Использование здоровьесберегающих технологий в рамках учебного предмета "История"

Разделы: История и обществознание


В современном мире приоритетным становится забота о здоровье человека. Сегодня укрепление здоровья – это естественная потребность культурного человека. Школа сегодня – один из немногих социальных институтов, в рамках которого возможно осуществление работы по формированию культуры здоровья детей. В тоже время образовательный процесс в современной школе по-прежнему в значительной степени сориентирован на “зуновскую” образовательную парадигму, что ведет к противоречию между потребностью общества в воспитании здорового поколения и неспособностью школы и учителя в реализации важнейшего социального заказа. Важнейшая задача школы – помочь ребенку, подростку самому грамотно заботиться о себе и своем здоровье не только в школе, но и после уроков, обращаясь при необходимости за помощью к взрослым. При решении этих вопросов также необходимо использовать эффективные здоровьесберегающие образовательные технологии.

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одну из самых перспективных образовательных систем XXI века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников без ущерба для здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию её воздействия на здоровье обучающегося и педагога. Организационно-педагогические условия проведения образовательного процесса, как и технология работы учителя на уроке, содержат сердцевину здоровьесберегающих образовательных технологий.

Рациональная организация урока – важная составная часть здоровьесберегающей работы образовательного учреждения. От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока, в основном, и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. Нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют на состояние учителя, его здоровье, что в свою очередь оказывает влияние на состояние и здоровье обучающихся.

Оценка соблюдения гигиенических требований проводится по ряду регламентированных позиций с использованием хронометража: плотности урока (процентов времени, затраченного школьниками на учебную работу); числа видов учебной деятельности (письма, чтения, слушания, рассказа, рассматривания наглядных пособий, ответа на вопрос, решение примеров); длительности каждого вида учебной деятельности (в минуту); частоты чередования видов учебной деятельности (среднее время в минутах смены деятельности); числа видов преподавания (словесного, наглядного, аудиовизуального через технические средства обучения, самостоятельная работа); места, длительности и условий применения ИКТ; частоты видов преподавания; наличие, своевременности, содержания и длительности физкультминуток.

Отслеживается момент снижения учебной активности школьников как показатель наступления их утомления. Кроме того, определяется и фиксируется психологический климат на уроке, наличие эмоциональных разрядок, соблюдение обучающимися правильной позы, её соответствие виду работы и чередование в течение урока.

В образовательном учреждении создана система непрерывного обучения школьников культуре здоровья, реализация валеологического потенциала содержания занятий и учебных предметов, где особое место занимает здоровьеориентированный урок, в котором не только соблюдаются основные требования к правильной организации образовательного процесса, но и обязательным условием является включение в содержание учебного материала информации о культуре здоровья.

Изучение истории создает необходимый фундамент для диалектического понимания обучающимися причин и особенностей влияния общественного развития на здоровье нации. Опосредованное воздействие опыта прошлых поколений обусловлено установленной в психологии связью между человеческим сознанием и исторической действительностью. Принцип историзма позволяет на уроках приобщиться к вековому опыту своего и других народов по сохранению и укреплению здоровья и ЗОЖ: культ здорового человека в Аттике, культура здоровья в странах востока и у славян и т.д.

Анализ содержания учебного материала по курсу истории, например, в 5-9 классах показывает, что при разработке календарно-тематического планирования интеграция темы “Здоровье” возможна в следующих разделах программы:

