Военно-патриотическое направление внеурочной деятельности младшего школьника

Разделы: Внеклассная работа


Детство - каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. (В.А.Сухомлинский).

В настоящее время в условиях модернизации всех сфер общества одной из основных задач в области образования является воспитание патриотизма и гражданственности, так как это основы жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.

Национальная доктрина образования РФ одной из приоритетных задач объявляет: воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью.

Актуальность этой задачи в современных условиях подчеркнута и в специальной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы", утвержденной Правительством РФ в июле 2005 года.

В условиях перехода на ФГОС на военно-патриотическое направление во внеурочной деятельности в младших классах отводится по 2 часа.

Патриотическое воспитание - это всестороннее изучение территории, проводимое на научной основе. Объектами его изучения являются социально-экономическое, политическое, историческое и культурное развитие города, района, края.

Деятельность позволяет ребенку познакомиться со своим краем, познать патриотические, духовно-нравственные традиции народа. А это и есть истоки и основа патриотического воспитания.

Возможности воспитания патриотизма у подрастающего поколения не реализуются сами по себе, необходима целенаправленная, систематическая деятельность педагогов, разработка программ, методических рекомендаций.

Целью нашей работы является формирование осознанного отношения к ценностям родного края: людям, природе, истории, культуре и выработка на этой основе жизненной позиции, позволяющей понимать принадлежность к родному краю.

Задачи патриотического воспитания:

- формирование знаний об исторических фактах и явлениях, способности объективного рассмотрения этих событий, навыков использования учебной литературы, энциклопедией, карт, статистических данных, наглядных пособий, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности;

- стимулирование умственной активности учащихся, их любознательности, творческой деятельности, способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить ее с исторически возникшими мировоззренческими системами.

Основными формами организации работы с детьми являются практикумы, лекции, симпозиумы-дискуссии, исторические журналы, конференции, семинарские занятия, занятия по защите социальных проектов, уроки мужества, уроки экскурсии.

Традиционные мероприятия патриотической направленности нашей школы это:

- Общешкольные линейки.

- Тематические уроки мужества:

"Присягают Родине сыны"

"Сталинградский котел"

"Времен связующая нить"

"Поклонимся Великим тем годам"

- Торжественные собрания.

- Круглые столы (встреча с ветеранами ВОВ).

- Научно-практические конференции (сообщения о ВОВ).

- Концерты, посвященные великим датам.

- Работа лекторских групп.

-Литературно-музыкальные композиции.

- Пополнение экспозиции уголка боевой славы.

Эффективным средством в системе патриотического воспитания является игровая деятельность, которая в последнее время активно используется во время проведения спортивного праздника "Зарница", "Казаки-разбойники".

Военно-спортивная игра - это ролевая игра с элементами "военизации", в которой используется некоторые термины и понятия, применяемые в военном деле, организационной структуре армии и флота, в некоторых родах войск. Игра - выход в большую жизнь, осуществленные мечты, исполнение желаний.

Инициативная группа ветеранов Великой Отечественной Войны и труда под руководством Винокурова Александра Александровича обратилась к мэру нашего города с просьбой об открытии мемориальной стелы, посвященной памяти легендарного полководца К.Жукова. И так случилось, что памятник установили рядом с нашей школой. Наша школа носит имя великого полководца Г.К.Жукова. Самых лучших учеников 2-х классов принимают в "жуковцы" и зачисляют в школьную дружину. Будущие "жуковцы" клянутся любить Родину, быть честными, добрыми, справедливыми, помогать старшим и младшим. Во всём хотят быть похожими на Г.К.Жукова.

"Жуковцы" нашей школы у памятника проводят торжественные линейки, посвященные историческим военным датам.

Назначение в Почетный караул воспринимается обучающимися как великая честь и большое доверие. Они гордятся этим и соревнуются за право нести Вахту Памяти.

Одной из приоритетных форм работы по патриотическому воспитанию являются благотворительные акции:

  • "Руки сердечное тепло" (тимуровская работа).
  • "Открытка ветерану" (поздравление с праздниками 4 ноября, Новым годом, 23 февраля, 9 мая).
  • "Цветы на граните" (возложение цветов в дни праздников к памятным местам).

Выступления ветеранов Великой Отечественной войны и других войн на уроках Мужества, их рассказы о сражениях с врагом, о подвигах боевых друзей часто служат толчком к началу или активизации поисковой работы.

Одним из приоритетных направлений по патриотическому воспитанию является посещение музеев.

Хранилищем национальных традиций, обычаев, истории татарского народа является школьный музей. Материалы музея поистине уникальны.

Музей - это достояние всех. Ребята, сталкиваясь с истоками самобытности нашего уголка, внутренне распрямляются, наполняются гордостью, узнавая богатейшую историю и культурные традиции родного края. Все, что изучают и о чем узнают дети в музее, есть часть жизни их предков, история их села, родного края, и государства. Очень важно научить уважать и любить то место, где мы родились и выросли, где жили наши предки.

В музее проводятся экскурсии по следующим темам:

  • " Бугульма - город родной"
  • "История нашей школы"
  • "Первые вестники революции"
  • "История детских организаций"
  • "Бабушкин сундучок"
  • "Воины - интернационалисты"
  • "Спортивная жизнь города"
  • "Уголок русской избы"
  • "Археологические находки нашего края"
  • "История пионерского движения"
  • "Развитие письменности"
  • "От лучины до лампы".

