Урок обучения грамоте в 1-м классе по теме "Звуки [Т], [Т'], Т, т. У лукоморья"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Систематизировать знания детей о сказках (авторских и народных); познакомить со звуками [т], [т’], буквами Т,т.
  2. Развивать монологическую речь учащихся, способствовать обогащению словарного запаса.
  3. Организовать учебно-поисковую деятельность на уроке с целью развития творческого и системного мышления, внимания, памяти.
  4. Создать условия для формирования таких личностных качеств, как ответственность, коммуникативность.
  5. Создать условия для реализации технологий личностно ориентированного образования (игра, задачный подход).

Оборудование:

  • интерактивная доска,
  • “Азбука” Горецкого В.Г.,М. “Просвещение”,2009,
  • счетные палочки,
  • музыкальный отрывок,
  • портрет А.С.Пушкина,
  • схемы звуков,
  • “лента букв”, кассы букв, слогов,
  • карточки синего и зеленого цветов,
  • иллюстрации с героями сказок.

Оформление доски:

  1. Интерактивная доска ( см. Приложение 1)
  2. Доска.
А с К Ы о У н И

кот окуни

котик Никита

кто как

Ход урока

1. Мобилизующее начало урока.

– Сегодня у нас необычный урок чтения. Мы отправимся в Страну Сказок. Поднимите руку, кто любит сказки?

– А почему сказки вызывают такой интерес?

– Сказка – ложь, да в ней намек, добру молодцу урок. Эти произведения любят не только дети, но и взрослые.

– Итак, в путь, друзья! (Звучит плавная музыка.)

2. Работа над классификацией сказок (работа с интерактивной доской – см. Приложение 1– презентация).

– А вот и жители сказочной страны, они вышли к нам навстречу.

– Давайте познакомимся. Назовите жильцов, которых вы узнали.

– Кто догадался, почему жители сказочной страны живут в разных домах? (В первом доме герои авторских сказок, во втором – народных.)

– Давайте расселим наших героев в свои дома.

– Сегодня я хочу познакомить вас с еще одним героем сказочной страны. Узнайте, кто это?

Хорошо читающий ребенок читает текст на стр. 56 (“Азбука”):

У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том.
И днем, и ночью кот ученый,
Все ходит на цепи кругом.
– Идет налево – песнь заводит,
Направо – сказку говорит.

– Кто же этот сказочный герой? (иллюстрация Ученого кота) (работа с интерактивной доской – см. Приложение 1 – презентация)

– Мы прочитали отрывок из поэмы А.С.Пушкина (портрет поэта) “Руслан и Людмила”.

– Как вы думаете, в каком доме будет жить наш ученый кот? Докажите (“поселяем” кота в нужный дом).

– Ученый кот будет нашим помощником.

3. Повторение изученного материала.

а) Работа над классификацией букв.

На доске: А с К Ы о У н И( см. <Оформление доски>).

– Прочитайте буквы.

– Внимательно посмотрите на буквы и найдите ошибку, допущенную на доске (буква ы не может быть заглавной).

– Действительно, мы проверяли по словарю, в русском языке нет слов, которые начинаются на ы (исправляем ошибку).

– На какие группы можно разделить буквы? (заглавные и строчные)

– Прочитайте заглавные буквы; строчные.

– А на какие группы их можно разделить как звуки? (гласные и согласные)

– Назовите гласные. Докажите, что это гласные звуки.

– Назовите согласные, называя как твердый звук. Докажите, что это согласные звуки.

б) Составление слов. Артикуляционная гимнастика. (работа с интерактивной доской – см. Приложение 1 – презентация)

– Прочитайте хором слоги каждого столбика на одном дыхании.

– Прочитайте слоги первого столбика шепотом.

– Прочитайте слоги второго столбика хором, начиная тихо, постепенно увеличивая громкость голоса.

-А какие слова здесь спрятались? (дети составляют слова)

– Я вижу, что многие ребята придумали свои слова, на перемене мы поиграем в слова вместе с Ученым котом.

Физкультминутка.

4. Сообщение темы и цели урока.

– Сегодня на уроке мы познакомимся с новыми звуками и буквой, научимся читать ее в слогах и словах.

