Занятие "Всё обо всём" (из цикла факультативных занятий курса "Загадки природы")

Разделы: Внеклассная работа


Цель занятия: обобщить умения детей находить ответы на вопросы по теме «Природа»  представленные в разной форме.

Задачи занятия:

  • повышать уровень познавательной и творческой  активности учащихся;
  • формировать умение пользоваться дополнительной литературой;
  • развивать наблюдательность учащихся;
  • учить детей размышлять.

Место занятия в факультативном курсе «Загадки природы» для 3-4-х классов: 15  занятие из 18.

Предполагаемые  результаты:

  • умение правильно понимать вопросы,  представленные в разной форме;
  • умение размышлять на  поставленные вопросы  и находит на них ответы  опираясь на свой субъективный  опыт, полученные знания в процессе обучения, практического наблюдения, из  дополнительной литературы.

Оборудование: мультимедийная  доска «Smart  Board» с проектором, презентация (Приложение 3), дидактическая игра – пазлы «Кто что умеет» (Приложение 2), мяч.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Оргмомент

Деление на команды  с помощью цветных камушков. Кто вытянул камушки
одинакового цвета – собираются в одну команду, другого цвета – в другую (количество команд зависит от количества детей).
Право ответить предоставляется каждой команде, но только правильно ответившая команда получает метку «Мудрого совёнка» (Приложение 1).  Побеждает команда, набравшая больше всех совят.

II. Введение в тему (слайд 1)

Учитель: отгадайте загадки.

Идёт, идёт, а пройти не может.                         Что не сеяно – родиться?
                                                (Река)                                                        (Трава)
Есть у ребят зелёный друг,                                Утром бусы засверкали,
Весёлый друг, хороший,                                    Всю траву собой заткали,
Он им протянет сотни рук                                 А пошли искать их днём,
И тысячи ладошек.                                             Ищем,  ищем – не найдём.  
                                             (Лес)                                                             (Роса)
Седой дедушка у ворот                                      Гаркнул гусь
Все глаза нам заволок.                                       На всю Русь.
                                             (Туман)                                                        (Гром)
Никто её не пугает,                                             В лесу живёт,
А Она вся дрожит.                                              Кур в деревне крадёт.
                                             (Осина)                                                          (Лиса)
Что вокруг нас, но мы это не видим?
                                            (Воздух)

Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это всё вокруг …    
Все вместе       (Природа)

Сегодня мы продолжим разгадывать загадки природы (слайд 2).

III. Основная часть организована по типу телевизионных игр.

Игровое поле разделено на 12 квадратов. Компьютер выбирает игровой квадрат в случайном порядке. Дети выполняют задание.

Желаю всем удачи!

Учитель: Соберите правильно пазлы и вы узнаете кто из животных, что умеет делать. (слайд 10)

Ученики: Суслик умеет пыль в глаза пускать. Увидит лису, юркнет в норку, она за ним, а он ей лапами пыль в глаза. Пока прочихается, проморгается и ищи его.
Ученики: У  зелёной  жабы рождается больше тысячи головастиков. Ещё она петь умеет – как птица певчая, приятно, словно серебряный колокольчик.
Ученики: Дрофа может пыжиться как индюк и становится в результате вдвое толще.
Ученики: Ушастый ёжик может съесть самую ядовитую змею, фалангу, скорпиона, ядовитого паука тарантула и хоть бы что! Даже живот не заболит.
Ученики: Чёрная рыбка Даллия 10 месяцев беспросыпа  спит, да ещё вмёрзши в лёд.
Ученики: Гагары ходить не умеют, на животе по земле ползают.

Вопрос 1 (слайд 3)

Учитель: В Антарктиде живут всем нам известные птицы – пингвины. Они, как и все другие птицы, имеют крылья, но в отличие от них, не летают. Подумайте, для чего же тогда пингвинам крылья?

Ученики дают разные варианты ответов. Учитель для проверки выводит ответ на экран.

Ответ. Пингвины живут на севере и добывают себе пищу в море, с помощью крыльев они хорошо плавают.

Вопрос 2 (слайд 4)

Учитель: В тёмных дремучих лесах земляника встречается редко. Зато в берёзовых перелесках – на каждом шагу. Низкие кустики тройчатыми листьями и длинными стелющимися по земле побегами «усами». От этих «усов» вырастают новые растения, а стелющиеся плети отсыхают. Почему земляника чаще встречается в берёзовом перелеске, а не в дремучем лесу?

Ученики дают разные варианты ответов. Учитель для проверки выводит ответ на экран.

Ответ. Земляника  – светолюбивое растение.  В берёзовых перелесках света намного больше, чем в дремучих еловых лесах.

Игра: «Скажи шестое»

Ведущий обращается к кому-нибудь с предложением: «Скажи шестое». При этом он сам называет пять растений, животных, рыб, птиц… и передаёт мяч игроку какой-нибудь  из команд.  Если ответ дан правильно, то сказавший становится ведущим.

