Методическая разработка по профориентации "Искру тушим до пожара, беду отводим до удара"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: познакомить с опасной и интересной профессией – пожарные.

Задачи:

  • познакомить с историей огня;
  • научить вызывать пожарных;
  • развивать речь, мышление, память;
  • воспитывать уважение к профессии пожарного.

Принципы: доступности, исходя из возраста детей, целесообразности, систематизации полученных  в ходе   занятия   материалов.

Оборудование: плакаты по пожарной безопасности, буклеты, слайды, рисунки детей.

Продолжительность: 40-45 минут.

Планируемые результаты: знать телефон пожарной службы, названия входящих профессий в службу 01.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Ведущий: Огонь издавна был другом человека. Наши древние предки знали немало хитростей, секретов добывания огня. Они считали его живым существом, поселяли его в пещерах. На огне люди готовили пищу. Он спасал от холода, помогал бороться с хищниками, отпугивая их от пещер. Огонь считали божеством и поклонялись ему. (Приложение 1. Слайд 2)

1 ученик: 

Да, без доброго огня
Обойтись нельзя ни дня.
Он надежно дружит с нами:
Гонит холод, гонит мрак.
Он приветливое пламя
Поднимает, будто флаг.

Проходили века. Постепенно люди узнавали огонь лучше и лучше. Как и в древности, он согревает, помогает готовить пищу. Иногда – на костре в туристическом походе или на рыбалке у реки. А чаще всего – на газовой или электрической плите, в небольшой и уютной деревенской печке. А есть и огромные заводские печи. На хлебозаводе в печах пекут хлеб. На кирпичном заводе в печах обжигают кирпич, из которого строят дома. В мартеновских печах огонь варит сталь. Из нее делают трубы, станки, автомобили…

2 ученик:  

Всем огонь хороший нужен
И за то ему почет,
Что ребятам греет ужин,
Режет сталь и хлеб печет.

Сила у друга-огня  – большая-пребольшая. Но если с силой этой обращаться неразумно и неосторожно, то огонь может стать страшным, коварным врагом. Ежегодно в нашей стране происходит от 260000 до 300000 пожаров. Около 70 % это жилые дома. Число погибших и получивших травму колеблется от14000 до 16000 человек. Каждые 5 секунд на планете возникает новый пожар. Горят предприятия, больницы, магазины, леса... (Приложение 1. Слайд 3)

3 ученик:

Он всегда бывает разным,
Удивительный огонь.
То буяном безобразным.
То тихоней из тихонь.

4 ученик:

То он змейкой торопливой
По сухой скользит коре,
То косматой рыжей гривой
Полыхает на заре.

– Каковы причины возникновения пожаров?

Причины возникновения очагов в жилом секторе специалисты делят на две группы. К первой – грозовые разряды, взрывы, нарушение правил пожарной безопасности при сварочных работах. Вторая причина – нарушение правил устройства каминов, печей, шалости детей, фейерверки в помещении, брошенный окурок в лесу,  курение в постели в состояние сильного алкогольного опьянения.

  – А если случился, пожар кто поможет?

Действительно, есть такая профессия спасать людей – пожарные.

Встреча с пожарными (ПЧ 1) (Приложение 1. Слайд 4)

– Как появились первые пожарные?

Раньше профессиональных пожарных не было. Когда загорался дом. С огнем выходили бороться все. Люди выстраивались в цепочку от места пожара до реки или колодца и передавали друг другу ведра с водой.
В 1666 году в Лондоне случился страшный пожар. Сгорело 13 000 домов, в том числе знаменитый собор Святого Павла. Быть может, это бедствие подтолкнуло инженерную мысль англичан. Появился первый насос, позволяющий подавать струю воды прямо в окна домов. Но таким насосом не мог управлять один человек. Стали создавать  бригады добровольцев. Они были готовы в любой момент бросить дела и ринуться на борьбу с огнем.
В1835 году в Нью-Йорке создали первую профессиональную пожарную команду. Сначала – из 4 человек, но уже через год их число выросло до 40.
В 1855 году появилось первое управление пожарной охраны.

– А в России когда появились первые пожарные?

Об этом подробно вы узнаете,  посетив музей пожарной части в Управлении МЧС.

Экскурсия по залам музея. (Приложение 1. Слайд 5)

– Какие профессии входят в профессию пожарный?

Пожарный: В Кургане 6 пожарных частей (+ КМЗ 2 части + Синтез 2 части). Служба включает 8-12 человек – это караул. В караул входят: начальник караула, помощник начальника караула, диспетчер, 2 водителя пожарных машин, 3 пожарных.
Рассказ о профессии.
Самый опытный  начальник караула, он способен возглавить тушение, принять решение, первым ринуться в огонь.

5 ученик:

Вот пожарные узнали,
Где горит, в каком квартале,
Командир сигнал дает,
И сейчас же – в миг единый –
Вырываются машины
Из распахнутых ворот.
Вдаль несутся с гулким звоном.
Им в пути помехи нет.
И сменяется зеленым
Перед нами красный свет.

– Какой номер вызова пожарных? (01, а с сотового 112) (Приложение 1. Слайд 6)
Звонок приходит на пульт управления 01. Диспетчер (чаще это женщины) (Приложение 1. Слайд 7) узнает о возгорание, он подробно узнает адрес. А затем вызывает пожарный караул.
Выезд осуществляют пожарные машины. Водитель должен быть опытным, знающим улицы города. (Приложение 1. Слайд 8)

6 ученик:

Машину проверяю.
Всегда готова в бой, –
Я каждый винт ласкаю
Заботливой рукой.
У фар такие взоры –
Светлее не найти…
Мигают светофоры
Приветливо в пути.
И нет машин чудесней
Красавицы моей.
Мотор поет мне песню:
«Быстрей, быстрей, быстрей! –
На бой с врагом коварным.
Нам дорог каждый дом.
Мы, воины-пожарные,
Столицу бережем!»

