Цели:
- Повысить интерес учащихся к химии
- Расширить знания учащихся, развить их кругозор
- Показать возможности практического использования химических знаний и навыков
- Продолжить формирования умений и навыков учащихся при работе с химическими реактивами и лабораторным оборудованием.
Оборудование: набор реактивов и посуды для проведения опытов, мультимедийный проектор, слайдовая презентация
Подготовка вечера.
1. Формируются 2 команды по 6 человек из учащихся
10 и 11 классов. Команда придумывает название,
девиз, эмблему, выбирает капитана
2. Жюри формируется из учителей школы.
ХОД УРОКА
Вступление
– Сегодня мы вновь встречаемся с участниками состязаний в рамках Недели химии. Большая химическая вечеринка для учеников десятого и одиннадцатого класса объявляется открытой! У вас есть прекрасная возможность убедиться в том, что прекрасная наука химия – это не только формулы и уравнения. В химии есть место также и творчеству, поэзии, искусству. И я приглашаю в зал команды 10 и 11 класса!
Представление команд и жюри. На экране проектора – эпиграф.
– Эпиграфом сегодняшней встречи будут слова М.В. Ломоносова: “Широко распространяет химия руки свои в дела человеческие... куда ни посмотрим, куда ни оглянемся, везде обращаются перед нами успехи её прилежания”
Конкурс 1. Разминка
– В качестве разминки соперникам предстоит состязание в умении составлять двустишья – буриме по двум опорным словам. Например, со словами “медь” и “медведь” может получиться такой химический “опус”: (выводится на экран мультимедийного проектора)
Знает даже дремучий медведь,
Что металлом является медь.
– Команда 10 класса получает две пары опорных слов: бром – гром и оксид – скрипит, а команда 11 класса пары серебро – добро и кислота – красота. На составление буриме у вас 5 минут. Зрители, подключайтесь, зарабатывайте жетоны! Максимальная оценка в этом конкурсе – 5 баллов.
Конкурс 2. Химики и лирики
– Может показаться странным, что на химическом
вечере мы вдруг решили вспомнить о литературе.
Но, с другой стороны, наши старшеклассники
стремятся стать не просто образованными, но и
всесторонне развитыми, культурными людьми. Не
зря известный химик академик Арбузов говорил:
“Не могу представить себе химика, не знакомого с
вопросами поэзии, с картинами мастеров живописи,
с хорошей музыкой. Вряд ли он создаст что-либо
значительное в своей области”.
– Я буду предлагать командам вопросы, так или
иначе связанные с литературой, музыкой и
живописью. Отвечать будете по очереди. За
правильный ответ – 2 балла. Дополнения и
исправления тоже оцениваются.
(В ходе конкурса на экран проектора выводятся
портреты цитируемых авторов или героев)
1. Какому поэту принадлежат слова:
Поэзия – та же добыча радия –
В грамм – в год труды.
Изводишь единого слова ради
Тысячи тонн словесной руды.В.В. Маяковский
2. В романе Ильфа и Петрова “Золотой телёнок” есть такой эпизод: “По сцене расхаживал лектор в зелёном френче и, недовольно поглядывая на дверь, с военной отчётливостью говорил: “По характеру действия боевые отравляющие вещества делятся на удушающие, слезоточивые, нервные, раздражающие и так далее. В числе слезоточивых газов можем отметить бромистый бензол” (выводится на экран проектора)
Лектор совершил в своём рассказе три ошибки. Найдите их.
3. Два известнейших химика являлись членами Российской академии художеств, один в 18 веке, другой – в 19-м. Назовите их имена. (М.В. Ломоносов и Д.И. Менделеев)
4. Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
После грозы в воздухе ощущается специфический запах, который мы называем запахом свежести. Какое вещество придаёт такой запах воздуху? (Озон)
1. Назовите имя знаменитого композитора,
который был также и крупным химиком, другом Д.И.
Менделеева. (А.П. Бородин)
2. “Да! Это была собака, огромная, чёрная, как
смоль... из её отверстой пасти вырывалось пламя,
глаза метали искры, по морде и загривку
переливался мерцающий огонь. Я дотронулся до
этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что
мои пальцы тоже засветились в темноте”. Кто
автор этих строк и о каком химическом веществе
идёт речь? (А. Конан Дойль, белый фосфор)
3. Д.И. Менделеев был очень дружен с художником
Куинджи. Вместе они работали над созданием... А
что могли вместе создать художник и химик? (Долговечные
краски)
4. В романе Ж.Верна “Таинственный остров” герои,
попав на необитаемый остров, сумели не только
выжить, но и наладили целый ряд химических
производств в промышленном масштабе. Так,
например, азотная кислота была ими получена из
природной натриевой селитры и серной кислоты.
