Пояснительная записка
В настоящее время все более актуальной становится проблема развития одаренных детей. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей обстановки требует от человека не только высокой активности, но и его умения, способности нестандартного поведения. Раннее выявление, обучение и развитие одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования.
Цель программы – создание условий для раскрытия и развития внутреннего потенциала, способностей высокомотивированных учащихся и детей с признаками одаренности, удовлетворения их познавательных потребностей.
Программа математического кружка “В мире чисел и задач” предназначена для организации внеурочной деятельности учащихся 5–6-х классов. Данная программа соответствует основной стратегии развития школы:
- ориентации нового содержания образования на развитие личности;
- реализации деятельностного подхода к обучению;
- обучению ключевым компетенциям (готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач) и привитие общих умений, навыков, способов деятельности как существенных элементов культуры, являющихся необходимым условием развития и социализации учащихся;
- обеспечению пропедевтической работы, направленной на раннюю профилизацию учащихся (выбор в 10-м классе физико-математического направления).
Когда ребенок переходит из начальной школы на среднюю ступень обучения, он уже обладает определенными вычислительными навыками по выполнению действий с натуральными числами, умеет решать стандартные задачи двух – трех видов, но чаще всего у него не развиты способности к аналитической деятельности. Главной задачей данной программы является формирование и развитие аналитических способностей у одаренных учеников, формирование исследовательских умений, а также развитие у них таких психических функций, как систематичность и последовательность мышления, способность к обобщению, сообразительность, память на числа, сосредоточение внимания, выдержку и настойчивость в работе.
Огромное внимание в программе уделяется нестандартным приемам быстрого и устного счета при выполнении арифметических действий с натуральными числами. “Приемы быстрого устного счета известны давно. Великолепные способности к устному счету таких блестящих математиков, как Гаусс, фон Нейман, Эйлер вызывают настоящий восторг. Учителю иногда полезно рассказывать и показывать известные вычислительные секреты. Тогда перед учениками откроется совсем другая математика. Живая, полезная и понятная”, - так писал Сорокин А.С. в своей книге “Техника счета”, вышедшей в 1976 году. В связи с тем, что на уроках чаще всего учителю не хватает времени на демонстрацию особых приемов и их отработку, тем более что не всем ученикам под силу их освоить, знакомить с такими способами можно на занятиях математического кружка. Устный счет развивает механическую память, быстроту реакции, умение сосредоточиться, а поиски и обоснование новых приемов служат формированию логических умений. Кроме того, знание особых приемов быстрого счета способствует развитию у ребенка аналитических способностей.
Обучению решению задач в математике уделяется много внимания, но единственным методом такого обучения на уроках является показ способов решения определенных видов стандартных задач и значительная, порой изнурительная практика по овладению ими. Решением нестандартных задач на уроках учащиеся практически не занимаются или делают это крайне редко. А ведь именно решение таких задач способствует углублению знаний учащихся, развитию их природных способностей и дарований, развитию логического, аналитического мышления, вовлекает их в серьезную самостоятельную работу. Поэтому на занятиях кружка ученикам предлагаются различные виды нестандартных задач: числовые ребусы, старинные, логические задачи, задачи на лабиринты, на разрезания, перекладывания, перекраивания, переливания, взвешивания, комбинаторные задачи, а также даются способы и методы их решения.
Предлагаемая программа ставит своей задачей создать у учащихся целостное представление о стандартных и нестандартных задачах, способах и схеме поиска их решения, развить общие умения решать любые математические задачи. Кроме того, программа способствует расширению кругозора школьников, дополняет обязательный учебный материал сведениями о математике и математиках, о математических фокусах, софизмах, головоломках, вовлекает учеников в исследовательскую самостоятельную деятельность.
