ТИП УРОКА:
-урок решения частных задач.
ЦЕЛИ УРОКА:
- организация деятельности детей по взаимодействию в условиях общеклассной и групповой работы при решении учебной задачи;
- развитие мотивации познавательной деятельности при решении задач, построении моделей;
- создание условий для объективной оценки собственной деятельности и деятельности коллективно-групповой по содержанию учебного материала.
(класс разделён на группы)
ХОД УРОКА:
1 этап — Рефлексивный контроль:
Цель этапа:
- определить границы знакомого способа анализа задач с выделением характеристик, с построением таблиц;
- оценить возможности применения известного способа при введении формул.
1. Учитель предлагает выбрать задачу по группам, назвать характеристики величин, построить таблицу ( по алгоритму)
1-я задача: поезд прошёл А километров за В часов. Какова его скорость?
2-я задача: сколько всего деталей изготовит рабочий за m часов, если за каждый час он будет изготавливать по t деталей?
3-я задача: за одинаковые шарики ценой b рублей каждый заплатили всего с рублей. Сколько штук шариков купили?
Вопросы по анализу заданных задач:
Можно ли дать однозначный ответ на вопрос каждой задачи?
А способ решения задачи один или несколько?
Анализ своей задачи дают представители каждой группы:
- что изве стно
- что неизвестно
-чем является в задаче (целое, часть)
- как найти
(каждая группа составляла таблицу к своей задаче) которые вывешиваются на доску по ходу обсуждения:
-к 1 задаче: А хВ----S: T = V
-к 2 задаче: t х m---- V xT=S
-к 3 задаче: с : b ---- S : V=T
ВЫВОД:
зная три характеристики величин любого процесса, нет необходимости для введения дополнительных и особых событий. Задачу можно решить, зная отношения целого и частей, и формулы.
В это время на индивидуальной доске один ученик решает задачу:
Масса трёх пачек чая 750 граммов. Какова масса десяти таких же пачек чая?
Таблица к данной задаче:
S (масса) | T (кол-во) | V (г/пачка) | |
1 | 750 | 3 | ? |
2 | ? | 10 | ? |
Решение: (750:3) х 10
РЕФЛЕКСИЯ:(создание ситуации успеха)
- Какие формулы можно использовать при решении задачи?
- Как по другому можно решить задачу? (по действиям)
- Кто испытывал затруднения при решении?
- Кто легко справился с работой?
2 этап - Этап моделирования:
Цель этапа:
использовать известные способы как инструмент для решения раннее поставленной задачи и построение модели.
Каждая группа получает карточку с задачей («Птичья арифметика»)
1 гр. - Колибри машет крылышками 80 раз в секунду. Сколько взмахов крыльями за час сделает эта самая маленькая птичка в мире?
2 гр. - У лебедя 24000 перьев, у воробья их в 8 раз меньше, чем у лебедя, у колибри же перьев в 3 раза меньше, чем у воробья. Сколько перьев у колибри?
3 гр. - Длина шага страуса при беге достигает 8 метров. Сколько шагов он сделает, преодолевая расстояние в 4 километра?
(Представители от группы вывешивают на доску решение своей задачи -пока без модели). Остальные дети проверяют правильность решения).
РЕФЛЕКСИЯ: (Определение устойчивости введённых формул)
- Какую модель использовали при решении каждой задачи (показывают)
- Какую формулу использовали? (показывают)
- Все ли задачи соответствуют введённым формулам? (1-я задача требует ещё дополнений: 1ч.=60 сек.)
- Для чего нужны модели, которые использовали? (для решения задач, в которых присутствуют целое и части)
- А другие люди, обучающиеся по другим программам, могут ими пользоваться? (могут, зная отношения целого и частей, способы действий при нахождении неизвестных компонентов)
ВЫВОД:
модели и формулы нужны для быстрого определения способа действия при решении задач и примеров.
3 этап — Действия контроля:
Цель этапа:
проверить степень усвоения материала каждым ребёнком индивидуально.
Работа с перфокартой (в окошках отмечают только ответ)
- Иван-Царевич скакал на Сером Волке 5 часов со скоростью 15 км/час, а потом ещё 3 часа со скоростью 10 км/час. Какое расстояние преодолел Иван-Царевич? (105км)
- три поросёнка работали в своём саду, собирая урожай яблок. Они работали 6 часов и собрали 144 кг яблок. Какова была их производительность труда?
(24 кг)
- Фуфа Три глаза за 5 одинаковых кукол заплатила 450 рублей. Сколько же стоила одна кукла? (90)
- Балда изготовил для Попа 56 веников за 8 часов. Какова производительность его труда? (7)
- В нашем классе знает каждый: в Мурманске мы живём,
На канакулы однажды ехать в Москву решили мы.
Мы пришли на наш перрон, сели в первый же вагон.
До Москвы наш поезд шёл целых 36 часов.
В час он делал между тем километров 57.
Появилось вдруг желанье: подсчитать всё расстояние,
Что мы ехали до Москвы. Помогите мне и вы (2052).
(Проверка во время групповой работы)
4 этап — Групповая работа (решение общей задачи)
Цель этапа:
наблюдение над взаимодействием учащихся в условиях групповой работы при решении задачи.
(Учащиеся в группах анализируют задачу, составляют таблицу, выбирают способ действия)
ЗАДАЧА.
Реактивный самолёт за 3 часа пролетел 2580 км, а вертолёт за 2 часа пролетел 430 км. Во сколько раз скорость самолёта больше скорости вертолёта?
- Обсуждение составленных таблиц (что общего, чем отличаются)
- Самостоятельное решение задачи в тетрадях
- Обсуждение выбранного способа действия и ответов
Таблица к задаче:
S (км) | T(час.) | V(км/час) | |
самолёт | 2580 | 3 | ? |
вертолёт | 430 | 2 | ? |
ВЫВОД:
-какие формулы пришлось использовать при решении задачи?
-с помощью формул, с которыми сегодня работали можно решать только задачи на движение? (вопрос-провокация: во всех задачах присутствует скорость)
Проверка перфокарты (обсуждение результатов)
5 этап — Действия оценки
Цель этапа:
- Способствовать формированию механизма рефлексии.
-какие вопросы решали на уроке?
-всё решили или что-то осталось непонятным?
-что для каждого показалось сложным?
-какую УЗ (учебную задачу) вынесли бы на следующий урок?
-оцените, как хорошо вы усвоили этот материал (шкала оценки на индивидуальном листке собственной деятельности-ставят крестик)
Подведение итогов урока:
- Какие формы работы на уроке больше помогли?
- Какое правило надо знать и выполнять при коллективно-групповой работе?
- Проверяем листок оценки вашей собственной деятельности на уроке при решении учебной задачи
(дети отмечают крестиком на своих индивидуальных листах (кроме степени усвоения) шкалы оценки: сложность (С), интерес (И)), прикрепляют на доску, учитель анализирует, благодарит обучающихся за работу.