Экскурсии по родному городу позволяют:

- глубже познакомить воспитанников со своей "малой Родиной" улицами, жилыми домами и общественными зданиями села, их назначением;

- научить детей ориентироваться на плане улицы, знать правила уличного движения, выполнять правила поведения на улице и общественных местах;
- расширять знания детей о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости их труда для жителей города;

- стимулировать у воспитанников интерес и любовь к своему городу, заботу о его красоте, чистоте;

Важная часть - подведение итогов экскурсий. Дети делятся впечатлениями об экскурсии в форме сочинений, рисунков, отчетов.

Работа по изучению истории и социальной сферы города несомненно, помогает детям многое узнать, а главное - полюбить маленький уголок своей Родины.

Также мы проводим:

- "Поле чудес" на тему: "Ты - гражданин";

- "Звездный час" на тему: "Правонарушения и ответственность".

Организованы выставки: "Права ребенка", "Государственные праздники", "Ты - гражданин России".

Кроме того, на базе школьного музея часто проводятся внеклассные мероприятия, встречи с интересными людьми, выставки, викторины, отчеты знатоков-краеведов.

В ходе краеведческой деятельности каждый ребенок может реализовать свои способности. Ребята ведут поисковую работу. Совместная деятельность помогает сплачивать коллектив, увлекая детей общим делом.

Таким образом, музейная педагогика открывает широкие интересы к Родине. Она таит огромные резервы повышения эффективности патриотического воспитания, так как не просто знакомит учащихся с теми или иными событиями, фактами, но и раскрывает славную историю родного края и всей страны через судьбы конкретных людей.

Работы с детьми способствует активизации познавательного интереса к формированию осознанного отношения к ценностям родного края, воспитанию гражданских чувств и прежде всего любви к родному району, краю.

Быть гражданином, патриотом - это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому особенно важно в школе поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которыx зависит его быт, характер труда.

К концу начального периода обучения ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками.

Примерная тематика и цели внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию младших школьников.

1 класс: становление первоклассника гражданином своего города, своей маленькой Родины. Это его дом, жители, их общая жизнь и отношения между ними, школа, учителя, друзья, профессии людей, улица, город.

2 класс: становление ребенка, как гражданина Земли, своей большой Родины - России. Это знакомство с существованием правил и законов, которые позволяют ориентироваться в окружающем их мире, объяснять устройство и функционировании.

3-4 классы: формирование новых уровней знаний об обществе: "внутренний психологический мир человека", "общение и общество", "Человечество как
самый широкий "уровень моего общества".

1. Праздник "День знаний".

2. Беседа "Мы школьники, а это значит:".

3. Классный час "Расскажи сам о себе".

4. Праздник "Ты, Татарстан, ты наша Родина".

5. Беседа " Бугульма - мой город".

6. Диспут "Как появилась моя семья" (участие родителей).

7. Конкурс-выставка рисунков "Моя дружная семья".

8. Классный час "Патриот - это:".

9. Беседа "Моя мама".

10. Классный час "Страна, где я живу".

11. Пушкинский праздник (участие родителей).

12. Музыкально-конкурсная программа "Где песня льётся - там легче живётся".

13. Классный час "Права и обязанности ученика".

14. Этическая беседа "Добрые слова".

15. Классный час "Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть".

16. Диалог "Мама и папа - мои самые дорогие".

17. Выставка поделок.

18. Конкурс "Папа, мама я - читающая семья" (участие родителей).

19. Устный журнал "Я - житель России".

20. Классный час "Вот какие замечательные братья и сёстры!"

21. Выставка рисунков "Моя Россия".

22. Праздник "Россия - Родина моя".

23. Устный журнал "Символика России и Татарстана".

24. Игра - практикум "Подари другому радость".

25. Этическая беседа "В гостях у бабушки".

26. Проектная мастерская "Дом, который мы построим :".

27. Беседа " Татарстан - житница России".

28. Классный час "День освобождения - 9 мая День Победы!".

29. Устный журнал "Юные герои - антифашисты"

30. Урок мужества "День защитника Отечества"

31. Выпуск стенгазеты "Мой дедушка и папа в армии"

32. Рыцарский турнир.

33. Праздник "Папа, мама, я спортивная семья".

34. Масленица.

35. Традиция празднования.

36. Этическая беседа "Я в своей семье".

37. Праздник "О самых близких и родных с любовью".

38. Выставка рисунков "Моя бабушка", "Моя мама", "Букет для мамы".

39. Конкурс стихов "Моя мама - лучше всех".

40. Классный час "Гордость земли, Республики Татарстан!"

41. Конкурс рассказов о своем доме.

42. Этическая беседа "Не стесняйтесь доброты своей".

43. Весёлые старты "Если хочешь быть здоров!"

44. Викторина "Нам космос покоряется!"

45. Викторина "Приключение Незнайки и его друзей".

46. Игра - викторина "Эти забавные животные".

47. Праздник русских традиций "Преданья старины глубокой".

48. Выставка "Герб моей семьи".

49. "Рассказы о Русском флоте" (тематический вечер - рассказ).

50. Диспут "Лукошко добрых дел".

51. Литературно - музыкальная композиция ко Дню Победы "Цветы и порох".

52. Конкурс стихов о Великой Отечественной Войне.

53. Классный час "И это всё о нас:"

54. Праздник "Вся семья вместе, так и душа на месте".

55. Экскурсии по предприятиям города.

56. Путешествия по родному краю: достопримечательности нашей Республики, нашего города.

57. "С песней по жизни (тематическая литературно-музыкальная композиция, посвящённая Победе в Великой Отечественной Войне).

58. "И подвиг нынешней Руси да будет будущему в память (литературно-музыкальная композиция).

Все, что вкладываем мы в наших детей сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Мы воспитываем патриотов, деловых людей, значит, можно быть уверенными и в развитии и становлении нормального общества и сильной державы. В этом и заключается государственный подход каждого педагога к делу воспитания подрастающего поколения.

Презентация.