  1. Гигиена: в странах Древнего Мира; в средневековом обществе; в культуре и быте русского народа XVI-XVIII веках; общественное движение в первой половине XIX века (утомление и восстановление работоспособности).
  2. Рациональное питание: Римская империя – мировая держава; средневековая деревня и ее обитатели; Великие географические открытия; расширение колониальных империй (традиции национальной кухни); коллективизация сельского хозяйства (питание и болезни).
  1. Развитие медицины, профилактика эпидемий: развитие культуры и науки в Древнем Мире; культура Западной Европы в средние века; культура и быт русского народа XVI-XVIII веках (применение лекарственных средств);
    глобальные проблемы человечества (ВИЧ-инспекция и СПИД); развитие науки в XX веке (правила обращения с лекарственными веществами).
  2. Негативное отношение к алкоголю, табакокурению, наркомании: цивилизация Древнего Египта; Эллинистическая культура; культура и быт русского народа в XVI-XVIII веках (история употребления алкоголя и табакокурения на Руси); Великие географические открытия (история распространения табака); Опиумные войны в Китае в середине XIX века; глобальные проблемы человечества (наркомания).
  3. Правила техники безопасности: средневековый замок и рыцарские соревнования; промышленный переворот в Европе; Французская революция (экстремальные ситуации в местах массового скопления людей); Первая мировая война (отравляющие вещества).
  4. Развитие физической культуры: Афинская, Спартанская и Римская системы физического воспитания; Олимпийские игры в древности; система физического воспитания рыцарей; физическое воспитание в странах Востока; оздоровительные практики Индии и Китая; физическая культура Эпохи Возрождения; немецкая, шведская, французская и сокольская гимнастики XVIII-XIX веков; буржуазные системы физического воспитания, развитие игровых видов спорта; возрождение современных Олимпийских игр; физическая культура славян и Древнерусского государства; физическое воспитание в России XVII-XIX веков.
  5. Психология здоровья: возникновение цивилизаций (особенности групповой деятельности); страна “корня солнца” – Япония (психосаморегуляция); средневековое европейское общество (оптимизация межличностных отношений); Контрреформация и религиозные войны (конфликт); Франция от республики к империи. Завоевательные войны Наполеона I (ролевые позиции в группе); мировой экономический кризис конца 20-х-нач. 30-х годов XX века (стресс); тоталитарные режимы в Европе (способы манипулирования людьми).
  6. Здоровье и гармоничное развитие человека: становление и развитие человеческого общества; античная культура Древней Греции; Эпоха Возрождения в Европе; абсолютизм в Европе (мода на здоровье); наука и культура в XIX веке (соотношение биологического и социального в человеке).

Одна из задач исторического образования заключается в выработке национально-культурного самосознания подрастающего поколения. По нашему мнению, что феномен “Иванов, не помнящих родства своего”, который прослеживается среди русских, начинается с забвения родовых корней. Так, на уроках истории уже в 5 классе обучающиеся включаются в исследование родословной своей семьи, в изучение этнографического наследия, в котором отражено отношение народа к своему здоровью; в 7 классе знакомятся с бытом и нравами русского народа XVII века. Сквозь призму ЗОЖ в творческих группах “Внутрисемейный быт”, “Еда – людское зеркало”, “Развлечения”, “Русская баня” обучающиеся анализируют отдельные стороны русского уклада XVII века и приходят к выводу о том, что крепкое здоровье русичей определялось строгим распорядком дня; чередованием труда и отдыха; употреблением в пищу продуктов, богатых йодом, фосфором, микроэлементами, трезвостью и отсутствием привычки курить; закаливанием организма с помощью бани, воздушных и водных процедур.

На уроках истории школьники могут узнать, что сохранению здоровья русских людей способствовало соблюдение человеком поведенческих или хозяйственно-бытовых запретов. Среди этих запретов было и немало гигиенически обоснованных. Например, нельзя было работать в неурочное время (в полдень в поле, прясть поздно вечером и золить белье и др.). Серьезное внимание наши предки придавали играм. Игра давала возможность детям тренировать свое внимание, опорно-двигательный аппарат, регулировать физическую нагрузку. В ходе игры дети учились быстро принимать решение и выходить из критических ситуаций, вырабатывали чувство коллективизма и взаимовыручки. Немаловажно и то, что мажорный настрой игр, шутки, юмор, дух соревнования благоприятно влияли на психическое здоровье подрастающего поколения. Формированию оптимистического менталитета русской нации способствовал потешный фольклор (дразнилки, потешки, сечки, издевки, небылицы – перевертыши и др.), который учил детей с юмором смотреть на себя и без ущерба для психического здоровья преодолевать невзгоды. При этом развивалось такое важное качество личности, как умение радоваться жизни.

