Цели урока:
- Систематизировать знания детей о сказках (авторских и народных); познакомить со звуками [т], [т’], буквами Т,т.
- Развивать монологическую речь учащихся, способствовать обогащению словарного запаса.
- Организовать учебно-поисковую деятельность на уроке с целью развития творческого и системного мышления, внимания, памяти.
- Создать условия для формирования таких личностных качеств, как ответственность, коммуникативность.
- Создать условия для реализации технологий личностно ориентированного образования (игра, задачный подход).
Оборудование:
- интерактивная доска,
- “Азбука” Горецкого В.Г.,М. “Просвещение”,2009,
- счетные палочки,
- музыкальный отрывок,
- портрет А.С.Пушкина,
- схемы звуков,
- “лента букв”, кассы букв, слогов,
- карточки синего и зеленого цветов,
- иллюстрации с героями сказок.
Оформление доски:
- Интерактивная доска ( см. Приложение 1)
- Доска.
А с К Ы о У н И
кот окуни котик Никита кто как |
Ход урока
1. Мобилизующее начало урока.
– Сегодня у нас необычный урок чтения. Мы отправимся в Страну Сказок. Поднимите руку, кто любит сказки?
– А почему сказки вызывают такой интерес?
– Сказка – ложь, да в ней намек, добру молодцу урок. Эти произведения любят не только дети, но и взрослые.
– Итак, в путь, друзья! (Звучит плавная музыка.)
2. Работа над классификацией сказок (работа с интерактивной доской – см. Приложение 1– презентация).
– А вот и жители сказочной страны, они вышли к нам навстречу.
– Давайте познакомимся. Назовите жильцов, которых вы узнали.
– Кто догадался, почему жители сказочной страны живут в разных домах? (В первом доме герои авторских сказок, во втором – народных.)
– Давайте расселим наших героев в свои дома.
– Сегодня я хочу познакомить вас с еще одним героем сказочной страны. Узнайте, кто это?
Хорошо читающий ребенок читает текст на стр. 56 (“Азбука”):
У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том.
И днем, и ночью кот ученый,
Все ходит на цепи кругом.
– Идет налево – песнь заводит,
Направо – сказку говорит.
– Кто же этот сказочный герой? (иллюстрация Ученого кота) (работа с интерактивной доской – см. Приложение 1 – презентация)
– Мы прочитали отрывок из поэмы А.С.Пушкина (портрет поэта) “Руслан и Людмила”.
– Как вы думаете, в каком доме будет жить наш ученый кот? Докажите (“поселяем” кота в нужный дом).
– Ученый кот будет нашим помощником.
3. Повторение изученного материала.
а) Работа над классификацией букв.
На доске: А с К Ы о У н И( см. <Оформление доски>).
– Прочитайте буквы.
– Внимательно посмотрите на буквы и найдите ошибку, допущенную на доске (буква ы не может быть заглавной).
– Действительно, мы проверяли по словарю, в русском языке нет слов, которые начинаются на ы (исправляем ошибку).
– На какие группы можно разделить буквы? (заглавные и строчные)
– Прочитайте заглавные буквы; строчные.
– А на какие группы их можно разделить как звуки? (гласные и согласные)
– Назовите гласные. Докажите, что это гласные звуки.
– Назовите согласные, называя как твердый звук. Докажите, что это согласные звуки.
б) Составление слов. Артикуляционная гимнастика. (работа с интерактивной доской – см. Приложение 1 – презентация)
– Прочитайте хором слоги каждого столбика на одном дыхании.
– Прочитайте слоги первого столбика шепотом.
– Прочитайте слоги второго столбика хором, начиная тихо, постепенно увеличивая громкость голоса.
-А какие слова здесь спрятались? (дети составляют слова)
– Я вижу, что многие ребята придумали свои слова, на перемене мы поиграем в слова вместе с Ученым котом.
Физкультминутка.
4. Сообщение темы и цели урока.
– Сегодня на уроке мы познакомимся с новыми звуками и буквой, научимся читать ее в слогах и словах.
5. Работа над новым материалом.
