Цель урока:
- Познакомить учащихся с понятием, принципами избирательного права, основными законами и структурой избирательной системы Российской Федерации.
- Формировать навыки самостоятельной работы с законодательством по вопросам избирательного права и умения его анализировать.
- Воспитывать гражданскую позицию в жизни человека и правовую культуру учащихся на примере выборов.
Форма урока: традиционный с элементами практической работы.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения, применяемые на уроке:
1. По источнику знаний:
- Словесные (вступительное слово учителя, сообщение учащихся).
- Наглядный (опорный конспект, таблица сравнительной характеристики).
2. По характеру познавательной деятельности учащихся:
- Объяснительно-иллюстративный.
- Научно-исследовательский.
- Проблемного изложения.
Элементы педтехнологий, используемых в ходе урока.
- Технология дифференцированного подхода.
- Технология проблемного обучения.
- Игровые технологии.
Основные понятия: избирательное право, активное, пассивное право граждан, дееспособность, ценз, мажоритарная и пропорциональная системы.
Оборудование: ТСО: интерактивная доска, программное обеспечение Power point (приложения к уроку).
Диаграммы с результатами социологического опроса.
Источники: Конституция РФ, Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ” (извлечения).
Методическая литература:
Книга для учителя “Основы обществознания 8-9 классы”, автор А.Ф. Никитин.
Учебная литература: Обществознание, автор А.И.Кравченко, учебник для 9-го класса, Избирательное право, автор А.Ф. Никитин, приложение к учебнику Политика и право, ММУ и анимационный материал к учебнику “Обществознание”, Рабочая тетрадь к учебнику А.Ф. Никитина, сборник материалов к ЕГЭ.
План урока
1. Мотивация.
2. Изучение нового материала “Основы Российского
избирательного права”.
3. Закрепление.
4. Итог урока.
Ход урока
I. Мотивация.
Учитель. Готовясь к сегодняшнему уроку, мы провели в школе социологический опрос “Моё участие в выборах”, в ходе которого школьники, их родители и учителя ответили на 4 вопроса об участии в выборах (выступление ученика с опережающим заданием).
Опережающее задание
Анкета “Мое участие в выборах.
Задание 1. (опережающее задания исследовательского характера)
Провести социологический опрос
Цель: выявить уровень:
– общественного мнения;
– гражданской активности;
– знаний по изучаемому вопросу.
А вот данные территориальной избирательной комиссии по Кореновскому району об участии граждан в парламентских выборах в декабре 2007 года. (выступление ученика с опережающим заданием)
(Презентация к уроку слайд 1 диаграммы с результатами социологического опроса, данные территориальной избирательной комиссии по Кореновскому району)
Результаты социологического опроса
Число респондентов – 175 человек
Вопрос 1. Какую роль играют выборы в жизни общества?
Ответы:
1) важную – 70; 2) незначительную – 43; 3) не знаю – 62.
Вопрос 2. Как вы относитесь к участию в выборах органов власти?
Ответы:
1) хочу участвовать -99; 2) не хочу участвовать – 43; 3) не знаю – 29.
Вопрос 3. Зависит ли общественно-политическая и экономическая ситуация в России от активности в процессе выборов каждого её гражданина?
Ответы:
1) Зависит – 59; 2)не зависит – 59; 3) не знаю – 61.
Данные территориальной избирательной комиссии по Кореновскому району об участии граждан в парламентских выборах в декабре 2007 года.
(Презентация к уроку, слайд 2).
ТИК |
Число избирателей |
Проголосовало |
Процент голосов |
Г. Кореновск Участок №5 |
1853 чел. |
1107 чел. |
59,74 |
Ст. Платнировская | 2603 чел. |
1464 чел. |
54,24 |
Ст. Сергеевская | 2221 чел. |
1285 чел. |
57,6 |
Х. Нижний | 532 чел. |
366 чел. |
70 |
Всего по району | 63123 чел. |
41537 чел. |
65,87 |
– Сравните полученные результаты.
– Какую вы видите проблему?
Ответы учащихся:
(избирательная активность наших граждан очень низкая, люди не хотят принимать участия в выборах и т.д.)
Учитель. Люди не осознают значимость выборов, плохо представляют себе процедуру их проведения, поэтому не осознают последствия своего неучастия в них. И тема нашего урока: “Основы Российского избирательного права”.
– Как вы думаете, какую цель мы сегодня преследуем?
(После обсуждения целей составляется алгоритм работы на уроке) (презентация к уроку, слайд 4)
Алгоритм работы
План изучения нового материала
1. Избирательное право как отрасль права.
- Принципы избирательного права.
- Избирательный процесс.
II. Изучение нового материала “Основы Российского избирательного права”
1. Избирательное право как отрасль права.