Необходимость защиты обширных территорий от набегов врагов, борьба с эпидемиями, социальными и природными катаклизмами заставляли русичей заботиться о своем здоровье с раннего детства. На выработку храбрости, выносливости, психической устойчивости, физической силы была направлена вся система воспитания.

Автор выдающегося памятника древнерусской педагогики “Поучение Мономаха” (1096 г.) призывает к добродетели, т.е. любви к человечеству. В благодеянии виделось автору спасение от болезней: “Бойтесь всякой лжи, пьянства, и любострастия, равно гибельного для тела и души”. Наряду с нравственным, Мономах предложил и систему военно-физического воспитания, исходя из необходимости защиты рубежей Отечества. В основу такого воспитания была положена тренировка-охота, в которой вырабатывались сила, выносливость, храбрость.

В XIII-XIV веках при татаро-монгольском иге образование развивалось в основном вокруг монастырей. При них же строились и больницы. Поэтому все медицинские сведения были сосредоточены также в монастырях. Таким образом, монастыри играли важнейшую роль в качестве культурных центров по накоплению, сохранению, развитию и распространению знаний о здоровье человека. Вместе с тем, практика монастырской “педагогики здоровья” сводилась к умеренности во всем, к соблюдению постов, к усердной молитве, к терпеливому перенесению трудов, развитию братолюбия.

Ряд источников свидетельствует о том, что русским было известно немало способов сохранения и укрепления своего здоровья: гигиенически обоснованный уклад жизни (распределение приема пищи, ранний утренний подъем и ранний отход ко сну вечером, послеобеденный сон, закаливание; гигиенические процедуры; здоровое и рациональное питание; соблюдение постов, как способ очищения организма; физические упражнения и игры. Например, борьба и кулачный бой составляли издавна любимую народную потеху. Эти гимнастические упражнения назывались играми или игрищами, любоваться на которые приходили простые люди и знать.

Индивидуальная и массовая профилактика болезней осуществлялась в процессе выполнения обрядовых купаний, омовений в реках, родниковой воде, в проруби и завершалась в зимние праздники: Сочельник, Рождество, Новый год, Крещение, Иванов день. Водные процедуры, оказывавшие мощный закаливающий эффект, происходили в праздники весенне-летнего цикла: в четверг, пятницу, субботу на страстной неделе. Этнолингвистические источники свидетельствуют, что в Чистый четверг мылись в бане, а выйдя, говорили: “Тебе, баня, на стоянье, а нам на здоровье” (Смоленщина); девушки ходили к реке и трижды погружались в воду (Салигалич); обливались водой под куриным насестом (Ярославль); облившись, перевязывали запястье и поясницу ниткой, которую ссучили до рассвета, чтобы запастись здоровьем на целый год (Орловщина); купались, умывались, зачерпнув воду рано утром, пока ворон не обмакнул крыла. В день Аграфены Купальницы умывались росой. В Дмитровском крае на Троицу девушки умывались через березовый венок, лежащий на воде. А в Тихвине в Иванов день парились в бане вениками с травой Иван-да-Марья. В Иркутской области обеспечение здоровья связывали с купанием и умыванием водой из реки на Первый Спас.

В Древней Руси считали, что обеспечить здоровье на целый год могли и такие действия, как кувыркание, катание по земле. Например, в Салигаличе в четверг на Страстной неделе трижды кувыркались по земле. Полагали также, что обретают здоровье, пролезая под корнями вековых деревьев, через огромный венок, сплетенный из лекарственных растений, собранных накануне Иванова дня. Ради получения здоровья совершали паломничества к святым местам, посещали культовые места и оставляли там свои приношения. Также возлагали на себя разного рода обеты.

