Урок внеклассного чтения в 4-м классе по произведению Оскара Уайльда "Мальчик-звезда"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Тема урока: «Я – это я».

Эпиграф: Лицо – зеркало души. (Пословица)

Цель: создать условия для понимания детьми своего образа внутреннего мира.

Задачи:

  • Создать условия  для
    • умения детьми замечать боль и радость другого человека, ставить себя на  место другого человека, видеть  хорошее в  себе  и в окружающих;
    • определения детьми социального, психического, физического Я Мальчика-звезды и самих себя;
    • нахождения в книге близкое своим мыслям и чувствам,
    • открытия разнообразного мира человеческих отношений;
    • учить вдумываться в текст.
  • Создать условия для
    • развития у детей способности одухотворять окружающий мир, чувствовать  его ценность, выделять себя из   окружающего  мира, способствовать  развитию эмоциональной отзывчивости;
    • развития активного речевого запаса детей, устной речи, эмоционального принятия себя и других;
    • развития у детей умения давать оценку своим поступкам.
  • Создать условия для воспитания чувства доброты, сопереживания, сочувствия.

Пояснительная записка

Под натиском негативных явлений современной жизни (информационное изобилие, дестабилизация семейных отношений) эмоциональная сфера детей подвержена огромным перегрузкам. В результате за внешне благополучными детьми скрывается бесчувственность, нетерпимость, жестокость, неконтактность, замкнутость, агрессивность. Я думаю, что необходимо помочь детям ответить на вопросы о их внутреннем мире, о мыслях и чувствах, мотивах того или иного поведения. Почему одни люди относятся к нам хорошо, доброжелательно, а другие враждебно? Почему одних людей мы любим, а другие нам не нравятся? Как избежать недоразумений, ссор с товарищами, друзьями, родственниками. Как стать умным, сильным, смелым, привлекательным, чтобы все их любили, уважали, признавали? Все раздумья такого разного поведения ребят, огромное желание помочь детям  подтолкнули меня разработать этот урок внеклассного чтения по произведению Оскара Уайльда «Мальчик – звезда», которое очень хорошо раскрывает образ «Я», заставляет побывать на месте каждого героя,  прочувствовать все переживания и сделать правильные выводы.  

Оборудование к уроку:  спокойная музыка, выставка книг; на мультимедийной доске эпиграф, декларация, рисунки детей по тексту, оформленные виде плана-диафильма.

ХОД УРОКА

Организационный момент. Упражнение «Я кто?»

– Ребята, чувствуйте себя спокойно, непринужденно и мы снова получим радость общения друг с другом.
Повернитесь друг к другу и посмотрите в глаза соседу. Определите его взгляд. Какой он: веселый или грустный, напряженный или спокойный, добрый или злой? (Дети работают в парах. Рассказывают, кто что увидел. Например: у Юли веселый взгляд)
– Прав Антон? (Ответ)
– Трудно ли было смотреть в глаза другому человеку?( Рассказывают, трудно или нет и почему)
– Многие из вас уже умеют считывать информацию невербально. Можете заглянуть в глаза и определить настроение и состояние ваших товарищей. Это здорово!

Сообщение темы урока

– Мы будем работать с произведением Оскара Уайльда «Мальчик-звезда». Тема нашего внеклассного занятия звучит необычно: Я – это я.
– Что вы понимаете под образом Я? (Наши поступки, желания, мысли, поведение, чувства)

Подготовка к психологическому восприятию произведения

Беседа об образе Я

– Я согласна с вашим мнением, но мне хочется добавить, что образ Я – это не только  то, что вы сказали, хотя это и правильно. Образ Я – это еще представление человека о самом себе. Оно не всегда выражено словами. Чаще – это что-то вроде внутренней картинки. В ней присутствуют зрительные, телесные и звуковые образы, чувства, отдельные фразы.
– Человек вообще редко думает о себе словами. Он себя представляет, ощущает, переживает. Характеристики образа Я очень разнообразны, но их условно можно подразделить на 3 вида. Посмотрите на таблицу.

а) Социальное Я подразумевает вопрос Кто я? Моя социальная роль – учитель, для моего сына я мама.

– Назовите свою социальную роль. (Человек, ученик, девочка, мальчик, брат, друг, сестра)

б) Психологическое Я – это наш характер, личностные особенности, наши привычки, странности.
Кто-то спокойный, кто-то быстрый, кто-то раздражительный, кто-то любит гулять под дождем, кто-то любит петь и танцевать.
Определите свое психологическое Я
Какой я по характеру, что люблю делать? (Дети рассказывают о себе)

в) Физическое Я тоже разное у каждого человека.

1. Биологический пол, т.е. мальчик или девочка
2. Физическое здоровье, т. е. кто-то любит заниматься спортом, заботится о своем здоровье и красоте своего тела, а кто-то в этом не нуждается и физическое состояние становится хуже.

Мотивационно-целевая установка

– А все вместе и социальное, и психологическое, и физическое Я – это есть образ Я каждого из нас. Исходя из вышесказанного, чему мы с вами будем сегодня учиться?