Программа данного математического кружка рассчитана на 51 час (по 1,5 ч. один раз в 2 недели), всего 34 занятия. Работа математического кружка осуществляется с учетом индивидуального подхода к обучению учащихся с использованием активных форм и методов познавательной деятельности, современных образовательных технологий: информационно-коммуникативной, исследовательской (проблемно-поисковой), деятельностного подхода и другие. Учитывая физиологические и психологические особенности учащихся 5–6-х классов, занятия кружка должны быть разнообразными как по содержанию, так и по организации учебной деятельности. Поэтому занятие кружка включает в себя либо приемы устного счета, либо теоретические подходы к решению задач и, конечно, решение самих нестандартных задач, дополненные математическими играми, головоломками, биографическими миниатюрами, занимательным материалом. Каждое теоретическое положение рассматривается на какой – либо конкретной задаче, что позволяет активно вовлекать учащихся в процесс ее обсуждения и решения. Во время проведения занятий, посвященных изучению теории (поиск плана решения, методы решения нестандартных задач), уместна организация групповой работы школьников с целью развития самостоятельности мышления и исследовательских умений.
На протяжении всего периода кружковой работы с учащимися планируется выполнение творческих и исследовательских работ, соответствующих их способностям и интересам, с которыми они могут выступить на занятиях математического кружка, школьных и городских научно-практических конференциях.
Процесс учебной деятельности на занятиях математического кружка необходимо ориентировать на рациональное сочетание устных и письменных видов работы, как при изучении теории, так и при решении задач. Особое внимание должно быть уделено развитию математической культуры учащихся и их способностей.
В ходе проведения занятий кружка следует обратить внимание на то, чтобы обучающиеся овладели умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобрели опыт:
- использования особых приемов устного счета;
- решения стандартных и нестандартных задач;
- исследовательской деятельности;
- грамотного использования математического языка в устной и письменной речи;
- поиска, систематизации, анализа, классификации информации;
- использования учебной и справочной литературы.
Программа математического кружка рассчитана на два года и предусматривает диагностику развития детей.
Содержание программы
1. Числа и вычисления [1, 3. Приложение 1]
Счет у первобытных людей. Необходимость устного счета в жизни. Приемы быстрого счета при сложении и вычитании натуральных чисел. Метод Гаусса. Прием перекрестного умножения. Способ “дополнений” при умножении двузначных чисел, близких к 50, 100 и чисел от 11 до 19. Прием умножения двузначных чисел, оканчивающихся на 5. Приемы устного умножения на 4,5, 8, 9, 11, 15 , 25, 50, 99, 101, 111, 125, 155, 175, 999, 10101. Частные приемы деления чисел: последовательное деление, деление на 5, 25, 50, 125, 500. Приемы быстрого возведения в квадрат двузначных чисел, оканчивающихся на 5, чисел второго, третьего, пятого и шестого десятков. Числа – карлики и числа – великаны. Интересные свойства чисел. Занимательные закономерности в мире чисел.
2. Делимость целых чисел [8]
Признаки делимости. Свойства делимости. Деление с остатком. Совершенные числа. Дружественные числа. Числа-близнецы.
3. Задачи и их решение (теоретические основы) [2, 4, 5]
Понятие о задачах, их структуре. Математическая модель и моделирование. Направление анализа задач. Сущность решения математических задач. Структура процесса решения задач. Стандартные задачи и способы их решения. Нестандартные задачи, подход к их решению. Теория графов. Уникурсальные кривые (фигуры). Принцип Дирихле. Проблема четырех красок.
4. Виды нестандартных задач [2, 5, 6]
Логические задачи и методы их решения: использование графов, табличный метод, диаграммы Эйлера – Венна. Задачи в стихах. Старинные задачи. Задачи на лабиринты. Задачи на разрезание, перекладывание, перекраивания, переливания, взвешивания. Комбинаторные задачи.
5. Математические чудеса и тайны.
Математические игры. Геометрические головоломки. Математические софизмы. Числовые ребусы. Математические фокусы.
6. Биографические миниатюры [3]
Знакомство с яркими эпизодами биографии известных математиков: Пифагора, Архимеда, К.Ф. Гаусса, Л.Ф.Магницкого, Л. Эйлера, П. Чебышева, С.В.Ковалевской, А.Н.Колмогорова и др.
