великие люди.
А у обычных людей, чем больше нагрузка на организм, тем больше времени ему потребуется на восстановление. Излишняя сонливость и вялость могут означать начало болезни.
Многие из вас говорят, что им трудно заснуть.
Как же научить свой организм засыпать вовремя?
Представьте, что вы - врачи, прочитайте статью, которая у вас на парте, и составьте список советов-рекомендаций для засыпания.
Заменить сон нельзя ничем. Недосыпание вредно для всего организма, и прежде всего для мозга. Если ты не выспался, не рассчитывай на то, что тебе удастся быстро найти решение сложной задачи во время контрольной работы или хорошо пробежать 100-метровку. Поэтому постарайся правильно организовать время перед сном. Хорошо, если тебе удастся ложиться всегда в одно и тоже время - так вырабатывается полезная привычка и ритм. Очень полезно погулять немного перед сном, а потом принять расслабляющий теплый душ. А вот есть на ночь - особенно пирожные или котлеты - врачи не советуют: загружая желудок, ты лишаешь его отдыха, и все прочие органы из "солидарности" будут бодрствовать. Точно не пойдет на пользу и активная игра перед сном - мозгу потребуется слишком много времени, чтобы успокоиться. Именно поэтому не желательно смотреть ночные фильмы ужасов или читать детективы на ночь - мозг может отомстить во сне жуткими кошмарами. Успокоиться и расслабиться поможет стакан теплого молока, теплый настой ароматной мяты или ромашки.
У вас получились отличные рецепты для людей с проблемами сна.
Могу предложить еще один интересный способ работы над собой. Он называется самовнушение или аутогенная тренировка. Это может стать прекрасным "снотворным средством". Достаточно расслабиться и 6 - 8 раз повторить классические фразы аутотренинга (закройте глаза и повторяйте про себя за мной): "я успокаиваюсь", "я совершенно спокоен", "ноги и руки тяжелеют", "мне тепло", "сердце бьётся спокойно", "дыхание ровное", "веки слипаются", "я засыпаю". Как вы себя чувствуете?
Убедиться в действительности аутотренинга просто - надо попробовать заставить свою волю работать на пользу себе.
Ни один из перечисленных рецептов здоровья ничего не стоит без воли, без желания сделать свою жизнь здоровой и радостной. Только твоя собственная воля - а не умные книги, ни слова врача, и не постоянные упрёки родителей - сможет сделать зарядку привычной и не даст объедаться пирожными. Преодоление себя, собственной слабости и лени - самый мощный двигатель наших поступков, способный творить чудеса.
4. Итог урока.
- Ребята, кто из вас после нашего урока изменил своё отношение ко сну?
- Что помогло вам сделать это?
- Какой материал урока показался наиболее интересным?
Спасибо за работу. Приятных сновидений.