1. Попробуем определить соц., психол., физич. Я мальчика-звезды и самих себя.
2. Заглянем в глубину своего внутреннего мира.
3. Попробуем дать оценку своим поступкам.
4. Будем учиться принимать себя такими, какие мы есть, но понимать, что мы всегда можем изменить себя, если захотим.

– Эпиграфом к нашему уроку я взяла пословицу «Лицо-зеркало души».  И сейчас мы попробуем, через историю о Мальчике-звезде ощутить и почувствовать все характеристики образа Я главного героя, определим, верна ли эта пословица.

Произведение уже прочитано

Художественный анализ произведения (читает учитель)

Двое лесорубов все шли и шли через бор, ожесточенно дуя на замерзшие пальцы и топая по обледенелому снегу тяжелыми, подбитыми железом сапогами. Один раз они провалились в глубокий, занесенный снегом овраг, а в другой раз они поскользнулись на твердом гладком льду, замерзшего болота и в конце концов вышли на опушку. И вдруг произошло нечто удивительное и странное. Прекрасная, необычайно яркая звезда упала с неба.

Краткий пересказ

Работа с чувствами после первичного прочтения, краткого пересказа

– Кто сможет дальше кратко пересказать текст? (Пересказывают 4-5 учеников)
– Какие мысли, чувства вызвала у вас эта сказка? (Жалко нищенку, возмущение, поведение Мальчика-звезды.)
– Чем отличается эта сказка от других? (Она реалистичная, заставляет задуматься о самом себе, приближенная к жизни.)

Постановка проблемы

– Какую проблему выдвигает автор? (Проблема в красоте. В сказке красота сыграла плохую роль. Мальчик-звезда возгордился, стал самолюбивым и жестоким).
– В данном случае является ли лицо зеркалом души мальчика? (Нет. Лицо было красивое, а душа уродлива.)
Эта проблема может существовать только в сказке или такие проблемы есть и в жизни? (Есть в жизни. Красивые, богатые люди брезгливо относятся к окружающим, оскорбляют, унижают.)
– Определите тему сказки. (Зло всегда наказуемо)
– Какова идея сказки? (Не лицо красит человека, а его добрая душа и хорошие поступки. И лицо, и душа вместе должны быть красивыми.)
– Вы все правильно сказали. То есть в человеке все должно быть гармоничным: и социальное, и физическое, и психологическое Я. И к этому нужно стремиться.

1 часть сказки

– На какие две большие части можно разделить сказку? (До встречи с нищенкой и после)

Эмоциональное восприятие

– Какую музыку вы услышали, когда читали первую часть сказки? Почему? (Жесткую, громкую, т.к. мальчик всех обижал, насмехался над всеми, сделал детей своими рабами.)

Портретная характеристика, выразительное чтение

– Найдите слова, выражения, которые позволяют составить портрет Мальчика-звезды до встречи с нищенкой. Выразительно прочитайте.
– Найдите  и прочитайте эпизод текста, который характеризует его поведение и поступки.
– Давайте попробуем охарактеризовать образ Я Звездного мальчика.
– Назовите его социальное Я (Вожак, человек, которому приятно делать зло, сын, Звезда)
– В чем заключается его психологическое Я? (В жестокости, бессердечности, злобе, презрении.)
– Какое физическое Я у мальчика? (Очень красивое, но высокомерное)

Работа с чувствами

– Какие чувства вы испытали, познакомившись с Мальчиком-звездой?
– Найдите и выразительно прочитайте отрывок, когда мальчик прогнал свою мать.
– Какие краски вы увидели, читая этот отрывок? (Темные)
– Какой вывод можно сделать? (Можно быть красивым, умным, начитанным, но тебя не будут любить, понимать, если будут сквозить недоброжелательность, фальш, лицемерие, равнодушие, высокомерие)

2 часть сказки

– Что помогло мальчику изменить отношение к матери? (Стал безобразным, его прогнали дети и он понял, что это его наказание за бесчеловечное обращение с матерью)
– Что мучает главного героя? (Одиночество, стал никому не нужен)
– Докажите текстом.

Портретная характеристика, выразительное чтение

– Найдите и прочитайте описание внешности Мальчика-звезды Каким он стал?
– Найдите и прочитайте описание поведения Мальчика-звезды.
– Какие еще добрые дела совершил Мальчик-звезда? (Рискуя жизнью, помог нищему, отдал три монеты)

