Детство - каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. (В.А.Сухомлинский).
В настоящее время в условиях модернизации всех сфер общества одной из основных задач в области образования является воспитание патриотизма и гражданственности, так как это основы жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.
Национальная доктрина образования РФ одной из приоритетных задач объявляет: воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью.
Актуальность этой задачи в современных условиях подчеркнута и в специальной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы", утвержденной Правительством РФ в июле 2005 года.
В условиях перехода на ФГОС на военно-патриотическое направление во внеурочной деятельности в младших классах отводится по 2 часа.
Патриотическое воспитание - это всестороннее изучение территории, проводимое на научной основе. Объектами его изучения являются социально-экономическое, политическое, историческое и культурное развитие города, района, края.
Деятельность позволяет ребенку познакомиться со своим краем, познать патриотические, духовно-нравственные традиции народа. А это и есть истоки и основа патриотического воспитания.
Возможности воспитания патриотизма у подрастающего поколения не реализуются сами по себе, необходима целенаправленная, систематическая деятельность педагогов, разработка программ, методических рекомендаций.
Целью нашей работы является формирование осознанного отношения к ценностям родного края: людям, природе, истории, культуре и выработка на этой основе жизненной позиции, позволяющей понимать принадлежность к родному краю.
Задачи патриотического воспитания:
- формирование знаний об исторических фактах и явлениях, способности объективного рассмотрения этих событий, навыков использования учебной литературы, энциклопедией, карт, статистических данных, наглядных пособий, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности;
- стимулирование умственной активности учащихся, их любознательности, творческой деятельности, способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить ее с исторически возникшими мировоззренческими системами.
Основными формами организации работы с детьми являются практикумы, лекции, симпозиумы-дискуссии, исторические журналы, конференции, семинарские занятия, занятия по защите социальных проектов, уроки мужества, уроки экскурсии.
Традиционные мероприятия патриотической направленности нашей школы это:
- Общешкольные линейки.
- Тематические уроки мужества:
"Присягают Родине сыны"
"Сталинградский котел"
"Времен связующая нить"
"Поклонимся Великим тем годам"
- Торжественные собрания.
- Круглые столы (встреча с ветеранами ВОВ).
- Научно-практические конференции (сообщения о ВОВ).
- Концерты, посвященные великим датам.
- Работа лекторских групп.
-Литературно-музыкальные композиции.
- Пополнение экспозиции уголка боевой славы.
Эффективным средством в системе патриотического воспитания является игровая деятельность, которая в последнее время активно используется во время проведения спортивного праздника "Зарница", "Казаки-разбойники".
Военно-спортивная игра - это ролевая игра с элементами "военизации", в которой используется некоторые термины и понятия, применяемые в военном деле, организационной структуре армии и флота, в некоторых родах войск. Игра - выход в большую жизнь, осуществленные мечты, исполнение желаний.
Инициативная группа ветеранов Великой Отечественной Войны и труда под руководством Винокурова Александра Александровича обратилась к мэру нашего города с просьбой об открытии мемориальной стелы, посвященной памяти легендарного полководца К.Жукова. И так случилось, что памятник установили рядом с нашей школой. Наша школа носит имя великого полководца Г.К.Жукова. Самых лучших учеников 2-х классов принимают в "жуковцы" и зачисляют в школьную дружину. Будущие "жуковцы" клянутся любить Родину, быть честными, добрыми, справедливыми, помогать старшим и младшим. Во всём хотят быть похожими на Г.К.Жукова.
"Жуковцы" нашей школы у памятника проводят торжественные линейки, посвященные историческим военным датам.
Назначение в Почетный караул воспринимается обучающимися как великая честь и большое доверие. Они гордятся этим и соревнуются за право нести Вахту Памяти.
Одной из приоритетных форм работы по патриотическому воспитанию являются благотворительные акции:
- "Руки сердечное тепло" (тимуровская работа).
- "Открытка ветерану" (поздравление с праздниками 4 ноября, Новым годом, 23 февраля, 9 мая).
- "Цветы на граните" (возложение цветов в дни праздников к памятным местам).
Выступления ветеранов Великой Отечественной войны и других войн на уроках Мужества, их рассказы о сражениях с врагом, о подвигах боевых друзей часто служат толчком к началу или активизации поисковой работы.
Одним из приоритетных направлений по патриотическому воспитанию является посещение музеев.
Хранилищем национальных традиций, обычаев, истории татарского народа является школьный музей. Материалы музея поистине уникальны.
Музей - это достояние всех. Ребята, сталкиваясь с истоками самобытности нашего уголка, внутренне распрямляются, наполняются гордостью, узнавая богатейшую историю и культурные традиции родного края. Все, что изучают и о чем узнают дети в музее, есть часть жизни их предков, история их села, родного края, и государства. Очень важно научить уважать и любить то место, где мы родились и выросли, где жили наши предки.
В музее проводятся экскурсии по следующим темам:
- " Бугульма - город родной"
- "История нашей школы"
- "Первые вестники революции"
- "История детских организаций"
- "Бабушкин сундучок"
- "Воины - интернационалисты"
- "Спортивная жизнь города"
- "Уголок русской избы"
- "Археологические находки нашего края"
- "История пионерского движения"
- "Развитие письменности"
- "От лучины до лампы".
Экскурсии по родному городу позволяют:
- глубже познакомить воспитанников со своей "малой Родиной" улицами, жилыми домами и общественными зданиями села, их назначением;
- научить детей ориентироваться на плане улицы,
знать правила уличного движения, выполнять
правила поведения на улице и общественных
местах;
- расширять знания детей о профессиях работников
социальной сферы, содержании и значимости их
труда для жителей города;
- стимулировать у воспитанников интерес и любовь к своему городу, заботу о его красоте, чистоте;
Важная часть - подведение итогов экскурсий. Дети делятся впечатлениями об экскурсии в форме сочинений, рисунков, отчетов.
