ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Воспитательная работа в техникуме занимает
значительное место. Педагогический коллектив
рассматривает образовательный процесс как
гармоничное сочетание обучения и воспитания и
работает под девизом: «Обучая – воспитывай!».
Педагоги техникума стремятся к тому, чтобы их
выпускники имели не только профессиональные
знания, но и широкий кругозор, жизненную
гражданскую позицию, дорожили традициями родной
культуры. Поэтому в техникуме часто проводятся
нетрадиционные формы занятий: уроки-экскурсии,
ролевые игры, уроки проекты и т. д., где студенты
учатся общаться, дружить, формируется адекватное
отношение к миру, развиваются творческие
способности.
Урок-проект «Грани культуры» является
заключительным занятием по теме «Культура»
предмета «Обществознание», проводили урок
преподаватели общественных дисциплин, помогали
готовить мультимедийные презентации
преподаватели информатики, подбирали материалы
и стихи о Костроме преподаватели литературы,
спортивные соревнования проводили
преподаватели физической культуры, отвечали на
вопросы о культуре многие преподаватели
техникума. Таким образом, урок-проект объединил и
заинтересовал не только студентов, но и
педагогов, которые работают в тесном контакте
друг с другом и с ребятами.
Актуальность
Сегодня актуальной стала задача обновления
содержания образования, понимаемого не только
как определенный объем информации, но и как
деятельность студентов и их отношение к
изучаемому материалу. Студентам необходимо
самим понимать смысл работы, определять ее цели и
задачи, искать способы их решения. Все эти
составляющие входят в содержание проектной
деятельности и кардинально отличают ее от
классических методов. Применение проективной
методики на уроках и в процессе внеклассной
работы очень перспективно, так как позволяет
решить ряд важных образовательных задач:
выдвигать темы проектов, вырабатывать
самостоятельный взгляд на решение проблемы,
приобретать знания и умения в процессе
планирования и выполнения работы. Опыт,
приобретаемый в процессе проектной
деятельности, базируется на интересах студентов.
Конечно, необходимо учитывать и недостатки
проективной методики:
- неравномерность нагрузки на разных этапах деятельности;
- повышение эмоциональной нагрузки на преподавателя и студентов.
Однако плюсов у метода гораздо больше. Работа
над проектами требует от педагога
организаторского мастерства, увлеченности,
терпения, наличия собственных навыков
научно-исследовательской работы. Однако
результат оправдывает усилия, а
исследовательские навыки, полученные в процессе
работы, помогут студентам расширить свои знания
об окружающем мире, реализовать свой личный
творческий потенциал.
На первом курсе идет адаптация студентов в
образовательном учреждении. Поэтому первые темы
проектной деятельности должны быть достаточно
простыми и знакомыми.
Мы выбрали тему многообразия культуры.
Характеристика проекта:
по виду основной деятельности –
исследовательско-информационный проект;
по времени – среднесрочный;
по содержанию предметной деятельности –
многопредметный.
Цели:
Образовательные
- С целью развития знаний студентов, познакомить их с разными определениями понятия «культура», рассмотреть социологические исследования, проведённые старшекурсниками по теме «Моя культура», вспомнить развитие культуры на разных исторических этапах, рассмотреть на примерах разные типы культур.
Развивающие
- Продолжить развитие навыков:
- самостоятельной работы с источниками, информационными технологиями;
- коммуникативности в ролевом взаимодействии, обмене информацией;
- мыслительной деятельности при проектировании, планировании, работе с источниками информации, анализе, синтезе, структурировании информации;
- самоанализа и рефлексии;
- творческих способностей студентов
- умение работать с информационным текстом, дополнительной литературой, выделять главную мысль, вести поиск нужной информации.
Воспитательные
- Воспитывать культуру общения у студентов. Вызвать чувство уважения и интерес к разным типам духовной культуры, к личности. Вызвать интерес к культуре родного края и России.
Межпредметные связи: история, обществознание, экология, география, литература, социология, философия, физическая культура, культурология, культура речи.
Педагогические приемы, используемые на уроке
- Рассказ преподавателя
- Творческие выступления студентов
- Диспут
- Защита социологических исследований
- Показ видео сюжетов и презентаций
- Конспект
- Индивидуальная работа по тестам
- Работа с гипертекстами
- Проблемные вопросы
- Творческое домашнее задание
- Спортивные состязания
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА
Работа над проектом осуществлялась в три этапа
1 этап: подготовка, планирование
Определяется тема и цели проекта. Студенты делятся на группы:
- 1-я группа занимается исследовательской деятельностью, проводит социологические опросы по темам «Моя культура», «Культура поведения», «Студенческая культура» и др.;
- 2-я группа готовит электронные презентации по теме «Культура»;
- 3-я группа подготавливает и репетирует музыкальные номера по разделам – элитарная культура, массовая культура, народная культура; готовит сценку «Культура поведения на уроке»
- 4-я группа осуществляет подборку видео сюжетов «Исторические типы культуры», готовит рекламный ролик – интервью с преподавателями разных дисциплин «Культура в моём предмете».