Вопрос 3 (слайд 5)

Учитель: Подорожник получил своё название за то, что он растёт вдоль дорог или прямо на дорожках. Почему он облюбовал  себе такие многолюдные места?

Ученики дают разные варианты ответов. Учитель для проверки выводит ответ на экран.

Ответ. Подорожник распространяется семенами, которые переносятся, прилипнув к обуви человека.

Вопрос 4 (слайд 6)

Учитель: Боярышник – это кустарник или деревце, он не примечателен и всё-таки много маленьких птичек вьют гнёзда среди ветвей боярышника. Чем боярышник привлекает птиц?

Ученики дают разные варианты ответов. Учитель для проверки выводит ответ на экран.

Ответ. Привлекают их туда, как ни странно, колючки. Ветки боярышника усеяны шипами, это его защита. Но защищая себя, растение и тех, кто прячется в его ветвях.

Музыкальная минутка (слайд 11)

Если весело живется, делай так! (хлопки)
Если весело живется, делай так! (хлопки)
Если весело живется, мы друг другу улыбнемся
Если весело живется, делай так! ( хлопки)

Если курица клюётся – делай так!  (по коленям)
Если курица клюётся – делай так!  (по коленям)
Если лошадь засмеётся, а ворона распоётся
Ничего не остаётся – делай так! (по коленям)

Если море перельётся – делай так! (два притопа)
Если море перельётся – делай так! (два притопа)
Если соня вдруг проснётся, а лентяй за труд возьмётся,
Может, делать что придётся – делай так! (два притопа)

Если весело живётся – делай так! (два подскока)
Если весело живётся – делай так! (два подскока)
Если весело живётся, мы друг другу улыбнёмся,
Даже, может быть, проснёмся – делай так! (два подскока)

Если весело живется, делай всё!
Если весело живется, делай всё!
Если весело живется, мы друг другу улыбнемся,
Если весело живется, хорошо! Хорошо!

Вопрос 5 (слайд 7)

Учитель: В одной сказке злая женщина посылает в лес маленькую девочку и приказывает ей принести свежих ягод. Добрый волшебник помогает девочке. Он совершает чудо, и девочка из-под снега достаёт свежие красные ягоды. Что это за ягода? Почему под снегом листья остаются зелеными, и сохраняется ягода?

Ученики дают разные варианты ответов. Учитель для проверки выводит ответ на экран.

Ответ. Это  брусника. Брусника – вечнозелёное растение. Оно осенью не сбрасывает листья и зимой под снегом остаётся зелёной. Ягодам мороз не страшен, они становятся даже слаще.

Блиц-турнир

(За 1 минуту дать как можно больше правильных ответов.)

Вопросы для 1 команды:

  1. Какой у нас самый маленький зверь? (Землеройка – малютка, 3.5 см)
  2. Сколько раз надо взять букву «А», чтобы получить птицу. (40А)
  3. Кто раньше прилетает к нам стрижи или ласточки? (Ласточка)
  4. Зачем скворцы, галки катаются верхом на коровах, овцах, лошадях? (Таскают шерсть для гнезд и выклёвывают)
  5. Какие жуки носят названия того месяца, в котором появляются? (Хрущи – майские и июньские)
  6. Сколько ног у паука? (8)
  7. Куда деваются скорлупки из скворечен, когда вылупились птенцы?  (Скворцы в клювах уносят скорлупу подальше)
  8. У кого уши на ногах? (У кузнечика)
  9. Какие ноги вырастают у головастиков раньше – передние или задние? (Задние)
  10. Почему нельзя трогать руками яйца в гнёздах? (Потому, что птица бросит гнездо)
  11. Детёнок ещё не родился, а уж отдан на воспитание – у кого это? (У кукушки)
  12. Когда у птиц бывает зуб? (У птенцов, пока они ещё не вылупились, на клюве шишечка.)
  13. Кто трижды родится, прежде чем стать взрослым? (Многие насекомые, например бабочка)
  14. Что случается с пчелой после того, как она ужалит? (Ужалив, умирает)
  15. Глаза на рогах, а дом на спине. (Улитка)

Вопросы для 2 команды:

  1. Какая самая маленькая птичка? (Королёк, меньше стрекозы)
  2. Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает. (Снег)
  3. Шило-вило-мотовило, по-немецки говорило, спереди шильце, сзади – вильце, на спине – суконце, спереди – белое полотенце. (Ласточка)
  4. Сколько крыльев у жука? (4)
  5. Кто дважды родится, один раз умирает? (Птица)
  6. Чем стрекочет кузнечик? (На ноге – зазубринки, на крыле – зацепочки. Треск получается от трения ноги о крыло.)
  7. Никто не пугает, а вся дрожит? (Осина)
  8. Какая корова сытнее живёт – хвостатая или бесхвостая? (Хвостатая)
  9. Куда «лицом» обращена головка подсолнечника в полдень? (К солнцу, т.е. прямо на юг)
  10. Кто больше боится  холода – птицы или гады? (Кровь холодная)
  11. Висит сито не руками свито? (Паутина)
  12. Куда «лицом» обращена головка подсолнечника в полдень? (К солнцу, т.е. прямо на юг)
  13. Кто в лесу без топоров строит избу без углов? (Муравьи)
  14. Весной или летом цветёт сирень? (Весной. Лето начинается со времени отцветения сирени.)
  15. Выпуча глаза сидит, не по-русски говорит; родилась в воде, а сидит на земле. (Лягушка)