Привезла машина команду, а теперь в бой вступают специально обученные пожарные. Одежда сшита из несгораемого материала, одежда весит до 15 кг.

7 ученик:

При пожаре, при пожаре, –
Знает каждый гражданин,
При пожаре, при пожаре
Набирают 01!
И вот машины красные
Спешат в места опасные,
Прохожие сторонятся –
Пожарные торопятся!
Огонь бежит по крыше,
Огонь все выше, выше!

Но прямо в дым угарный
Шагнул боец-пожарный!
И не страшна жара ему,
Он борется с огнём:
На нем ремень брезентовый,
Топорик за ремнем.
Особый,
Несгораемый
Костюм надет на нем!
За ним его товарищи
В огонь и дым любой
Идут в пожар-пожарище,
Как воины на бой! (Приложение 1. Слайд 9)

– А знаете ли вы, как действуют пожарные?

Начать боевое развертывание! – приказал командир. Воду подать к очагу пожара! До прибытия подкрепления сдерживать огонь! Двое со мной на разведку!
Разведчики – пожарные быстро надели противогазы, захватили ломики, веревку, электрические фонарики и бросились к подъезду горящего дома.
Машины разворачивались и занимали свои места.
Бойцы достали с автомобиля-цистерны инструменты, проворно раскатали брезентовые рукава-трубы, составили их друг с другом.
В  подъезд протянулись длинные рукавные линии. Их подняли на горящий этаж. Заработал мотор автомобиля, и рукава заполнились водой, которую привезли в цистерне. Пожарные направили тугие струи на огонь.
Другая группа бойцов открыла люк уличного водопроводного колодца и установила специальное приспособление для выкачивания воды. Называется оно гидрантом. К нему присоединили толстую трубу от машины-насоса.
Скоро вода в цистерне кончилась, но насос тут же без остановки начал качать воду из городского водопровода. Разведчики соединились друг с другом веревкой, чтобы не заблудиться в густом дыму, и, освещая путь фонариками, шли по горящей квартире. Они обошли все комнаты, коридоры, кухню, ванную, заглянули в кладовку – не остались ли где люди. В ядовитом дыму и облаках горячего пара бойцы действовали почти на ощупь. От жары даже в противогазах было трудно дышать. Брезентовая одежда намокла, стала тяжелой. Борьба была тяжелой. Но пламя стало отступать. Дом спасен.

В подарок гостям пожарным частушки.

Частушки

Мы – веселые подружки,
Мы споем для вас частушки:
Как мы все пожары тушим.
Хорошо живем, не тужим.

Не давайте детям спички –
Это не игрушки.
Чтобы не было беды –
Лучше петь частушки.

Дружно мальчики играли
В партизанов на войне,
Так же дружно убегали
От пожара на ковре.

Как на кухне Мила
Над плитой белье сушила,
Раз сушила, два сушила,
А потом огонь тушила.

Не суши белье над газом –
Все сгорит единым разом!
Дед наш был навеселе,
Сигарета –  на столе.
Как ему не ясно:
Это же опасно!?

Эх, облить бы их разок –
Этих нарушителей –
С головы до самых ног
Из огнетушителя.

Говорят не зря в народе:
«Нету дыма без огня!»
Словом, нынче в этом роде
Спели мы на злобу дня!

Подарки участникам мероприятия «Азбука пожарной безопасности»

Итог

– О какой профессии сегодня было много слов сказано?
– Кто может быть пожарным?
– Как вызвать на помощь пожарных?

(Приложение 1. Слайд 10)

Заключение

Проведя данное мероприятие со своими ребятами, я поняла, что учащиеся хотят знать о людях разных профессий. Данный материал подкреплялся играми, встречей с  отважными людьми, посещением музея пожарной части. Начатую профориентацию обязательно продолжу т.к. считаю, что на свете самая важная профессия – пожарный.

Литература:

  1. Азбука пожарной безопасности. Видное: Вымпел, 2000.
  2. Вперед, пожарные! Сборник игр для руководителей отрядов ЮП. Екатеринбург,2000.
  3. Игумнова, Д.Б. Детям об огне и пожаре. /Д.Б. Игумнова, И.Г.Иванников. – М.: Стройиздат, 1992. – 160 с.
  4. Идущие в огонь: Очерки истории пожарной охраны Курганской области. Курган.
  5. Личная безопасность в чрезвычайных ситуациях /под ред. Г.Н.Кириллова. – М.: НЦ ЭНАС. 1999. – 64с.
  6. Полякова О. Я пожарный./ О.Полякова. М.: Красный пролетариат, 2002.
  7. Поторочина, Е.А. Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности.\Е.А.Поторочина. – М.: «Вако», 2008.
  8. Сибирев, В. 01 пароль отважных./В.Сибирев. – Каменск – Уральский: «Калан», 2000.
  9. Цвилюк, Г.Е. Азбука безопасности: книга для детей и родителей./ Г.Е.Цвилюк. М.:Просвещение,1994.
  10.  Чувилин, А. Огонь опасная игра./А.Чувилин. – М.:1996.
  11.  Ширянкина, Н.В. Уроки пожарной безопасности в начальной школе./ Н.В.Ширянкина. – Курган:Дамми, 2003. – 30 с.