В ходе разбора и обсуждения проекта вырабатывается план действий, проводится анализ проблемы: что уже есть и что необходимо сделать. Создаётся банк идей и предложений
2 этап: работа над проектом, результаты и выводы
Педагог корректирует последовательность
действий, направляет студентов. Проверяет
выполненные работы, организует репетиции,
помогает в подборке материала.
Студенты представляют готовый материал;
уточняют, анализируют собранную информацию;
формулируют выводы.
3 этап: презентация, оценка результатов
Результаты представляются на уроке в виде творческих работ. Участники проекта делятся мнениями, отвечают на поставленные вопросы, представляют свои наработки. Студенты включаются в дискуссию, задают вопросы, заполняют анкеты, тесты. Педагог оценивает активность работы студентов, творческий подход, качество и объём использования источников, потенциал продолжения работы, качество ответа.
Заключение
Разработка данного проекта – это путь к
самореализации личности через осознание
культурных норм и правил, через понятие своей
культуры и культуры в целом.
Помимо работы с конкретной темой, предлагается
широкий спектр личностных коммуникативных
связей с другими людьми (ребятами, педагогами,
родителями). Развивается творческая активность,
определяется социальная позиция молодёжи.
В проекте участвуют студенты трех групп первого курса разных специальностей – группа 1-1, группа 1-2 и группа 1-3.
Развёрнутый план урока
Первый урок |
|||
Этапы проведения урока | Преподаватели | Студенты | Время |
1. Организационный момент. | Бескороваева Г.Е. Филиппова Н.К. |
старосты групп | 5 мин. |
2. Характеристики понятия «Культура», защита стенгазеты | Бескороваева Г.Е. | студенты группы 1-1 |
20 мин. |
3. Социологические исследования |
Алексеева Г.Г. | студенты 2 курса | 20 мин. |
4. Культура мировых цивилизаций: видеосюжеты, рассказ преподавателя, доклад студентов | Филиппова Н.К. | студенты группа 1-3 |
35 мин. |
5. Выводы, диспут, тесты по истории | Филиппова Н.К. | 10 мин. | |
Перемена | 10 мин. | ||
Второй урок |
|||
6. Типология культур (народная, элитарная, массовая, экранная): музыкальные номера | Бескороваева Г.Е. | Студенты разных групп | 40 мин. |
7. Различные области культуры (изучение культуры на разных предметах). Видеоролик, рассказ | Бескороваева Г.Е. | студенты группы 1-1, 1-3 |
15 мин. |
8. Культура поведения, этикет: рассказ, ролевая игра, письменное задание «Этикет в вопросах и ответах» | Филиппова Н.К. | студенты группы 1-2 |
20 мин. |
9. Подведение итогов: анкета «Я и культура», домашнее задание | Филиппова Н.К. | студенты группа 1-3 |
15 мин. |
Перемена | 10 мин. | ||
Третий урок |
|||
10. Соревнование команд (Физическая культура) | Куртов М.Ф. | Студенты трех групп | 80 мин. |
11. Подведение итогов, награждение команд | Бескороваева Г.Е. Филиппова Н.К. Куртов М.Ф. |
Студенты | 10 мин. |
ХОД УРОКА
№ | Деятельность педагога | Деятельность студентов |
1 | Приветствие. Выявление отсутствующих
на уроке. Тема и цели урока. Тетради для
конспектов. Сегодня мы поговорим о культуре, о том, насколько она многогранна и безгранична. Этот урок будут помогать нам вести студенты, они готовили разные проекты, и что у них получилось, мы скоро увидим. На доске вы видите белый лист ватмана, на котором к концу занятия появятся наши выводы по теме и рекомендации всем студентам КТТ. |
Старосты групп отмечают отсутствующих на уроке. |
2 | Попробуем разобраться: что вы понимаете
под словом «Культура», какой смысл мы вкладываем
в это понятие? Термин «культура» происходит от латинского слова «cultura», что означает «возделывать», «обрабатывать». Отсюда – обрабатывать землю, культивировать растения. А если разделить слово «культура» на части – «культ» и «ура», что получается? Куль земли, культ себя! Существует множество определений понятия «культура». Об этих понятиях нам расскажут студентки группы 1-1 |
Дискуссия «Культура – это…», запись
определений понятия «Культура» Туранова Рита |
3 | На уроках, изучающих человеческое общество, студенты учатся проводить социологические исследования. Студенты второго курса темой своих исследований выбрали культуру | Компьютерные презентации
социологических исследований (студенты второго курса) |
4 | На уроках истории мы изучаем мировые
цивилизации. И сегодня мы поговорим о культуре
цивилизаций. Как только человек стал человеком, у
него появилась своя культура, традиции, обычаи.
