Цели:
- Систематизировать знания по теме
- Формирование умений обобщать , делать выводы, умение вести диалог.
- Расширение общекультурного уровня учащихся.
Оборудование: карта США, раздаточный материал к уроку, компьютерные презентации.
Ход урока
Вводное слово учителя.
Эпиграф к уроку:
"Эта страна - чистый лист бумаги, на котором можно написать что угодно". Лейбниц.
Визитная карточка США: Площадь, форма правления, форма территориально-государственного устройства, глава государства, столица, официальный язык, денежная единица, высший законодательный орган, государственный флаг.
Проблемный вопрос: Какие факторы способствовали активному выходу США на передовые позиции в мире?
- Какие факторы определяют экономическое развитие страны?
- Экономико-географическое положение;
- Природные условия и ресурсы;
- Количество и качество населения;
- Особенности экономического развития в предшествующие периоды;
Вопросы для семинара:
1.Дать оценку экономико-географического положения США.
- приморское положение: выход в Атлантический и Тихий океаны;
- выгодное соседское положение;
- благоприятные климатические условия (умеренный и субтропический пояс);
- удаленность от военных действий, длительный период развития без войн на собственной территории.
2. Каковы природные условия и природные ресурсы страны?
- равнинный рельеф, длительный вегетационный период, достаточное увлажнение;
- богата минеральными ресурсами, водными, земельными, агроклиматическими, почвенными, рекреационными.
3. В чем заключаются особенности формирования американской нации? Назвать цивилизованные проблемы США.
- 80% населения - потомки переселенцев из Европы, это люди, обладающие предпринимательскими способностями, имели опыт рыночных отношений;
- это "плавильный котел" рас и наций; религиозная чересполосица.
- привлечение специалистов из других стран; приток высококвалифицированных иммигрантов; ориентированность процесса отбора сотрудников на их профессиональные навыки и инициативу;
4. Расскажите об экономической истории США.
- расширение внутреннего рынка за счет освоения новых земель;
- экспорт рыночных отношений; привлечение труда рабов; наличие у переселенцев стартового капитала;
- экономика США - главный заказчик и потребитель достижений научно-технического прогресса; использование достижений НТР с опорой на накопленный опыт.
5. Назовите отрасли промышленности США, определяющие лицо страны.
6. Назовите крупнейшие автомобильные монополии. В каких городах находятся их штаб-квартиры? Назовите "автомобильный штат", "автомобильную столицу" страны.
7. Покажите пояса сельскохозяйственной специализации. Укажите преобладающие на их территории типы природных комплексов.
8. Расскажите о возможностях рекреации и туризма в США. Какое место в США называют столицей туризма, жемчужиной Америки?
Для закрепления знаний и расширения кругозора можно провести викторину и вопросы по городам и штатам США.
Дома: составить географический диктант по тексту учебника.