Цели: ознакомить с написанием и произношением слов с двойными согласными, пополнять словарный запас детей, познакомить с некоторыми профессиями, развивать каллиграфическое письмо, память, внимание, воспитывать интерес к предмету, любовь и уважение к людям разных профессий
Оборудование: рисунки или игрушки сказочных героев: Вини- Пух, Чиполлино, конверт с заданиями, калька для минутки чистописания, аудиозапись для физминутки, словари
1. Организационный момент
- Прозвенел долгожданный звонок,
И мы начинаем урок.
- Провести его мне поможет один сказочный персонаж.
Он и весел, и не злобен,
Этот милый чудачок.
С ним приятель Пятачок.
Для него прогулка – праздник,
И на мед особый нюх.
Это плюшевый проказник,
Медвежонок … Вини-Пух (игрушка Вини-Пуха)
- Но Вини пришел с каким-то конвертом. Что в нем? В нем какие-то задания.
Сообщение темы урока
- На конверте название страны, в которой мы живем. Ведь всем известно, что Вини живет в Англии.
- Назовите страну, в которой мы живем.
- Произнесите слово-ответ еще раз. Что вы заметили?
- Долгий согласный звук на письме обозначаются двумя буквами.
Двойные согласные – это тема нашего урока.
3. Минутка чистописания (работа по кальке)
- Я тетрадочку открою
И как надо положу.
Я, друзья мои, не скрою,
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
нн жж кк мм сс рр лл
Жужжит жужелица,
Жужжит, кружится.
- Жужелица – хищный жук. (показ иллюстрации жука)
- Пропишите буквосочетания.
- Прочитайте скороговорку, пропишите ее, подчеркните двойные согласные в словах. (Дети прописывают образцы по кальке)
4. Работа по теме урока.
- Знаете ли вы слова с двойными согласными?
- Сегодня Винни познакомит вас с некоторыми из них.
1) выборочная работа (из конверта достаются листы с записями и вывешиваются на доску)
- Выпишите слова с двойными согласными.
- Спросите, не повысив тона:
Что больше: центнер или тонна?
- Необходимы соль и крупы,
Чтоб кашу наварить для группы.
- Кто получить низкий балл,
Не придет на школьный бал.
- Если в доме много сора,
Может в доме вспыхнуть ссора.
- Приятней найти под ёлкой гриб,
Чем получить ангину или грипп.
2) игра “Собери слова” (из конверта достаются карточки со слогами):
мас сум
груп
шос
рас
пер
хок
тен
кей рон
па
нис
са
ма
се
сказ
- Соедините слоги так, чтобы у вас получились слова.
- Объясните значение слов.
В этом нам поможет “Толковый словарь”. (показ “Толкового словаря”)
- Назовите долгие звуки. Как они обозначены на письме?
-Спишите слова, подчеркните двойные согласные.
3) работа над загадками (из конверта достается лист с загадками)
- Отгадайте загадки. Назовите двойные согласные.
- Вроде сосен, вроде елок, а зимою без иголок (лиственница)
- Стоит на крыше верхолаз и ловит новости для нас (антенна)
- Летом у сарая сложена стена.
Чем мороз сильнее, тем нужней она. (поленница
- Плещет теплая вода в берега из чугуна. (ванна)
- Я мчусь, держась за провода!
Не заблужусь я никогда. (троллейбус)
4. Физминутка (под аудиозапись “Песенка Винни – Пуха” дети выполняют танцевальные упражнения, затем проводится гимнастика для глаз: дети следят за бабочкой, прикрепленной к указке, которую водит в разные стороны учитель)
5. Словарно-орфографическая работа
1) знакомство со словарными словами СУББОТА КЛАСС РУССКИЙ
-Назовите день недели между пятницей и воскресеньем.
- А следующее слово имеет несколько значений: помещение для занятий; учащиеся одного и того же года обучения.
- А с этим словом можно составить словосочетания: … язык, …кухня, …зима, …народные песни, …березка.
- Все эти слова из “Орфографического словаря”. Помогите Винни найти их и правильно записать. (ведется работа со словарями по рядам: 1 ряд – суббота, 2 ряд – класс, 3 ряд – русский)
- А теперь составим и запишем предложения с этими словами.
(В субботу на работу, в воскресенье на веселье. Много интересного можно узнать на уроках русского языка. Наш класс очень дружный.)
6. Закрепление изученного материала
1) упр.217.
2) - Винни-Пух пришел не один. С ним его друзья. Кто они?
- Многим долго неизвестный
Стал он каждому дружок.
Всем по сказке интересной
Мальчик-луковка знаком.
Очень быстро и недлинно
Он зовется … Чиполлино
- Этот герой был и в стране Великанов, и в стране Карликов …0 Гулливер (на доске появляются иллюстрации сказочных героев)
- А вы знаете имена, в которых тоже есть двойные согласные? Назовите их. (Алла, Анна, Виолеттта, Римма, Жанна)
3)- Винни хочет познакомить вас с некоторыми профессиями, в названии которых тоже есть двойные согласные (из конверта достается лист)
Ассистент Режиссер
Корреспондент
Дрессировщик
Профессор
- Значение этих слов можно найти в “Толковом словаре” (Показ толкового словаря и работа с ним)
Ассистент – помощник профессора, врача
Режиссер – творческий работник, руководитель зрелищный программ
Корреспондент – автор корреспонденции
Профессор – высшее ученое звание преподавателя в ВУЗах
Дрессировщик – тот, кто занимается дрессировкой
4) лингвистическое задание.
- На слух определите слова с двойными согласными.
Элла, Нона, ванна, класс,
Ссора, теннис и рассказ,
Пассажир, шоссе, программа,
Группа, касса, телеграмма.
Мы слова такие слышим
И с двойной согласной пишем.
7. Итог урока
- Ребята, кому из вас понравился урок, проведенный Вини – Пухом?
- Что интересного на уроке вы узнали? С какими словами познакомились?
- Вини не прощается с вами. На следующем уроке он познакомит вас с правилом переноса слов с двойными согласными.
8. Домашнее задание.
- Упр 216
- Творческая работа: найти и записать слова с двойными согласными, которые не прозвучали на уроке. В толковом словаре найти значение этих слов.