Цели:
- познакомить с основными чертами ЭГП, национальным составом, размещением населения, экономическим развитием страны;
- развивать умение составлять экономико-географическую характеристику страны, используя при этом различные источники информации;
- формировать нравственные ценности и эстетическое отношение к культуре японского народа.
Оборудование: карта Японии, мультимедиа, атласы, к/к, презентация (Приложение 1), тесты, сообщения (Приложение 2), на стендах размещены: словарь (Приложение 4), модели экономического развития Японии 50гг и 90-х. Описание природы Японии с картинками.
ХОД УРОКА
I. Введение
А) Организация класса
Эпиграф к уроку:
На островах в соленых водах
Лежала древняя страна.
От государств, других районов
Так отличалася она.Цунами берег разрушали,
И ежегодно много раз
Земля внезапно содрогалась,
И люди гибли в тот же час.Там развивалася культура,
Веками строились дома.
И что рождалось здесь впервые -
Не умирало никогда.Страной восходящего солнца
Назвали соседи её.
Встаёт из-за моря здесь солнце,
За горы садится оно.
Вступительное слово учителя: Сегодня
я приглашаю вас в удивительную страну. Я бы
назвала её «страна – наоборот». Настолько там
всё непривычно для нас. Кошки там без хвостов,
сады из камней. Пальто подает женщина, обувь
оставляют у порога, стихи не имеют рифмы.
Письменность неотделима от рисования и пишут
сверху вниз. Национальный костюм- кимоно не
зависит ни от сезона, ни от моды, ни даже от
роста и комплекции человека. Спят на полу,
а белый цвет является траурным. Религия синто-
утверждает, что все в мире одушевлено. Именно
синтоистская вера воспитала в людях данной
страны чуткость к природе, умение
наслаждаться её бесконечной переменчивостью.
– О какой стране пойдет сегодня речь?
– Какие ассоциации у вас возникают при слове
«Япония»?
Б) Постановка задач урока
– На сегодняшнем уроке мы постараемся добавить ассоциаций к тем, что у вас были. Подробнее познакомиться с особенностями ЭГП страны, населением, его обычаями и традициями, «японским экономическим чудом», и местом Японии в мировой экономике.
II. Изучение нового материала:
1) Страна восходящего солнца (общие сведения, история названия) – сообщение
2) ЭГП Японии (работа с картой)
- Островное положение
- Удаленность от других регионов
- Омывается…
- Соседское положение с Китаем, НИС, Россией
- В центре Азиатско-Тихоокеанского региона
Вывод:
Благоприятные условия:
- выход к морям и океану;
- близость к восточно-азиатским странам и России.
Неблагоприятные условия:
- изолированность (островная страна);
- удаленность от рынков сырья и сбыта.
Острова находятся в центре Азиатско-Тихоокеанского региона. Такое соседское положение открывает большие возможности для участия страны в МГРТ, в том числе с Россией. Однако, развитию отношений с Россией мешают территориальные претензии на часть Курильских островов. (сообщение «проблема Северных территорий»)
3) Государственное устройство
Япония – Конституционная монархия. В 1947г в Японии была принята новая Конституция, согласно которой Япония объявлялась конституционной монархией, империей. В настоящее время император страны – символ государства и единства нации, т.к. вся законодательная и исполнительная власть принадлежит парламенту и кабинету министров. По государственному устройству Япония – унитарное государство. В ней 46 префектур и губернаторство Хоккайдо.
4) Население его особенности, образ и уровень жизни.
А) По численности населения Япония
занимает 8 место в мире, 127 млн чел. В настоящее
время естественный прирост населения
уменьшается. Япония стала первым азиатским
государством, перешедшим от II типа к I.
Япония – нация здоровых людей с самым низким
показателем смертности среди детей – 4 человека
на одну тысячу жителей и самым высоким
уровнем продолжительности жизни 79 лет (мужчины –
76 лет, женщины – 82 г.). Естественный прирост
населения снизился с 15% до 4,5% .
Заметное снижение рождаемости объясняется,
прежде всего, желанием Японцев повысить уровень
жизни, а так же государственной политикой
контроля над рождаемостью. Занятия по основам
планирования семьи проводятся уже в старших
классах школы. Пропагандируются более
поздние браки по договоренности родителей.
– Нам предстоит решить вопрос, почему японская
нация – самая здоровая в мире? Как это
сказывается на хозяйственной жизни страны?» (Ответ
на слайде)
– А над чем из всего сказанного стоит задуматься
нам?
