Урок русского языка во 2-м классе "Слова с двойными согласными"

Разделы: Начальная школа


Цели: ознакомить с написанием и произношением слов с двойными согласными, пополнять словарный запас детей, познакомить с некоторыми профессиями, развивать каллиграфическое письмо, память, внимание, воспитывать интерес к предмету, любовь и уважение к людям разных профессий

Оборудование: рисунки или игрушки сказочных героев: Вини- Пух, Чиполлино, конверт с заданиями, калька для минутки чистописания, аудиозапись для физминутки, словари

1. Организационный момент

- Прозвенел долгожданный звонок,

И мы начинаем урок.

- Провести его мне поможет один сказочный персонаж.

Он и весел, и не злобен,
Этот милый чудачок.
С ним приятель Пятачок.
Для него прогулка – праздник,
И на мед особый нюх.
Это плюшевый проказник,
Медвежонок … Вини-Пух (игрушка Вини-Пуха)

- Но Вини пришел с каким-то конвертом. Что в нем? В нем какие-то задания.

Сообщение темы урока

- На конверте название страны, в которой мы живем. Ведь всем известно, что Вини живет в Англии.

- Назовите страну, в которой мы живем.

- Произнесите слово-ответ еще раз. Что вы заметили?

- Долгий согласный звук на письме обозначаются двумя буквами.

Двойные согласные – это тема нашего урока.

3. Минутка чистописания (работа по кальке)

- Я тетрадочку открою
И как надо положу.
Я, друзья мои, не скрою,
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

нн жж кк мм сс рр лл

Жужжит жужелица,

Жужжит, кружится.

- Жужелица – хищный жук. (показ иллюстрации жука)

- Пропишите буквосочетания.

- Прочитайте скороговорку, пропишите ее, подчеркните двойные согласные в словах. (Дети прописывают образцы по кальке)

 4. Работа по теме урока.

- Знаете ли вы слова с двойными согласными?

- Сегодня Винни познакомит вас с некоторыми из них.

1) выборочная работа (из конверта достаются листы с записями и вывешиваются на доску)

- Выпишите слова с двойными согласными.

- Спросите, не повысив тона:
Что больше: центнер или тонна?
- Необходимы соль и крупы,
Чтоб кашу наварить для группы.
- Кто получить низкий балл,
Не придет на школьный бал.
- Если в доме много сора,
Может в доме вспыхнуть ссора.
- Приятней найти под ёлкой гриб,
Чем получить ангину или грипп.

2) игра “Собери слова” (из конверта достаются карточки со слогами):

мас

сум

груп

шос

рас

пер

хок

тен

кей

рон

па

нис

са

ма

се

сказ

 - Соедините слоги так, чтобы у вас получились слова.

- Объясните значение слов.

В этом нам поможет “Толковый словарь”. (показ “Толкового словаря”)

- Назовите долгие звуки. Как они обозначены на письме?

-Спишите слова, подчеркните двойные согласные.

3) работа над загадками (из конверта достается лист с загадками)

- Отгадайте загадки. Назовите двойные согласные.

- Вроде сосен, вроде елок, а зимою без иголок (лиственница)

- Стоит на крыше верхолаз и ловит новости для нас (антенна)

- Летом у сарая сложена стена.

Чем мороз сильнее, тем нужней она. (поленница

- Плещет теплая вода в берега из чугуна. (ванна)

- Я мчусь, держась за провода!

Не заблужусь я никогда. (троллейбус)

4. Физминутка (под аудиозапись “Песенка Винни – Пуха” дети выполняют танцевальные упражнения, затем проводится гимнастика для глаз: дети следят за бабочкой, прикрепленной к указке, которую водит в разные стороны учитель)

5. Словарно-орфографическая работа

1) знакомство со словарными словами СУББОТА КЛАСС РУССКИЙ

-Назовите день недели между пятницей и воскресеньем.

- А следующее слово имеет несколько значений: помещение для занятий; учащиеся одного и того же года обучения.

- А с этим словом можно составить словосочетания: … язык, …кухня, …зима, …народные песни, …березка.

- Все эти слова из “Орфографического словаря”. Помогите Винни найти их и правильно записать. (ведется работа со словарями по рядам: 1 ряд – суббота, 2 ряд – класс, 3 ряд – русский)

- А теперь составим и запишем предложения с этими словами.

(В субботу на работу, в воскресенье на веселье. Много интересного можно узнать на уроках русского языка. Наш класс очень дружный.)

6. Закрепление изученного материала

1) упр.217.

2) - Винни-Пух пришел не один. С ним его друзья. Кто они?

- Многим долго неизвестный
Стал он каждому дружок.
Всем по сказке интересной
Мальчик-луковка знаком.
Очень быстро и недлинно
Он зовется … Чиполлино

- Этот герой был и в стране Великанов, и в стране Карликов …0 Гулливер (на доске появляются иллюстрации сказочных героев)

- А вы знаете имена, в которых тоже есть двойные согласные? Назовите их. (Алла, Анна, Виолеттта, Римма, Жанна)

3)- Винни хочет познакомить вас с некоторыми профессиями, в названии которых тоже есть двойные согласные (из конверта достается лист)

Ассистент

Режиссер

Корреспондент

Дрессировщик

Профессор

- Значение этих слов можно найти в “Толковом словаре” (Показ толкового словаря и работа с ним)

Ассистент – помощник профессора, врача

Режиссер – творческий работник, руководитель зрелищный программ

Корреспондент – автор корреспонденции

Профессор – высшее ученое звание преподавателя в ВУЗах

Дрессировщик – тот, кто занимается дрессировкой

4) лингвистическое задание.

- На слух определите слова с двойными согласными.

Элла, Нона, ванна, класс,
Ссора, теннис и рассказ,
Пассажир, шоссе, программа,
Группа, касса, телеграмма.
Мы слова такие слышим
И с двойной согласной пишем.

7. Итог урока

- Ребята, кому из вас понравился урок, проведенный Вини – Пухом?

- Что интересного на уроке вы узнали? С какими словами познакомились?

- Вини не прощается с вами. На следующем уроке он познакомит вас с правилом переноса слов с двойными согласными.

8. Домашнее задание.

  • Упр 216
  • Творческая работа: найти и записать слова с двойными согласными, которые не прозвучали на уроке. В толковом словаре найти значение этих слов.