Эмоциональное восприятие

– Какую музыку вы слышали, читая вторую часть сказки? (Светлую, спокойную, грустную)
– Каким теперь стал образ мальчика?
– Определите Его социальное Я (Сын, нищий)
– В чем заключается его психологическое Я? (В доброте, помогает зверям и людям, рискуя жизнью. В честности, в умении понять и принять свои ошибки, в бескорыстности, в дружелюбии)
– Какое физическое Я у мальчика? (Уродливое, похож на жабу, тело покрыто чешуей)
– Нравится ли вам теперь образ Я Мальчика-звезды? (Нет. Все портит физическое Я)
– А сейчас является ли лицо мальчика отражением его души? (Нет. Лицо уродливое, а душа красивая)
– Найдите и прочитайте вторую встречу с нищенкой
– Какие краски вы увидели, читая этот эпизод? (Светлые)
– Докажите, что Мальчик-звезда осознал свое поведение.
– Какое чудо случилось с Мальчиком-звездой? (Отрекся от короны, чтобы найти свою мать.)
– Испортился ли при этом его характер? (Нет)
– Что можно теперь сказать об образе Я мальчика? (Все характеристики стали хорошими.)
– Справедлива ли пословица «Лицо – зеркало души»? (Да. Мальчик стал красивым и лицом, и душой)
– Нравится ли теперь вам образ Я Звездного мальчика?
– Какой вывод можно сделать? (Стремиться нужно к гармонии своего образа Я)

Рефлексия

– Приходилось ли вам заново оценивать собственные поступки? Кто хочет рассказать? Что произошло как поступили, что думаете теперь?
– Быть критичным к себе, правильно оценивать свои возможности и поступки – значит иметь зрелую самооценку.
– Нужно уметь видеть свои сильные и слабые стороны и относиться к ним с уважением. Нужно уметь видеть и слабые стороны. И, если они мешают жить, строить отношения с людьми, то надо над собой работать, изменяться. И очень важно, чтобы эта критическая оценка не мешала принимать себя, видеть свою индивидуальность и неповторимость, все хорошее, что в вас есть.

Художественное творчество

Диафильм

– К сегодняшнему уроку у вас было задание приготовить по одному кадру диафильма.
– Посмотрите, какой полный диафильм у нас получился.
– Некоторые из кадров нам еще предстоит соединить в диафильм.
– А сейчас представьте свою работу творческой группе, используя ответы на вопросы:

  •  Почему выбрали именно этот эпизод?
  • Чем он близок тебе?
  • Чему он тебя научил?
  • Над чем заставил задуматься?
  • Трудно ли было сделать выбор?

– Если бы вам предложили назвать свой кадр одним ключевым словом, то какое бы слово выбрали?
– Оно является холодным или горячим? Какие чувства вызывает это слово?

Рефлексия

– Есть ли у вас проблемы, которые вы сами не можете решить? Кто хочет поделиться? Нужна ли помощь?
– Вы сможете лучше узнать себя, если определите то, что делает вас счастливыми, печальными, тревожными. И вы увидите из-за чего вы иногда страдаете и сможете изменить себя. Достигнуть гармонии с самим собой помогает образ Я, в котором нашлось место всем трем видам характеристик без прекоса в сторону какого-то одного из них.

Итог урока

Рефлексия

– Какие открытия вы сделали для себя из нашего урока?
(Впервые взглянул и увидел свое Я, понял в чем был неправ, урок помог почувствовать себя на высоте)

Итог урока Рефлексия

– Как это произошло? Когда?
– Как выглядело твое открытие?
– Какое ощущение оно вызвало?
– Я приготовила для вас декларацию, которая легла в основу работы над собой.

Декларация моей самоценности
(по Вирджинии Сатир)

Я – ЭТО Я

  • Во всем мире нет никого в точности такого же, как Я.
  • Мне принадлежит все, что есть во мне: мое тело, мое сознание, мои глаза, мои чувства, мой голос, мои действия.
  • Мне принадлежат все мои фантазии, мечты, страхи, надежды.
  • Мне принадлежат все мои победы, успехи, все мои поражения и ошибки.
  • Все это принадлежит мне и поэтому, Я могу близко познакомиться с собой, могу полюбить себя, подружиться с собой. И Я могу сделать так, чтобы все во мне помогало мне.
  • Когда Я вглядываюсь в свое прошлое, смотрю на то, что Я видел и ощущал, что Я говорил и что Я делал, как Я думал и как Я чувствовал, Я вижу, что не вполне меня устраивает. Я могу отказаться от того, что кажется неподходящим,  и сохранить то, что кажется очень нужным, и открыть что-то новое в себе самом.
  • Я имею все, чтобы быть близким с другими людьми.
  • Я принадлежу себе, и поэтому Я могу строить себя.
  •  Я – это Я, и Я – это замечательно!

– Согласны ли вы с пунктами декларации?
– Какой пункт вам особенно близок?
– Что бы вы хотели убрать, изменить?
– Что вы ощущали, когда слушали пункты декларации? (Я хороший и достоин хорошего отношения к себе. Другие тоже хорошие и нужно ценить и уважать это. Стало радостно и светло)
– Принимаем декларацию? (Да.  Хором: Я – это я, и я – это замечательно!)
– Какие цели вы ставили перед собой?
– Было ли вам трудно? Когда?
– Как вы преодолели трудности?
– Какое чувство осталось у вас после урока?
– Мне было приятно с вами работать. Спасибо.