Вопросная техника — средство повышения эффективности обучения на уроках информатики

Разделы: Информатика


Он взрослых изводил вопросом “Почему?”,
Его прозвали “маленький философ”,
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
С тех пор он больше никому
Не задает вопросов “Почему?”.

В среднем учитель старших классов задает за день 348 вопросов. Учитывая, что чистое время преподавания в течение дня составляет приблизительно четыре часа (не считая перемен, собраний и так далее), мы получаем восемьдесят семь вопросов в час или полтора вопроса в минуту! Как учителя, мы очень сильно зависим от вопросов в классе, но понимаем ли мы, как лучше пользоваться вопросами в ходе обучения?

Один из вопросов, которые учителя задают чаще всего: “Как мотивировать учеников, чтобы они захотели учиться?” Это замечательный вопрос, но есть вопрос еще лучше: “Как можно побудить учеников мыслить?” Если учеников побуждают думать и поощряют их мышление, у них будет желание учиться. Самый эффективный способ побудить учеников думать – это задавать им провоцирующие мысль стимулирующие вопросы.

Эффективные приемы использования вопросов на уроках информатики.

Прием “Шесть форм – шесть цветов”

Форма организации работы учащихся: индивидуальная.

Предварительная работа: учитель готовит карточки шести форм (квадрат, прямоугольник, круг, треугольник, ромб, трапеция) и шести цветов (например, красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный). На каждой карточке пишет вопросы по шести темам (формы карточек) и в соответствии с шестью уровнями по Б. Блюму (цвета карточек).

На уроке ребята могут взять любую карточку, ответить на вопрос в тетрадях, сравнить свой ответ с эталонным, или получить консультацию у учителя. Затем продолжить работу, взяв другую карточку.

На уроке нет ярлыка – сильный, слабый. Ребенок стремится собрать карточки разных цветов или форм – отвечает на вопросы всех уровней.

Вариант использования приема на уроке информатики.

Варианты вопросов для карточек по теме “Основы логики и логические основы компьютера”.

Карточки в форме квадрата по теме “Формы мышления”:

– красная “Что такое высказывание?”

– синяя “Почему “понятие” имеет две стороны: содержание и объем?”

– зеленая “Объясни, почему высказывание по форме является повествовательным предложением?”

– желтая “Сравните высказывание и умозаключение. В чем общие черты и различия?”

– белая “Как можно определить истинность или ложность простого высказывания?”

– черная “Что вы думаете о форме мышления, которая называется “умозаключение”?”

Карточки в форме прямоугольника по теме “Алгебра высказываний”:

– красная “Что такое логическая переменная?”

– синяя “Почему конъюнкцию называют еще логическим умножением?”

– зеленая “Объясните, почему составное высказывание, образованное в результате дизъюнкции, истинно тогда, когда истинно хотя бы одно из входящих в него простых высказываний?”

– желтая “Сравните таблицы истинности функции логического сложения и логического умножения? В чем общие черты и различия?”

– белая “Как можно назвать операцию логического отрицания?”

– черная “Что вы думаете о истинности высказывания F=, если А=“Два умножить на два равно четырем”?”

Карточки в форме круга по теме “Логические выражения и таблицы истинности”:

– красная “Назовите какие логические выражения называются равносильными.”

– синяя “Почему логические выражения “&” и “” равносильны?”

– зеленая “Объясните, что содержат таблицы истинности и каков порядок их построения.”

– желтая “Сравните таблицы истинности двух высказываний “” и “А&В”.”

– белая “Как можно определить количество строк в таблице истинности?”

– черная “Согласны ли вы с тем, что логическое выражение выражение “(2*25 или 2*2=4)и (2*25 или 2*24)” ” можно записать в следующей форме: “(А или В) и  (или )”?”

Карточки в форме треугольника по теме “Логические функции”:

– красная “Что такое импликация?.”

– синяя “Почему операция импликации А® В равносильна логическому выражению ?”

– зеленая “Объясните, когда истинно составное высказывание, образованное с помощью логической операции эквивалентности?”

– желтая “Сравните импликацию и эквивалентность.”

– белая “Как можно логические функции свести к трем базовым: логическому умножению, логическому сложению и логическому отрицанию?”

– черная “Опиши составное высказывание как логическую функцию.”