а) Знакомство с новыми звуками (работа со схемами звуков).
– Давайте позовем кота (хором, затем индивидуально).
– Определим, сколько слогов в слове.
– Назовите первую часть слова. Что такое “ко”? (Слияние, ставим знак слияния с белым треугольником.)
– Давайте подумаем, какой согласный, твердый или мягкий, будет в слиянии?
– Назовите согласный звук, какой он? (Меняем на схеме на синий треугольник.)
– Еще раз произнесем слово, четко выделяя последний звук. Понаблюдайте, как язык упирается в небо.
– Какой это звук: гласный или согласный? Докажите. Твердый или мягкий? (На схеме обозначаем синим квадратом.)
– Проверим, как звучит звук, глухо или звонко (закрывают уши и произносят звук)
– Итак, расскажите все, что вы узнали о звуке [т].
– Так как наш Ученый кот очень хорошо учился в школе, то догадайтесь, какая его любимая цифра? (Пять.)
– Давайте проанализируем слово “пять”.
– Определим, сколько слогов в слове.
– Назовите первую часть слова. Что такое “пя”? (Слияние, ставим знак слияния с белым треугольником.)
– Давайте подумаем, какой согласный, твердый или мягкий, будет в слиянии?
– Назовите согласный звук, какой он? (Меняем на схеме на зеленый треугольник.)
– Еще раз произнесем слово, четко выделяя последний звук. Понаблюдайте, как язык упирается в небо.
– Какой это звук: гласный или согласный? Докажите. Твердый или мягкий? (На схеме обозначаем зеленым квадратом.)
– Проверим, как звучит звук, глухо или звонко (закрывают уши и произносят звук).
– Итак, расскажите все, что вы узнали о звуке [т’].
б) Распознавание звуков [т] и [т’].
– А сейчас я предлагаю очень сложное задание. Я загадала слова, которые будут начинаться на звук [т] или [т ’]. Ваша задача: отгадать слово и определить, какой звук (твердый или мягкий) спрятался в слове (дети показывают твердость или мягкость звуков с помощью карточек двух цветов – синего и зеленого).
– Домашняя обувь (тапки).
– Предмет посуды (тарелка).
– Военная техника (танк).
– Пляска (танец).
– Устройство, с помощью которого останавливается транспорт (тормоз).
в) Знакомство с буквами Т,Т.
– Оба эти звука обозначены буквой т (показ буквы).
– На что похожа буква т? Возьмите счетные палочки и составьте из них нашу букву.
У каждого жильца нашей сказочной страны есть свой домик. Так и мы должны найти дом букве т.
– Давайте поселим букву т на ленту букв. На каком фоне (красном или синем) будет жить эта буква? Докажите.
– На каком этаже будет жить буква?
– Откройте кассу букв и найдите букву т. Сейчас мы в вами составим слоги с буквой т (работа на местах, а один ребенок работает у доски).
– Прочитаем слоги. Какой слог отличается от других? (ти, т.к. согласный звук мягкий)
– Мы закончили работу с кассой, а перед тем, как начать читать слова, немного отдохнем.
Физкультминутка
г) Чтение слов с буквой т.
-Откройте “Азбуку” на странице 57 (см.<Оформление доски>) .
– Прочитаем слова, деля на слияния (1 ученик работает у доски).
– Мальчики хором прочитают первое слово.
– Девочки прочитают второе слово.
– Третье слово прочитаем шепотом.
– Второй столбик хором.
– Одно слово во втором столбике выделяется. Назовите это слово. (одно слово имя собственное)
д) Упражнение для развития речи.
– А мы вновь вернемся к нашему Ученому коту.
– Рассмотрите иллюстрацию на странице 56. Кто еще изображен на ней?
– Баба Яга сказочный персонаж, а как еще можно догадаться, что это сказка?
– Составьте предложение о Бабе Яге.
6. Итог урока.
– Наше путешествие в Страну Сказок подходит к концу.
– С какими звуками мы познакомились на уроке? Дайте характеристику этим звукам.
– Какой буквой они обозначены?
– Кому на уроке было трудно?
– Что особенно понравилось на уроке?