Работа по изучению истории и социальной сферы города несомненно, помогает детям многое узнать, а главное - полюбить маленький уголок своей Родины.
Также мы проводим:
- "Поле чудес" на тему: "Ты - гражданин";
- "Звездный час" на тему: "Правонарушения и ответственность".
Организованы выставки: "Права ребенка", "Государственные праздники", "Ты - гражданин России".
Кроме того, на базе школьного музея часто проводятся внеклассные мероприятия, встречи с интересными людьми, выставки, викторины, отчеты знатоков-краеведов.
В ходе краеведческой деятельности каждый ребенок может реализовать свои способности. Ребята ведут поисковую работу. Совместная деятельность помогает сплачивать коллектив, увлекая детей общим делом.
Таким образом, музейная педагогика открывает широкие интересы к Родине. Она таит огромные резервы повышения эффективности патриотического воспитания, так как не просто знакомит учащихся с теми или иными событиями, фактами, но и раскрывает славную историю родного края и всей страны через судьбы конкретных людей.
Работы с детьми способствует активизации познавательного интереса к формированию осознанного отношения к ценностям родного края, воспитанию гражданских чувств и прежде всего любви к родному району, краю.
Быть гражданином, патриотом - это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому особенно важно в школе поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которыx зависит его быт, характер труда.
К концу начального периода обучения ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками.
Примерная тематика и цели внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию младших школьников.
1 класс: становление первоклассника гражданином своего города, своей маленькой Родины. Это его дом, жители, их общая жизнь и отношения между ними, школа, учителя, друзья, профессии людей, улица, город.
2 класс: становление ребенка, как гражданина Земли, своей большой Родины - России. Это знакомство с существованием правил и законов, которые позволяют ориентироваться в окружающем их мире, объяснять устройство и функционировании.
3-4 классы: формирование новых уровней знаний
об обществе: "внутренний психологический мир
человека", "общение и общество", "Человечество
как
самый широкий "уровень моего общества".
1. Праздник "День знаний".
2. Беседа "Мы школьники, а это значит:".
3. Классный час "Расскажи сам о себе".
4. Праздник "Ты, Татарстан, ты наша Родина".
5. Беседа " Бугульма - мой город".
6. Диспут "Как появилась моя семья" (участие родителей).
7. Конкурс-выставка рисунков "Моя дружная семья".
8. Классный час "Патриот - это:".
9. Беседа "Моя мама".
10. Классный час "Страна, где я живу".
11. Пушкинский праздник (участие родителей).
12. Музыкально-конкурсная программа "Где песня льётся - там легче живётся".
13. Классный час "Права и обязанности ученика".
14. Этическая беседа "Добрые слова".
15. Классный час "Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть".
16. Диалог "Мама и папа - мои самые дорогие".
17. Выставка поделок.
18. Конкурс "Папа, мама я - читающая семья" (участие родителей).
19. Устный журнал "Я - житель России".
20. Классный час "Вот какие замечательные братья и сёстры!"
21. Выставка рисунков "Моя Россия".
22. Праздник "Россия - Родина моя".
23. Устный журнал "Символика России и Татарстана".
24. Игра - практикум "Подари другому радость".
25. Этическая беседа "В гостях у бабушки".
26. Проектная мастерская "Дом, который мы построим :".
27. Беседа " Татарстан - житница России".
28. Классный час "День освобождения - 9 мая День Победы!".
29. Устный журнал "Юные герои - антифашисты"
30. Урок мужества "День защитника Отечества"
31. Выпуск стенгазеты "Мой дедушка и папа в армии"
32. Рыцарский турнир.
33. Праздник "Папа, мама, я спортивная семья".
34. Масленица.
35. Традиция празднования.
36. Этическая беседа "Я в своей семье".
37. Праздник "О самых близких и родных с любовью".
38. Выставка рисунков "Моя бабушка", "Моя мама", "Букет для мамы".
39. Конкурс стихов "Моя мама - лучше всех".
40. Классный час "Гордость земли, Республики Татарстан!"
41. Конкурс рассказов о своем доме.
42. Этическая беседа "Не стесняйтесь доброты своей".
43. Весёлые старты "Если хочешь быть здоров!"
44. Викторина "Нам космос покоряется!"
45. Викторина "Приключение Незнайки и его друзей".
46. Игра - викторина "Эти забавные животные".
47. Праздник русских традиций "Преданья старины глубокой".
48. Выставка "Герб моей семьи".
49. "Рассказы о Русском флоте" (тематический вечер - рассказ).
50. Диспут "Лукошко добрых дел".
51. Литературно - музыкальная композиция ко Дню Победы "Цветы и порох".
52. Конкурс стихов о Великой Отечественной Войне.
53. Классный час "И это всё о нас:"
54. Праздник "Вся семья вместе, так и душа на месте".
55. Экскурсии по предприятиям города.
56. Путешествия по родному краю: достопримечательности нашей Республики, нашего города.
57. "С песней по жизни (тематическая литературно-музыкальная композиция, посвящённая Победе в Великой Отечественной Войне).
58. "И подвиг нынешней Руси да будет будущему в память (литературно-музыкальная композиция).
Все, что вкладываем мы в наших детей сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Мы воспитываем патриотов, деловых людей, значит, можно быть уверенными и в развитии и становлении нормального общества и сильной державы. В этом и заключается государственный подход каждого педагога к делу воспитания подрастающего поколения.