Учитель. Ещё в античные времена все жители Греции делились на граждан и не граждан.
– Вспомните, какие права были у граждан?
Ответы учащихся:
(граждане принимали участие в управлении государством, они могли избирать стратегов, судей; присутствовали на народном собрании и обсуждали важные вопросы и т.д.)
Учитель. Многие стремились стать гражданами, потому что это была почётная обязанность: избирать и быть избранным, т. е. можно было влиять на власть.
Мы граждане демократического государства, а это значит, что мы и есть власть, и наши права и свободы защищены законом. А в каком документе закреплены основные права и обязанности граждан РФ?
Ответы учащихся:
(Основные права и свободы граждан РФ закреплены в Основном законе государства в Конституции)
Учитель.
– Давайте обратимся к статье 32 Конституции РФ.
(Учащиеся зачитывают основные положения статьи 32)
Статья 32
Конституция РФ
- Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
- Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
- Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Учитель
– О каком праве граждан РФ идет речь в статье 32 Конституции РФ?
– Что означает избирать и быть избранным?
Ответы учащихся (граждане РФ имеют право участвовать в управлении страной, как сами так и через своих представителей; они имеют право избирать органы власти, участвовать в референдумах и быть избранными т.е. занимать важные посты в государстве)
Учитель. Своим правом избирать вы сможете воспользоваться уже через три года. От того, как вы воспользуетесь этим правом, какой выбор вы сделаете, будет зависеть ваша жизнь и жизнь ваших детей. А чтобы выборы не проходили стихийно, существуют определённые правила их проведения, которые закреплены правом. Известно, что понятие “право” имеет несколько значений.
Первое значение этого понятия рассматривается как система общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством и выступают регулятором общественных отношений.
Второе значение “право” возможность сделать, получить что-то, обеспечиваемая законом (права и свободы человека – право на отдых, на образование и т.д.)
Есть и третье значение – моральное право.
Остановимся на первых двух.
Право – это система, состоящая из отраслей, каждая из которых регулирует определенную сферу деятельности человека.
Избирательное право – это отрасль права, которая регулирует сферу политического участия граждан в управлении страной и включает в себя:
1) избирательные права граждан;
2) нормы права, обеспечивающие технологию политического участия граждан в управлении страной либо непосредственно, либо через своих представителей в органах власти.
Достигнув 18 лет, гражданин России обретает статус избирателя, т.е. право (граждан) избирать и быть избранным. (презентация к уроку, слайд 5)
Субъективное избирательное право ( право граждан)
Избирательные права граждан – это конституционное право избирать и быть избранными в органы власти и выборные органы местного самоуправления.
Избирательное право бывает: активное и пассивное.
(Презентация к уроку, слайд 6)
Активное – право избирать органы государственной власти; пассивное – право быть избранным в органы государственной власти.
Активное имеют право граждане, достигшие 18 лет, независимо от пола, национальности, места жительства.
Лишены этого права:
а) лица, не достигшие 18 лет
б) находящиеся в местах лишения свободы по
приговору суда.
в) признанные недееспособными.
Работа с терминами (словарь оформляется в тетради)
Дееспособность– способность лица нести ответственность за свои поступки.
Пассивное избирательное право обставлено более строгим возрастным цензом.
Ценз – условия допущения или ограничения участия в осуществлении прав.
Самостоятельная работа с текстом Конституции ст. 81, 91
(Презентация к уроку, слайд 7)
Задание:
1) заполнить таблицу, вставив пропущенное.
Выборная должность |
Возраст |
.......... |
35 лет |
……… |
21 год |
ГЛАВА ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ОРГАНА СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ |
……. |
ГЛАВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ |
……… |
1. Определите, какие цензы отсутствуют в современном российском избирательном праве (вспомнить историю России начала 20 в.)
Ответы учащихся: (половой, религиозный, этнический и имущественный)
Вывод:
Избирательное право – это отрасль права, которая регулирует сферу политического участия граждан в управлении страной либо непосредственно, либо через своих представителей в органах власти.
Участвовать в голосовании имеет право гражданин, достигший 18 лет, который не признан недееспособным по суду и не находится в местах лишения свободы.
Избиратель, гражданин РФ, обладающий активным избирательным правом.
Пассивное избирательное право – право граждан РФ быть избранным в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления.
Принципы участия гражданина РФ в выборах (презентация к уроку, слайд 8)
1. Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ (извлечения) ст.3, ст.4
Совместная работа с классом.
Пользуясь источником ст.3,4 определить основные принципы избирательного права. (составление опорной схемы)
Учитель.
От результатов выборов в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления многое зависит в жизни страны, региона, населенного пункта. Однако встречаются факты, препятствующие добровольному волеизъявлению народа.