Почему мы не умеем так жить, ведь 4 принципа из 5
зависят только от нас самих.
Мы прекрасно знаем, что на 50% продолжительность
жизни зависит от образа жизни. И все эти принципы
легко выполнимы, только приложить немного усилий
и старания.
Япония – страна высокой культуры и сплошной
грамотности, где обучению и воспитанию детей
уделяется большое внимание с раннего детства.
Б) О воспитании детей
Демографическая политика, проводимая правительством из-за перенаселенности государства, не позволяет иметь более 1 ребенка каждой семье. Ребенок в семье- царь и бог. Но длится такое воспитание до 5 лет. В каждом ребенке воспитывается сдержанность, аккуратность и обязательность. С детьми обращаются мягко, их никогда не наказывают, им дают большую свободу, но правила этикета прививают с первых лет жизни. Ни одна шалость или небрежность не остается без внимания и молчаливого порицания. Дети вырастают сдержанными и дисциплинированными В школу в шесть лет ребёнок приходит таким собранным и организованным, что учителю не трудно работать с классом, где учится 40-50 детей.
В) Образование – сообщение
Г) Национальный состав, плотность населения
Национальный состав однородный, 99% населения – японцы.
Японский язык специфичен и не входит ни в одну
из языковых семей. Очень сложная система
письменности. Еще в древности японцы
позаимствовали её в Китае. Обучение в 9 летней
японской школе даёт знание 1200 иероглифов, а всего
их нужно знать около 2000. Японские тексты
читаются сверху вниз и справа налево.
По плотности населения Япония занимает одно из
1-х мест в мире – 336 чел. на км кв. Фактически
плотность населения выше, поскольку все
население страны сосредоточенно на
приморских низменностях и в долинах рек. Япония
отличается высоким уровнем урбанизации – 76%
населения проживает в городах. В стране более
200 больших городов 12 из них города-миллионеры.
Самые крупные: Токио, Киота, Осака, Иокогама,
Саппоро.
Д) Религия Японии
Основная религия Японии синтоизм. Она тесно уживается с другими религиями, в том числе с буддизмом. Синтоизму в основном поклоняются в праздничные дни (свадьба), а буддизм обслуживает траурные церемонии (погребение). Т.Е. обе религии существуют бок о бок. Кроме этих религий есть мусульмане, христиане.
Е) Обряды и традиции Японии
(Сообщения учащихся и дополнение учителя с просмотром слайдов)
- Поклоны.
- Чаепитие.
- Традиционная кухня Японии.
- Икебана.
- Бонсай – миниатюрное дерево или миниатюрный сад.
- Кимоно.
- Гейша – кто это?
- Японский менталитет.
- Поэзия Японии.
- Самураи.
- Оригами.
5) Оценка природного потенциала Японии
Проанализировать таблицы и сделать вывод:
Собственные ресурсы:
Сырье |
Запасы |
Размещение |
Уголь | 8,7 млрд.т | о-ва Хоккайдо, Кюсю, Хонсю |
Нефть | 200млн.т | Префектура Акита и Ниигата |
Газ | 30 млрд.м куб | Префектура Акита и Ниигата |
Железные руды | 0,2 млрд.т | С-в о Хонсю |
Марганцевые руды | 4,5 млн. т | Недалеко от Киото |
Медные руды | 1,5 млн. т | о Хонсю, о Сикоку |
Свинцовые руды | 1,9 млн.т | О. Хонсю, о Сикоку |
Зависимость Японии от импорта некоторых видов минерального сырья (в %)
Железная руда | 99 % |
Цинк | 85,3 |
Марганец | 100 | Никель | 100 |
Хромиты | 100 | Кобальт | 100 |
Бокситы | 99 | Вольфрам | 100 |
Свинец | 94,5 | Олово | 100 |
медь | 99,9 | фосфаты | 100 |
Вывод: Япония ввозит почти все сырье и топливо, необходимое для её экономики обогащая это сырье своим трудом и умом, японцы повышают его стоимость в 10 раз. Экспорт готовой продукции дает значительную прибыль, нежели страна тратит на закупку минерального сырья. Климат относительно благоприятен для сельского хозяйства, но мало пригодных земель (горы). Сельское хозяйство обеспечивает страну на 50%.