Содержание учебных занятий
и организация учебной деятельности
5 класс
Занятие 1.
1. Театрализованное представление – презентация кружковой работы (с привлечением старшеклассников).
2. Математические фокусы (с часами, календарем).
Занятие 2.
- Счет у первобытных людей. Необходимость устного счета в жизни.
- Приемы быстрого счета при сложении и вычитании натуральных чисел.
- Биографическая миниатюра. К.Ф.Гаусс (презентация, сообщение).
- Математическая игра “Не собьюсь”.
Занятие 3.
- Прием перекрестного умножения.
- Стихотворная страничка. Арифметика.
- Конкурс на знание пословиц, поговорок, загадок.
Занятия 4-5.
- Понятие о задачах, их структуре.
- Математическая модель и моделирование.
- Направление анализа задач. Сущность решения математических задач.
- Структура процесса решения задач.
- Решение стандартных задач повышенной трудности с применением Mтеоретических положений.
- Игра-шутка.
Занятия 6 - 7.
- Нестандартные задачи, некоторые способы их решения (эвристические правила): а) сведение нестандартной задачи (путем преобразования или переформулирования) к другой, ей эквивалентной, но уже стандартной задаче; б) разбиение нестандартной задачи на несколько стандартных подзадач.
- Решение простейших нестандартных задач с использованием эвристических правил.
- Игра “Перекладывание карточек”.
Занятие 8.
- Приемы устного счета. Способ “дополнений” при умножении двузначных чисел, близких к 50, 100 и чисел от 11 до 19.
- Биографическая миниатюра. П.Л.Чебышев (презентация, сообщение).
- Игра на перекладывания со спичками.
Занятие 9.
- Числовые ребусы, содержащие операции сложения и вычитания, способы их решения.
- Решение и составление числовых ребусов (творческая работа в группах).
- Математические софизмы (презентация, сообщение).
Занятие 10.
- Прием умножения двузначных чисел, оканчивающихся на 5.
- Биографическая миниатюра. Архимед (презентация, сообщение).
- Математическая шутка “Как доказать, что ученики ничего не делают?”
Занятие 11.
- Приемы устного умножения на 4, 5, 8, 25, 50, 125 (включая самостоятельные исследования)
- Интересные свойства чисел (сообщения учащихся).
- Игра “Попробуй сосчитать”.
Занятие 12.
- Приемы устного умножения на 9, 11, 15, 99, 999 (включая самостоятельные исследования).
- Решение нестандартных задач на свойства чисел.
- Игра “Буриме” с использованием чисел.
Занятие 13.
- Приемы устного умножения на 101, 111, 155, 175, 10101 (включая самостоятельные исследования).
- Решение нестандартных задач на свойства чисел.
Занятие 14.
- Теория графов.
- Решение нестандартных задач с применением графов (работа в парах)
- Юмористическая страничка.
Занятие 15.
- Логические задачи, способ их решения с помощью графов.
- Решение логических задач с помощью графов (групповая работа).
- Задача-фокус “Продень монетку”.
Занятия 16 -17
6 класс
Занятие 18.
- Выступление участников кружка с творческими работами.
- Поэтическая страничка. Стихи о числах.
Занятие 19.
- Частные приемы деления чисел: последовательное деление, деление на 5, 25, 50, 125, 500 (включая самостоятельные исследования).
- Биографическая миниатюра. Л.Ф.Магницкий (презентация, сообщение).
- Задача-сказка “Бездельник и черт”.
Занятие 20.
- Логические задачи, матричный (табличный) способ их решения.
- Решение логических задач с помощью таблиц (групповая работа).
- Игра “Найди закономерность”.
Занятия 21-22.
- Осенний тур олимпиады для участников кружка (подготовка и проведение).
Занятие 23.
- Лабиринты.
- Решение задач на лабиринты.
- Китайская головоломка “Танграм”.
Занятие 24.