5. Работа над новым материалом.

а) Знакомство с новыми звуками (работа со схемами звуков).

– Давайте позовем кота (хором, затем индивидуально).

– Определим, сколько слогов в слове.

– Назовите первую часть слова. Что такое “ко”? (Слияние, ставим знак слияния с белым треугольником.)

– Давайте подумаем, какой согласный, твердый или мягкий, будет в слиянии?

– Назовите согласный звук, какой он? (Меняем на схеме на синий треугольник.)

– Еще раз произнесем слово, четко выделяя последний звук. Понаблюдайте, как язык упирается в небо.

– Какой это звук: гласный или согласный? Докажите. Твердый или мягкий? (На схеме обозначаем синим квадратом.)

– Проверим, как звучит звук, глухо или звонко (закрывают уши и произносят звук)

– Итак, расскажите все, что вы узнали о звуке [т].

– Так как наш Ученый кот очень хорошо учился в школе, то догадайтесь, какая его любимая цифра? (Пять.)

– Давайте проанализируем слово “пять”.

– Определим, сколько слогов в слове.

– Назовите первую часть слова. Что такое “пя”? (Слияние, ставим знак слияния с белым треугольником.)

– Давайте подумаем, какой согласный, твердый или мягкий, будет в слиянии?

– Назовите согласный звук, какой он? (Меняем на схеме на зеленый треугольник.)

– Еще раз произнесем слово, четко выделяя последний звук. Понаблюдайте, как язык упирается в небо.

– Какой это звук: гласный или согласный? Докажите. Твердый или мягкий? (На схеме обозначаем зеленым квадратом.)

– Проверим, как звучит звук, глухо или звонко (закрывают уши и произносят звук).

– Итак, расскажите все, что вы узнали о звуке [т’].

б) Распознавание звуков [т] и [т’].

– А сейчас я предлагаю очень сложное задание. Я загадала слова, которые будут начинаться на звук [т] или [т ’]. Ваша задача: отгадать слово и определить, какой звук (твердый или мягкий) спрятался в слове (дети показывают твердость или мягкость звуков с помощью карточек двух цветов – синего и зеленого).

– Домашняя обувь (тапки).

– Предмет посуды (тарелка).

– Военная техника (танк).

– Пляска (танец).

– Устройство, с помощью которого останавливается транспорт (тормоз).

в) Знакомство с буквами Т,Т.

– Оба эти звука обозначены буквой т (показ буквы).

– На что похожа буква т? Возьмите счетные палочки и составьте из них нашу букву.

У каждого жильца нашей сказочной страны есть свой домик. Так и мы должны найти дом букве т.

– Давайте поселим букву т на ленту букв. На каком фоне (красном или синем) будет жить эта буква? Докажите.

– На каком этаже будет жить буква?

– Откройте кассу букв и найдите букву т. Сейчас мы в вами составим слоги с буквой т (работа на местах, а один ребенок работает у доски).

– Прочитаем слоги. Какой слог отличается от других? (ти, т.к. согласный звук мягкий)

– Мы закончили работу с кассой, а перед тем, как начать читать слова, немного отдохнем.

Физкультминутка

г) Чтение слов с буквой т.

-Откройте “Азбуку” на странице 57 (см.<Оформление доски>) .

– Прочитаем слова, деля на слияния (1 ученик работает у доски).

– Мальчики хором прочитают первое слово.

– Девочки прочитают второе слово.

– Третье слово прочитаем шепотом.

– Второй столбик хором.

– Одно слово во втором столбике выделяется. Назовите это слово. (одно слово имя собственное)

д) Упражнение для развития речи.

– А мы вновь вернемся к нашему Ученому коту.

– Рассмотрите иллюстрацию на странице 56. Кто еще изображен на ней?

– Баба Яга сказочный персонаж, а как еще можно догадаться, что это сказка?

– Составьте предложение о Бабе Яге.

6. Итог урока.

– Наше путешествие в Страну Сказок подходит к концу.

– С какими звуками мы познакомились на уроке? Дайте характеристику этим звукам.

– Какой буквой они обозначены?

– Кому на уроке было трудно?

– Что особенно понравилось на уроке?