Ни один народ не может жить и развиваться без
культуры. Рассмотрим разные цивилизации и их культуру (Древневосточные цивилизации, Античность, Средневековье, эпоха Возрождения, Новое время, Новейшее время). |
Просмотр видео сюжетов, характеризующих разные цивилизации. Студенты группы 1-3. Вопросы по культуре цивилизаций, запись в тетрадях, доклад на тему «Традиции и современная культура Костромы» Кузнецова Настя группа 1-1. |
5 | Мы начали изучать тему «Культура». Я думаю, можно сделать вывод, что культура – понятие вечное, без культуры человек не может существовать. Обычаи, традиции, история – всё это грани одной большой цепочки – культуры. | Студенты делают вывод по уроку. Решение тестов «Культура мировых цивилизаций» (Приложение 1) |
6 | Различают материальную и духовную
культуру. Материальная культура создаётся в
процессе материального производства (станки,
оборудование, здания и т.д.). Духовная культура
включает в себя процесс духовного творчества и
созданные при этом духовные ценности (музыка,
живопись, театр, творчество и т.д.). Народная культура – эпос народа, то,
что создавалось веками, традиции и обычаи народа.
Это русские народные сказки (сказку про Колобка
безусловно знают все), былины о русских
богатырях, праздники Масленицы и Ивана Купалы и
мн.др. |
На партах перед каждым студентом лежат
приготовленные гипертексты (опорные конспекты)
по которым будем работать. (Приложение
2) Запись в тетрадях, беседа о материальной и духовной культуре. Выступление ребят по разным направлениям культуры: Чернышева Аня группа 1-1 Волгина Таня группа 1-3 Вдовин Илья группа 1-2 Мухина Аня группа 1-1 Выводы, рекомендации записываются на листе ватмана (Все культуры взаимосвязаны и развиваются, взаимодействуя друг с другом). |
7 | Приходя в техникум на занятия, вы на
каждом уроке встречаетесь с понятием «культура».
На уроках истории – культура цивилизаций, на
географии – культура народов мира, на
обществознании – культура человека. На экологии
вы изучаете экологическую культуру, а на
литературе – культуру общения, изучая русский
язык, вы сталкиваетесь с культурой речи, а на
физкультуре – с культурой спорта и физического
развития. Т.о., получается, что у культуры нет
каких-то рамок, она безгранична и окружает нас со
всех сторон. Ребята из группы 1-2 решили выяснить, так ли это. |
Васильева Даша, Яблоков Вова, Зубова Света, Зверева Ира (группа 1-3) – демонстрация видеоролика интервью с преподавателями на тему «Роль культура в преподавании вашего предмета». Цели исследования. Выводы и рекомендации записываются на листе ватмана. |
8 | С культурой мы встречаемся не только на
уроках. В обычной жизни существует такое понятие
как культура поведения, умение вести себя в
обществе. Ребята решили подсмотреть друг за другом на уроках, и вот что они увидели (сценка). Попробуйте дать верные ответы на вопросы по этикету. |
Сценка «Поведение на уроке» Васильева Даша, Яблоков Вова, Зубова Света, Зверева Ира, Вдовин Илья (группа 1-2), выводы и рекомендации записываются на ватмане. «Этикет в вопросах и ответах» – блиц-опрос. (Приложение 3) |
9 | Ребята, вы считаете себя культурными
людьми? Девушки из группы 1-4 решили выяснить,
насколько культурны студенты нашего техникума.
Посмотрим, что у них получилось! Вывод по уроку (записи на ватмане, которые велись на протяжение всего занятия). Наш урок сегодня не закончен. Просто мы продолжим говорить о культуре в спортивном зале, где пройдут соревнования и игры, где среди культурных людей всегда побеждает дружба! |
Чикалова Ксения, Благирева Настя, Антропова Наташа (группа 1-2) – исследование на тему «Моя культура», выводы и рекомендации записываются на ватмане. (Приложение 4) |