Организация повторения и обобщения знаний учащихся при подготовке к итоговому контролю

Разделы: Физика


В настоящее время в связи с введение итоговой аттестации в форме ЕГЭ, встала проблема подготовки учащихся к итоговому контролю в связи с сокращением часов по физике. Для успешной сдачи экзаменов необходимо начинать подготовку, начиная с 7 класса, правильно организовывая повторение и обобщение изучаемого материала. Для того чтобы обобщающее повторение сыграло определенную положительную роль для подготовки к итоговому контролю, нужно не эпизодическое, а систематическое, целенаправленное его использование после изучения различных тем, разделов и всего курса в целом.

Назначение тематического повторения – привести знания в систему, придать им определенную структуру и устранить пробелы.

В связи с этим хочу поделиться опытом. Для повторения и обобщения изученного материала составляем таблицы по изучаемым темам, которыми ребята впоследствии пользуются как справочником. Пользуясь данными таблицами, ребята постоянно повторяют теоретический материал.

Для того чтобы систематизированным знаниям была придана определенная структура, полезно представить полученные результаты обобщения в виде классификационной схемы, сводной таблицы, определенных записей. В схемах и таблицах выделяются не только элементы схемы, но и отражаются элементы между ними. Схемы, таблицы выступают как модель структуры учебного материала и как средство лучшего отражения этой структуры в сознании ученика. Они помогают школьникам получить целостное представление об изученной порции учебного материала, что позволяет подготовиться на высоком уровне к итоговому контролю. Использование информации в сжатом виде позволяет осуществить переход знаний на качественно более высокий уровень, позволяющий рационально организовать тематическое повторение, облегчающий использование информации в процессе применения знаний.

На первых уроках демонстрирую готовые схемы и таблицы. После уяснения их основного назначения, существенных признаков их составления учащимся предлагают заполнить схемы или таблицы самостоятельного.

Методы работы с таблицами и схемами различны: провожу эвристическую беседу, выразив ее результаты в виде схемы; знакомлю учащихся со схемой, по которой они самостоятельно проводят обобщение на уроке или дома; предлагаю учащимся самостоятельно обобщить материал и выразить результаты в виде схемы, таблицы.

Приложение 1 – обобщающая таблица по теме “Давление твердых тел, жидкостей и газов.

Приложение 2 – обобщающая таблица по теме “Виды теплопередачи”.

Приложение 3 – Опорный конспект по теме “Приборы для измерения давления”

Приложение 4 – Опорный конспект по теме “Количество теплоты”

В 7–9-х классах после обобщения теоретических знаний, провожу урок в форме соревнования, этапами которого является выполнение заданий на соответствия, решение задач с выбором ответа и задачи, где требуется получить ответ в виде числа, работа с текстом, выполнение экспериментального задания (Приложение 5). Для этого весь класс делится на группы по 4–5 человек. После выполнения задания один представитель команды объясняет его решение. Таким образом, все учащиеся активно вовлечены в процесс повторения и подготовки к итоговому контролю.

Высокая эффективность таких уроков для подготовки к итоговому контролю может быть проиллюстрирована следующим примером: после изучения темы “Взаимодействие тел. Силы” была проведена контрольная работа, по результатам которой было выставлено 20 процентов высоких отметок (“4” и “5”). Затем на предпоследнем уроке было организовано тематическое повторение и обобщение темы, после чего снова была проведена та же контрольная работа (естественно, детям достались другие варианты). Доля высоких отметок достигла 60 процентов.

В 9-м классе для подготовки к итоговому контролю учащиеся заводят тетрадь для систематизации материала изученных тем в форме схем, таблиц, опорных конспектов, формул, графиков, обобщений, отображающих основные понятия, взаимосвязи. Данную

тетрадь можно использовать в дальнейшем как методическое пособие для подготовки к ЕГЭ.

В 10–11-х классах, приступая к повторению, учащиеся знакомятся с последовательностью, в которой будут рассматриваться вопросы, затем в каждой теме выделяется теоретический материал в виде опорных схем, обобщающих таблиц, знание которого необходимо для обоснования решения задач. Установлено, что повторение протекает успешно, если оно проводится на вариативном материале, с постоянным нарастанием сложности заданий. Благодаря этому повторяемый материал рассматривается с разных сторон, выявляются связи его с другими разделами курса, что способствует более полной и глубокой систематизации знаний учащихся. В результате этого происходит перенос знаний, умений и навыков на более высокий уровень. Помимо обобщения теоретического материала на уроках повторения предлагаются тренировочные тесты, которые использовались на ЕГЭ в предыдущие годы.

Таким образом, такое повторение активизирует мыслительную деятельность учащихся, развивает их математические способности, повышает интерес к предмету. Все это, в конечном счете, ведет к созданию системы изучаемого материала, что позволяет подготовиться к итоговому контролю на высоком уровне.

Приложение 6 – обобщающая таблица по теме “Энергия. Закон сохранения энергии”

Приложение 7 – обобщающая таблица по теме “Механические волны”

Приложение 8 – обобщающая таблица по теме “Электрический ток в различных средах”

Приложение 9 – обобщающая таблица “Динамика. Законы Ньютона”