Напишите уравнений этой реакции.
5. В каком произведении А.С. Пушкина есть такие
строки:
И он по площади пустой
Бежит и слышит за собой
Как будто грома грохотанье,
Тяжёло-звонкое скаканье
По потрясённой мостовой.
И, озарён луною бледной,
Простёрши руку в вышине,
За ним несётся....
(“Медный всадник”)
6. Этого величайшего английского поэта средневековья называют универсальным гением. В своих произведениях он нередко использовал в своих произведениях не просто факты, а факты через призму химии. Он был хорошо знаком с воззрениями Парацельса, интересовался алхимией. В его “Антонии и Клеопатре” Клеопатра говорит Алексасу:
С Антонием не сходен ты ни в чём,
Но ты был с ним, и близостью своею
рнпе золото преобразил свинец.
О ком идёт речь? (У. Шекспир)
Конкурс 3. Ба, знакомые все лица!
- В каждой науке есть свои герои-учёные, чей гений сделал возможными открытия, без которых немыслима современная жизнь. Мы не всегда знаем их в лицо, но мы должны помнить и знать их имена. Команды, будьте готовы узнать и назвать их! За правильный ответ – 3 балла. А за «опознание» героя на портере – ещё один балл. (портреты – на экране проектора)
- Выдающийся русский учёный, педагог и общественный деятель. Превосходно овладев методами математики и физики, он применил их к решению проблем химии. В 35 лет совершил он своё величайшее открытие, которое позволило навести строгий порядок в мире химических элементов и впервые осуществить научный прогноз в химии.
- (Д.И. Менделеев)
- Итальянский учёный. В 1811году открыл закон о газах, позже названный его именем. В его честь также названа постоянная, обозначающая число частиц в одном моль вещества. (Амедео Авогадро)
- Русский химик, создатель теории химического строения органических веществ.
- (А,М. Бутлеров)
- Английский химик, который в 1766 г первым описал физические и химические свойства водорода. (Генри Кавендиш)
- Русский химик – органик; в 1869 г сформулировал правило о направлении реакций замещения, отщепления и присоединения по двойной связи в молекулах углеводородов. Это правило носит его имя. (Марковников)
- А.С. Пушкин писал о нём: “Историк, ритор, химик, минеролог, художник и стихотворец; он всё испытал и всё постиг”. (М.В. Ломоносов)
- Учёный, сформулировавший принцип химического равновесия. (Ла Шетелье)
- Замечательная женщина и общественный деятель, дважды лауреат Нобелевской премии, основатель института радия. В 1898 г совместно с коллегами открыла полоний и радий. (М. Склодовская-Кюри)
Конкурс 4. Что в имени тебе моём?
- У каждого химического элемента есть своё имя, у этого имени есть своя история, своя маленькая тайна. В заключение нашей встречи я предлагаю командам раскрыть эти тайны и увеличить свои шансы на победу. За правильный ответ – 1 балл.
- Откуда элемент индий получил своё название? (От синей – индиговой линий в спектре)
- Какие элементы действительно названы в честь стран? (Германий, франций, полоний, рутений, галий)
- Какие элементы носят имена учёных? (Курчатовий, нильсборий, эйнштений, фермий, менделевий, нобелий, лоуренсий, берклий)
- Перечислите химические элементы, названия которых переводятся как “рождающий”. (Водород, углерод, кислород)
- Эти элементы славятся тем, что, соединяясь с металлами, образуют соли. (Галогены)
- Это один из самых многоликих элементов. Он образует несколько простых веществ: графит, алмаз, уголь, сажа. (Углерод)
- А этот элемент сам дал название одной из стран Южной Америки. (Серебро, Аргентина)
- Какие элементы – металлы названы в честь частей света? (Европий и америций)
- Название какого металла переводится как “зола”? (Калий)
- Какой неметалл получил своё название в связи с неприятным запахом его паров? (Бром)
Подведение итогов. Награждаются победители среди команд – участников и зрителей.