6) Японское экономическое чудо
Под «японским экономическим чудом»
понимают резкое увеличение в стране масштабов
производства, прогрессивные сдвиги в структуре
её экономики, а так же значительное усиление роли
страны в международных экономических
отношениях.
В 50-70г экономика Японии развивалась более
высокими темпами, чем экономика других стран
мира. Благодаря этому доля Японии в мировом
производстве за этот же период выросла с 3,5 до 9,3 %.
Экономическая модель Японии 50-70 гг 20 века.
Какие факторы определили выбор этой модели развития экономики?
- Незначительные сырьевые ресурсы
- Особенности японского менталитета (менталитет- мировосприятие, умонастроение)
- Незначительные траты на вооружение после 2 мировой войны
- Покупка лицензий, патентов для гибкого реагирования на запросы рынка
- Качество трудовых ресурсов страны.
После экономического кризиса 1973-1974 гг. в Японии начинается глубокая перестройка экономики в направлении создания структуры наукоёмкого типа с низкой энерго- и материалаоёмкостью, т.е. начинается технологическая и информационная революция
7) Роль Японии в мировой экономике (таблица на слайде)
Япония – один из лидеров современного мира. По производству целого ряда промышленных товаров (автомобилей, судов, видеомагнитофонов, промышленных роботов, металлообрабатывающих станков) страна занимает ведущее место в мире. Япония является крупнейшим финансовым центром мира, её банки «Токио-Мицубиси», «Мицуи» входят в десятку крупнейших банков в мире. Это единственная страна, которая тратит на научно-исследовательскую деятельность более 3% ВВП. По национальному доходу на душу населения Япония вышла на 3 место в мире после Швейцарии и Люксембурга. В стране работает 20 АЭС. Хотя уровень заработной платы японского рабочего в 4 раза ниже, чем в развитых странах. Сегодня японский рабочий один из самых «дорогих» рабочих в мире, образ жизни японца отличается широким проникновением электронной и компьютерной техники в быт, а также высокой степенью автомобилизации.
8) Отраслевая и территориальная структура хозяйства
С японской моделью экономического развития связана отраслевая структура хозяйства, а втянутость её в международные экономические связи определила территориальную структуру. Японию называют страной с «двумя лицами».
Отрасли специализации:
- Черная и цветная металлургия
- Машиностроение: бытовая техника, автомобили, судостроение, электроника, робототехника, компьютерные технологии, диагностическое оборудование, индустрия видеоигр.
- Химическая промышленность: парфюмерия и косметика, фармацевтика, нефтепереработка
- Легкая промышленность: одежда
- Рыбная промышленность
Черты территориальной структуры хозяйства.
- Главные промышленные районы Японии располагаются в тихоокеанском поясе- являющимся ядром страны, но здесь острейшие экологические проблемы, экологический кризис.
- Наличие периферийной зоны, включающей торгово-лесные районы, где получили развитие заготовка древесины, животноводство, добыча полезных ископаемых, гидроэнергетика и туризм.
Выводы:
Отрасли хозяйства ориентируются на
нематериалоёмкие производства,
ресурсосберегающие технологии,
экспортноориентированные, экологически чистые.
В перспективе разгрузка технополисов,
освоение экологически чистой периферийной
зоны.
III. Закрепление изученного материала
Предлагается задание на выбор в зависимости от времени (пр.р на к/к или тест) (Приложение 3)
IV. Домашнее задание
Составить 20 вопросов для блицтурнира по Японии
V. Рефлексия
– Какое значение для тебя имеют знания, полученные сегодня на уроке?
Самооценка урока:
А)
- Узнал много нового
- Узнал немного
- Ничего нового не узнал
Б)
- Урок понравился
- Так себе
- Такие уроки не нужны.
Литература:
- Поурочные планы по экономической и социальной географии мира. 2 часть Ануфриева О.И., Волгоград, «Учитель», 2004.
- Нестандартные уроки 9-10 кл. География. Издательство «Учитель-Аст», Волгоград, 2004.
- Нестандартные уроки. География. «У нас в гостях Япония». Автор-составитель Романова А.Ф. Волгоград «Учитель», 2001.
- Смирнова.М.С., Горохов С.А., Лиознер В.Л. Мастер-класс. Уроки географии в 10 классе. Москва «дрофа», 2005.
- Интернет-ресурсы. (Картинки, презентации, уроки)
- Жижина Е.А., «Поурочные планы по географии 10 кл» М, «Дрофа», 2007.