- Устный счет. Приемы быстрого возведения в квадрат двузначных чисел, оканчивающихся на 5.
- Биографическая миниатюра. А.Н.Колмогоров (презентация, сообщение).
- Как играть, чтобы не проиграть?
Занятие 25.
- Приемы быстрого возведения в квадрат двузначных чисел пятого и шестого десятков. Исследовательская работа по выявлению закономерностей при возведении в квадрат чисел второго и третьего десятков.
- Феномены: “живые компьютеры”.
Занятие 26.
- Делимость целых чисел. Признаки делимости на 2, 5, 10, 4, 8 (включая самостоятельные исследования).
- Простые и составные числа.
- Логическая игра “Камушки” (с применением ИКТ) [7]
Занятие 27.
- Делимость целых чисел. Признаки делимости на 3,9, 11, 15, 18 (включая самостоятельные исследования).
- Совершенные числа. Дружественные числа. Числа-близнецы.
Занятие 28.
- Делимость целых чисел. Свойства делимости. Делимость и остатки.
- Биографическая миниатюра. Евклид (презентация, сообщение).
- Алгоритм Евклида.
- Решение нестандартных задач на делимость (групповая работа).
Занятие 29.
- Биографическая миниатюра. Л.Эйлер (презентация, сообщение).
- Решение логических задач с применением диаграмм Эйлера-Венна (групповая работа).
- Математический фокус “Угадай размер обуви и одежды”.
Занятие 30.
- Принцип Дирихле.
- Решение нестандартных задач с применением принципа Дирихле (групповая работа).
- Логическая игра “Бусины” (с применением ИКТ) [7]
Занятие 31.
- Числовые ребусы, содержащие операции умножения и деления, способы их решения.
- Решение числовых ребусов (групповая работа).
- Премия Дж. Филдса (сообщение).
Занятие 32.
- Решение старинных задач и задач в стихах, использование алгебраического метода.
- Логическая игра “Волки и козы” (с применением ИКТ)[7]
Занятие 33.
- Комбинаторные задачи.
- Решение логических комбинаторных задач (групповая работа).
- Стихотворная страничка (стихи собственного сочинения).
Занятие 34.
- Выступление участников кружка с исследовательскими работами.
- Подведение итогов работы (рефлексия, диагностика).
Литература
- Я.И.Перельман. Занимательная арифметика. Загадки и диковинки в мире чисел. - М.: издательство Русанова, 1994. - 205 с.
- З. Н .Альхова, А.В.Макеева. Внеклассная работа по математике. – Саратов: ОАО “Издательство “Лицей”, 2002. – 285 с.
- О.С.Шейнина, Г.М.Соловьева. Математика. Занятия школьного кружка, 5-6 классы. – М.: издательство НЦ ЭНАС, 2005. – 207 с.
- Л.М.Фридман. Как научиться решать задачи. Книга для учащихся. – М: Просвещение, 2005.
- В.А.Гусев, А.П.Комбаров. Математическая разминка. Книга для учащихся 5–7 классов. – М., Просвещение, 2005. – 254 с.
- В.В.Мадер. Математический детектив. Книга для учащихся. – М., Просвещение, 1992.
- Электронное пособие. Внеклассная работа в школе. Математические загадки. – Издательство “Учитель”.
- Журнал “Математика в школе”. Делимость целых чисел. - №4, 2009, стр.36-41, №5, 2009, стр. 21-28.
- М.И.Зайкин. Математический тренинг. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1996. – 173 с.
- А.В.Фарков. Математические олимпиады. Учебно-методический комплект ко всем программам по математике за 5–6-е классы. – М.: Издательство “ЭКЗАМЕН”, 2006. – 190 с.
- Е.Г.Козлова. Сказки и подсказки. Задачи для математического кружка. – М.: МИРОС, 1995. – 124 с.
- Е.В.Галкин. Нестандартные задачи по математике: задачи логического характера. Книга для учащихся 5–11 кл. – М.: Просвещение, 1996. – 158 с.