Карточки в форме ромба по теме “Логические законы и правила преобразования логических выражений”:

– красная “Сформулируйте основные законы логики.”

– синяя “Продолжите фразу: “Законы логики отражают наиболее важные закономерности …”.

– зеленая “Упростите логическое выражение: (А)&В”

– желтая “Сравните закон непротиворечия с законом исключенного третьего?”

– белая “Сколько раз нужно применить операцию отрицания к высказыванию, чтобы получить исходное высказывание?”

– черная “Упростите логическое выражение: (А&В)(А&)?”

Карточки в форме трапеции по теме “Логические основы устройства компьютера”:

– красная “Что такое сумматор? ”

– синяя “Почему в обычном состоянии на входы триггера подан сигнал 0?”

– зеленая “Объясните в каком случае логическое выражение S=()&дает правильное значение суммы(S=1).”

– желтая “Сравните сумматор и полусумматор?”

– белая “Как устройства компьютера, производящие обработку или хранение информации, могут быть собраны из базовых логических элементов?”

– черная “Что вы думаете о триггере?”

Прием “древо знаний”

Форма организации работы учащихся: индивидуальная.

Предварительная работа: учитель готовит карточки трех цветов (красный, зеленый, желтый) в форме яблок и “развешивает” их на яблоне – древе знаний. На каждой карточке пишет вопрос одного из трех уровней сложности.

На уроке учитель предлагает ребятам проанализировать свою работу при изучении темы и, взвесив свои возможности, “собрать урожай”, учитывая, что

“красные яблоки уже созрели” – они висят высоко, сорвать их тяжело – вопросы на них самые трудные;

“желтые яблоки” – висят ниже, сорвать легче – вопросы тоже легче;

“зеленые яблоки” – висят совсем низко, поэтому и вопросы самые простые.

Ребята отвечают на вопросы в тетрадях, а учитель получает хороший материал для диагностики не только в освоении темы, но и уровня самооценки учащихся.

Вариант использования приема на уроке информатики.

Тема: “Человек и информация”.

Вопросы для карточек зелёного цвета.

  1. Дайте определение следующим понятиям: информация, естественный язык, формальный язык, носитель информации, алфавит.
  2. Какую роль в информационной деятельности человека выполняют органы чувств?
  3. Перечислите все органы чувств человека.
  4. Перечислите источники, из которых за сегодняшний день вы получили информацию.
  5. Какие существуют формы письменности?
  6. Что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт?
  7. Какие средства хранения информации были первыми?
  8. Какие средства хранения информации изобретены в XIX – XX вв.?
  9. Что такое система счисления?
  10. Назовите четыре основных вида информационных процессов.

Вопросы для карточек жёлтого цвета.

  1. В каком случае сообщение содержит информацию для конкретного человека, а в каком случае – нет?
  2. Приведите примеры профессий, в которых основным видом деятельности является работа с информацией.
  3. Что такое “мощность алфавита”?
  4. Как определяется количество информации в тексте сообщения с точки зрения алфавитного подхода?
  5. Информационный объем текста, подготовленного с помощью компьютерного редактора, равен 3,5 Кб. Сколько символов содержит этот текст?
  6. Когда появилось книгопечатание, кто его изобрел?
  7. Кто, когда и где разработал первый проект автоматической вычислительной машины?
  8. Что такое основание системы счисления?
  9. Почему арабская система записи чисел называется десятичной позиционной?
  10. Приведите пример процесса обработки информации. Определите, по какому правилу она производится.

Вопросы для карточек красного цвета.

  1. Почему информацию, которую мы “помним наизусть”, можно назвать оперативной?
  2. Текст составлен с использованием алфавита мощностью в 64 символа и содержит 100 символов. Каков информационный объем текста?
  3. Два текста содержат одинаковое количество символов. Первый текст составлен в алфавите мощностью 32 символа, второй – мощностью 64 символа. Во сколько раз отличается количество информации в этих текстах?
  4. Назовите основные технические средства передачи информации в порядке их изобретения.
  5. Какое влияние проект “Аналитической машины” оказал на дальнейшее развитие вычислительной техники?
  6. Записать римскими цифрами числа, равные следующим десятичным: 13; 99; 666; 444; 1692.
  7. Построить таблицы умножения для однозначных чисел в двоичной и троичной системах счисления.
  8. Чему в десятичной системе счисления равны следующие числа, записанные римскими цифрами: XI; IX; LX; CLX; MDCXLVIII?
  9. В чем основное отличие позиционных и непозиционных систем счисления?
  10. Что такое базис системы счисления?