Глубокие традиции в России имеет траволечение. Целебными свойствами трав интересовались простые люди и знать. Еще при Иване Грозном в 1581 году была основана Аптекарская изба, в задачу которой входила организация сбора лекарственных трав на территории Русского централизованного государства. Это было начало самостоятельного медицинского управления в нашей стране. В конце XVI века при Борисе Годунове изба была преобразована в “Обтекарьский приказ” с сушильнями, складами и аптеками. Лекарственные травы стали продаваться в зелийных лавках, первых аптеках на Руси.

В XIV-XVII вв. в системе воспитания здорового поколения на Руси значительное место занимает вопрос о морали и нравственности. Кодекс правил “Домострой”, в частности, требовал от детей и взрослых соблюдения гигиенических норм. В соответствии с этими правилами средневековое русское воспитание стремилось к тому, чтобы дети усвоили элементарные гигиенические навыки поведения.

В начале XVII века, при Алексее Михайловиче, Аптекарьскому приказу стали подчиняться все доктора, аптеки, лекари и травники. В недрах приказа зародилось движение за изучение и использование народной медицины и траволечения. В широких слоях населения появились специалисты-травники из числа крестьян, казаков, ремесленников, что уменьшило зависимость страны от иноземных поставщиков лекарств.

Во второй половине XVII века в связи с развитием промышленности, установлением торговых связей с Западной Европой, распространением книгопечатания происходит интенсивный рост количества школ в России. С укреплением феодальной монархии обостряется борьба между светскими и церковными феодалами. Постепенно ослабевает монополия церкви в области образования. Следствием этого стало появление светских книг медицинского содержания, которые перестают считаться колдовскими и входят в круг нашей письменности. Например, в книгах “Лечебник с раскрашенными изображениями трав”, “Книга, глаголемая Прохладный Вертоград” рассказывается “о различных врачевских вещах ко здравию человеческому пристоящих”. В конце XVII века издается первая работа по регламентации гигиенического поведения школьников. В трактате “Гражданство обычаев детских” Епифаний Славинецкий не только подробно описывает особенности гигиенического поведения обучающихся, но и подчеркивает взаимосвязь умственного и физического воспитания, предостерегает об опасности чрезмерного обучения для здоровья и успеваемости детей. Автор выступает против пьянства, телесных наказаний в отношении детей. Отдельная глава в трактате отведена вопросам физического воспитания, понимаемая Славинецким достаточно широко. Особый акцент в вопросе воспитания здорового человека автор делает на привитии детям навыков гигиены полости рта.

Петровские реформы дали новый импульс для развития медицинских знаний в России и использования лекарственных трав. В 1701 г. только в Москве было открыто 8 частных аптек. В 1714 г. в Петербурге был организован аптекарьский огород. Петр лично сеял лекарственные травы в огороде, коллекционировал семена лекарственных трав. В этот период начинается научное изучение влияния лекарственных трав на здоровье человека.

В заключение следует подчеркнуть, что в процессе ориентации обучающихся на здоровье и здоровый образ жизни трудно обойтись без создания идеала здорового человека. Обращение учителей к персоналиям – историческим деятелям, выдающимся путешественникам, ученым, писателям, которые показывали примеры здорового образа жизни, является эффективным способом достижения этой сложной педагогической цели. В качестве примера для подражания можно использовать общеизвестные факты из биографии А.В. Суворова, Л.Н. Толстого, Н.М. Пржевальского, Р.А. Амундсена и других великих людей. Исследуя жизненный путь великих людей, педагог помогает школьникам осознать, что следование принципам здорового образа жизни является важным источником жизненной энергии и непременным условием реализации творческого потенциала личности. И еще один вывод – помимо опоры на общие принципы здорового образа жизни человеку важно найти “ключ к себе”, выстраивая индивидуальную программу здоровья.