Вопрос 6 (слайд 8)

Учитель.  

Люблю я, ёж, весенние цветы!
– И я, рябчик, люблю: такие они яркие да пёстрые!
– Да нет, ёж, совсем не то!
– Такие они нежные и пахучие!
– Опять, ёж, не то! Совсем не то!
– А что же тогда то?
– Такие они вкусные! Особенно незабудки, так в клюве и тают. Не забываемый вкус!

(Н.Сладков. «Рябчик и ёж.»)

– Почему рябчик и ёж разошлись во мнении?

Ученики дают разные варианты ответов. Учитель для проверки выводит ответ на экран.

Ответ. В отличие от рябчика ёж насекомоядное животное. В свой рацион ёж может включать также лягушек, змей, мелких млекопитающих, яйца птиц и птенцов птиц, гнездующихся на земле, а иногда ягоды.

Вопрос 7 (слайд 9)

Учитель: У пчёл, шмелей, мух и комаров нет органов речи, но это пока они сидят неподвижно. Стоит им взлететь, как воздух наполняется гудением и писком. Что же происходит?

Ученики дают разные варианты ответов. Учитель для проверки выводит ответ на экран.

Ответ. А ничего особенного: у насекомых при полёте очень быстро трепещут крылья. Муха делает 330 взмахов в минуту, шмель – 220, пчела, летящая с мёдом – 300, а ненагруженная – 440. Вот почему по звуку можно определить, куда летит пчела – в улей или за добычей.

Интересная история (слайд 12)

Под стеклом сижу, на север и на юг гляжу,
Со мной пойдёшь, дорогу обратно найдёшь.  (Компас)

Ученик. В древности, когда не было компаса, мореплаватели пользовались так называемыми солнечными или путеводными камнями. Эти камни даже в пасмурную погоду указывали то место на небе, где в данный момент находится солнце. Долгое время учёные не принимали всерьёз сведения о солнечных камнях. Но со временем  в природе были найдены такие камни. Одним из таких камней является исландский шпат. Эти камни при наведении их на солнце изменяют свою окраску.  Мореплаватели, поворачивая камень, замечали изменение  его окраски и указывали положение солнца на небе. Интересно, что подобным свойством обладают глаза пчёл. С помощью своих глаз пчёлы определяют положение солнца на небе и так в пасмурную погоду находят путь во время полётов.

IV. Итог занятия

Учитель. Природа не знает такого понятия, как «отходы». В лесу, например, используется отмершее: листья, ветки, погибшие животные – всё идёт в дело в лесном сообществе. Так повсюду: на лугу, в степи, в пруду, в озере. Но природа не может переработать отходы производственных предприятий. Что можно предложить для сохранения природы?

Ученики дают разные варианты ответов.

Учитель. В природе существует круговорот веществ: растения производят органические вещества, животные питаются растениями или другими животными, всё отмершее перерабатывается животными, грибами, бактериями, в  конечном счете, до минеральных веществ. Человек может создать безотходные производства (например, путём повторного применения сточных вод после их очистки, использование отходов одного производства другим). 

Литература:

  • Молодцова З.В. В стране экологических загадок: – Новосибирск: НИПКиПРО,1995.
  • Хочу всё знать!: Большая иллюстрированная энциклопедия интеллекта / Пер. с англ. А.Зыковой, К.Молькова, О. Озёровой. – М.: Эксмо, 2008
  • Детские  энциклопедии  «Всё обо всём», «Я познаю мир»

Используемые ресурсы:

http://www.kostyor.ru/student/?n=326

Инструкция по применению презентации

Смена слайдов – по щелчку.
Слайд 2. Игровое поле. По щелчку выбирается квадрат, в котором появляются символы:
 –это интересно     – вопрос       –  блиц-турнир          – из история

нотки – музыкальная минутка    411 – игра     
Кликнув на  эти символы,  появляется слайд с заданием.
Слайды 3-9. После первого клика появляется вопрос, а кликнув на развёрнутую книгу в верхнем правом углу, появляется правильный ответ. Чтобы вернуться на  игровое поле  нажимайте на домик в нижнем  правом углу.
Слайд 10. По клику появляется изображение животного. Учащиеся зачитывают, что умеет это животное.