Прием составления вопросов

Форма организации работы: групповая и индивидуальная.

Предварительная работа: учитель знакомит учащихся с особенностями каждой формы вопросов:

1) открывающие вопросы (Вопросы на понимание темы),
2) вопросы, направленные на поиск информации (Что? Где? Когда?)
3) вопросы на выявление понимания информации (Так ли я вас понял, что…)
4) вопросы на обоснование (Почему вы так думаете?)
5) гипотетические вопросы (Что было бы, если бы…)
6) наводящие вопросы (Не считаете ли вы, что лучше было бы …)
7) вопросы на участие (Как вы поступили бы в этом случае? Что вы об этом думаете?)
8) фокусирующие вопросы (Что вы узнали? Что главное?)

Вариант использования приема на уроке информатики.

Учитель, обсудив важность овладения умением задавать вопросы, на втором этапе предлагает каждой группе учащихся составить вопросы определенной формы по тексту “Алгоритмы”. Затем педагог организует выступления групп. Одна группа задает вопросы определенной формы, а другие отвечают на них.

1) Так ли мы поняли, что сегодня пойдет разговор об алгоритмах?
2) В каких источниках можно найти информацию об алгоритмах? Содержит ли параграф учебника всю информацию об алгоритмах?
3) Так ли мы поняли, что алгоритмы бывают разные: по способу записи – это текстовые и графические, а по последовательности исполнения команд – это линейные, циклические и с ветвлением?
4) Почему не любая последовательность действий является алгоритмом?
5) Что является существенным свойством любого исполнителя?
6) Чем различаются способы записи алгоритма решения одной и той же задачи для разных исполнителей?
7) Что вы будете делать, чтобы определить систему команд исполнителя?
8) Что нового вы узнали об алгоритмах?

Затем учитель организует обсуждение вопросов ребят на критериальной основе: требование к определенному виду вопросов, объем текста, охваченный вопросами.

Если же учитель и ученики ставят цель – развитие умения формулировать вопросы, то каждая группа (или отдельный учащийся) фиксирует на доске (бумаге) вопросы и предоставляет для обсуждения свой проект работы.

Прием “Данетка”

Форма организации работы: индивидуальная, групповая.

Предварительная работа: учитель знакомит учащихся с особенностями вопросов.

На уроке выбирается ведущий (это может быть учитель или ученик), который может играть с учителем, с учеником, со всем классом, или класс делится на две команды, и в каждой поочередно выбирается ведущий, который ведет игру со второй командой.

Ведущий задумывает слово. Остальные отгадывают его. Чтобы узнать слово, нужно задать вопросы (отсекающие), но только такие, на которые ведущий может ответить “да” или “нет”. Например, можно спрашивать: ”Это устройство ввода?” И нельзя спрашивать: ” Это устройство выводит информацию на экран или на бумагу?” Если вопрос окажется неточным, то ведущий говорит: ”Я не могу ответить. Спросите иначе или задайте другой вопрос”. Ответ называется только один раз – тогда, когда дается ответ.

Выигрывает тот, кто находит ответ с помощью наименьшего количества вопросов (хотя вопросов можно задать столько, сколько вам понадобится). Во время игры ведущий или “судья” подсчитывает количество заданных вопросов.

Вариант использования приема на уроке информатики.

Ребята, я задумала одно из устройств компьютера. Отгадайте его. Для этого задайте вопросы, на которые я могу ответить только “да” или “нет”.

Учащиеся задают вопросы:

– Это устройство ввода?

–Нет.

–Это устройство выводит информацию на экран?

– Нет.

– Это устройство принтер?

– Да.

Прием “Поход в гости”

Форма организации работы: групповая.

Предварительная работа: учитель предлагает ребятам подготовить сообщения по определённой теме.

Условие: ребята владеют умением формулировать вопросы разных форм (см. прием “Учимся составлять вопросы”)

На уроке, перед началом работы ребята разбиваются на группы по три человека (в каждую группу обязательно входит ученик, получивший задание от учителя) и распределяют между собой роли: 1 – рассказывает, 2 – задаёт вопросы, 3 – отвечает. Во время урока происходит взаимообмен группами – рассказчики остаются на местах, а к ним приходят другие ребята.