Пользуясь текстом Федерального закон (ст 3…), назовите препятствия свободному осуществлению прав избирать и быть избранным.
Ответы: насилие, обман, угрозы, подлоги, иные способы, распространения заведомо ложных сведений о кандидатах, порочащих их честь и достоинство)
Закрепление изученного
– Определите, какие принципы избирательного права иллюстрируют данные рисунки.
(Презентация к уроку, слайд 9)
2. Избирательный процесс.
Учитель
Выборы являются важнейшим институтом демократического государства, точная и четкая процедура их проведения – решающее условие развития страны в демократическом направлении. Поэтому очень важен сам избирательный процесс.
Разговор об избирательном процессе начнем с избирательных систем.
В мировой практике существует три типа систем: пропорциональная, мажоритарная и смешанная. Рассмотрим две основных.
Работа с текстом учебника
( А.Ф. Никитин “Избирательное право” стр. 41)
Работа по вариантам
1 – Пропорциональная
2– мажоритарная.
(Презентация к уроку, слайд 10)
Задание
Читая учебник, подготовьте ответы на вопросы:
- В чём суть системы?
- Что положительного в ней?
- В чём её недостатки?
Дискуссия: Как вы считаете, какая система более справедливая, какая – более практичная и почему?
Работа с терминами (словарь оформляется в тетради)
Мажоритарная система (от фр. – большинство; от лат. – большой)
Мандат ( от лат. – поручение) – полномочия, наказ, поручение)
“Избирательный метр” – наименьшее число голосов, необходимое для избрания одного депутата.
Решить задачу.
В списке партии 12 человек. За эту партию во всех избирательных округах проголосовало 300 тыс. избирателей. “Избирательный метр” – 60 тыс. голосов. Сколько членов этой партии получат “путевку” в парламент по пропорциональной системе выборов”
Вывод
Пропорциональная система – избиратели голосуют не за конкретных депутатов, а за партию или блок партий, и в зависимости от того, сколько голосов наберет партия . она и получает определенное (пропорциональное ) количество мест ( мандатов) в Думе.
+ обеспечивает более справедливое соотношение между полученными голосами и местами в парламенте; могут быть широко представлены меньшинства.
– избиратель выбирает абстрактных лиц. Он знает чаще всего лидера партии, несколько активистов, но остальные ему неизвестны. Избранные депутаты не имеют прямой связи с избирателями конкретного округа.
Мажоритарная система – определение результатов голосования, при котором избранным считается кандидат, получивший большинство голосов.
+ возникают и упрочиваются связи между кандидатом и избирателями; кандидаты хорошо знают положение дел в своих округах.
– голоса многих избирателе, отданные за не победивших депутатов пропадают.
Выборы ММУ “Обществознание” раздел уроки 9 класс
(Просмотр видеоролика)
Алгоритм выборов прописан в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации". Закон очень объёмен и сложен. Но вы должны представлять саму процедуру выборов. Сейчас вы просмотрите видеоролик, и должны будете определить основные этапы выборов.
Задание
Опираясь на видеоматериал, восстановите цепочку “Этапы выборов”
1) назначение дня выборов 2) ____________ 3) _____________
4) __________ 5) __________ 6) голосование
Вывод
Выборы – это процесс длительный, сложный, требующий больших моральных и финансовых затрат. Государство идет на это, с целью сохранения прав и свобод и граждан.
III. Закрепление
– Можно ли назвать выборы элементом демократии? Почему?
– Каковы принципы избирательного права в РФ?
– Почему нужно участвовать в выборах?
Вернёмся к эпиграфу “Будь гражданином, ибо родина нужна для твоей безопасности, для твоих удовольствий, для твоего благополучия”
– Вы согласны с этим высказыванием? Обоснуйте своё мнение.
Ответы учащихся
IV. Итог урока
Учитель.
2 марта 2008 г. Страна выбрала своего Президента на следующие четыре года. Эти важнейшие для нас выборы проходили на ваших глазах. Общим желанием являлось достижение стабильности в экономике, социальной жизни и последующий постепенный рост благосостояния всех слоев населения. Поэтому избиратели проголосовали на выборах за человека, способного быть лидером своего народа, обладающего опытом руководства страной, известного в мире и способного отстаивать интересы России на международной арене.
Д. З.
1.В следующих выборах и вы сможете принять участие. Хочется верить, что ваш выбор будет правильным.
Домашнее задание:
Разработать творческий проект “Молодёжь выбирает будущее”.
Положение:
- Проект должен популяризировать идею участия в выборах.
- Проект должен быть ориентирован на молодёжь, иметь позитивную направленность и не должен нарушать основы морали и нравственности Проект может включать в себя лозунги, слоганы, слайды, анимацию.