Вариант использования приема на уроке информатики.

При изучении темы “Информационный объект и компьютер” дети выбрали темы сообщений: документ как информационный объект, электронный документ и файл, текст и текстовые редакторы, изображение и графический редактор, таблица и электронные таблицы, соответственно было создано 5 групп по 3 человека. Учителем перед началом работы были заданы рамки разговора между ребятами в группах в форме следующей таблицы:

Информационный объект

Характеристика объекта

Вид информации

Способы создания

Примеры

Текст

       

Документ

       

Электронный документ

       

Изображение

       

Таблица

       

Данная таблица заполняется учащимися во время общения в группах, а авторы выступлений определяют лучшие вопросы, заданные им во время обсуждения.

Прием “Составь свой тест”

Форма организации работы: индивидуальная.

Предварительная работа: учитель знакомит учащихся с особенностями форм вопросов в тестах ЕГЭ: группа А – задания с выбором ответа ( 1 верный ответ из 4 предложенных), группа В – 10 заданий с выбором ответа ( 1 верный из 4 предложенных), 10 заданий с открытым кратким ответом (дата, имя, слово, цифра), группа С – 7 заданий с открытым развернутым ответом. ( О количестве заданий ребята и учитель предварительно договариваются на уроке).

На уроке: Сначала ребята составляют вопросы в соответствии с требованиями. Затем одноклассники решают тесты и анализируют их по критериям, выработанными ранее в ходе совместного обсуждения, например:

– соответствие требованиям к вопросам группы А, группы В, группы С;

– соответствие содержания изученной теме;

– качество оформления.

Далее авторы проверяют ответы на свои тесты и знакомятся с анализом, данным группой, решавшей данный тест.

Прием “Заметки на полях”

Предварительная работа: учитель подбирает текст (научный текст, документы, параграф учебника).

Вариант использования приема на уроке информатики.

По теме: “История развития ЭВМ”

На первом этапе учитель организует

– индивидуальную работу: предлагает ребятам зафиксировать в тетрадях свою точку зрения по предложенной теме разговора;

– организует работу в группах: предлагает объединиться в группы, обсудить в тему разговора и представить мнение группы в рамках темы;

– организует коллективную работу: каждая группа представляет свою точку зрения по теме разговора. (Допускаются вопросы и ответы, но дискуссию лучше пока сдерживать.)

– учитель организует обобщение и выделение общего и отличительного в изложенных группами позициях.

На втором этапе учитель организует индивидуальную работу с текстом. Каждый ученик получает текст, который следует прочитать, делая пометки на полях. В зависимости от цели урока и содержания информации учитель может предложить сделать в тексте следующие пометки:

  • знал ранее V
  • узнал новое +
  • есть вопросы, непонятно ?
  • не согласен -
  • вызывало особые чувства !

От них зависит содержание и количество граф в таблице, составляемой на третьем этапе.

На третьем этапе ученики по прочтении текста записывают в таблицу отмеченные соответствующими значками утверждения. В процессе коллективной групповой деятельности учащиеся на доске или ватмане составляют таблицу, являющуюся обобщенным мнением группы. Например:

Уже знал Узнал Есть вопрос
Автором первого проекта вычислительного автомата был профессор Кембриджского университета Чарльз Бэббидж Интересным историческим фактом является, что первую программу для машины Чарльза Бэббиджа в 1846 году написала Ада Лавлейс – дочь великого английского поэта Джорджа Байрона. Какое влияние проект “Аналитической машины” оказал на дальнейшее развитие вычислительной техники?

Учитель фиксирует на доске утверждения, известные ученикам прежде, новые знания, вопросы, утверждения, вызывающие сомнения. Педагог обращает внимание на общие позиции и особые точки зрения. Он предлагает учащимся объяснить свою позицию и ответить на вопросы той группы, у которой подобных вопросов не возникло.

Общение учителя и ученика через вопросы и ответы является безусловным и постоянным на протяжении всего процесса обучения. Но не стоит рассматривать данный вид диалога как необходимую повседневность. Направленное применение грамотной вопросной техники является мощным инструментом развития интеллекта и познавательного интереса ученика и средством творческого развития профессионализма учителя.