Информационные технологии на уроках истории

Разделы: История и обществознание


Я люблю свой предмет. Мое педагогическое кредо нельзя выразить более точно, чем сказал французский просветитель Ж.Ж.Руссо: «Жить – вот ремесло, которому я хочу учить воспитанника. Выходя из моих рук, он будет не судьей, не солдатом,...»
Поэтому основными целями моей концепции, как учителя истории, является:

  • воспитание патриотических и интернациональных чувств: уважение к истокам, культуре и человеческому достоинству; готовности достойно служить Отечеству;
  • приобщение детей к историческим и духовным ценностям, традициям своего народа;
  • формирование ценностного подхода в изучении и восприятии фактов, событий, явлений в истории России в контексте мирового исторического процесса;
  • развитие у учащихся профессионально-значимых качеств, готовности к их активному проявлению в различных сферах общественной жизни;
  • формирование собственной мировоззренческой позиции в соответствии со сложившимися историческими, этническими и культурными условиями.

Цели и задачи:

  • закрепление и расширение знаний учащихся по истории и культуре Древнего Востока, повышение интереса к истории древнего мира как к части мировой культуры;
  • развитие умений: самостоятельной работы с текстом, анализа и обобщения учебного материала, выбора важного и существенного из полученной информации, умения использовать её при ответах, формировать собственное отношение к историческому факту;
  • воспитание уважения к прошлому человечества; формирование навыков межличностного общения в коллективе.
  • сформировать у учащихся представление о том, что древнеегипетская школа была полностью подчинена общегосударственной задаче подготовки писцов-чиновников, что значение грамоты открывало путь к государственной службе и обеспеченной жизни, но образование стоило дорого, и было доступно только детям из знатных семей.

Оборудование:

  • на каждой парте –“светофор” для ответа; карточки для закрепления;
  • у каждого ученика – учебник, рабочая тетрадь, дневник;
  • настенная карта “Древний Египет”;
  • плакаты “Розеттский камень”, “Календарь древних египтян”;
  • для каждого ученика – пригласительный билет, картуш, алфавит;

Тип урока: урок нового материала с опорой на полученные ранее знания.

Форма урока: экскурсия.

Приемы обратной связи с учеником на уроке: “светофор”.

План урока:

1. Введение: мотивационная беседа, формулировка цели урока.
2. Основная часть: обсуждение, обобщение материала темы.
3. Рефлексия: подведение итогов, контроль.

Педагогическая инструментовка:

  • карточки-задания,
  • работа с учебником
  • работа с картой
  • взаимоопрос
  • физкультурная пауза

На доске:

  • Музей египетских древностей
  • Между 3300–3100 гг. – возникновение письменности в Древнем Египте
  • 1799 г. – найден Розеттский камень
  • 1822 г. – открытие Ш.Ф. Шампольона
  • Ключевые слова: иероглифы, папирус, картуш

ХОД УРОКА

– Здравствуйте, ребята! Начинаем урок истории. Тема сегодняшнего урока «Письменность и знания древних египтян: "Музей египетских древностей". (Приложение 1. Слайд 1)

Река времен в своем стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.

– Работать будем по следующему плану:

1. Древнеегипетская письменность.
2. Древнеегипетские школы. (Приложение 1. Слайд 2)

– Изучив тему, мы должны ответить на вопросы: (Приложение 1. Слайд 3)

1. Что представляет собой древнеегипетская письменность?
2. Нуждалось ли египетское государство в грамотных людях?
3. Почему фараоны приказывали учреждать все новые и новые школы?

– Ответим на эти вопросы, посетив музей египетских древностей. Но сначала выясним, что такое музей? На столах есть листы с объяснением этого термина. Прочитает Истомина Александра.

Музейс древнегреческого «храм муз», в честь 9 муз, прекрасных и вечно юных спутниц бога Аполлона – покровителя искусств. Здание музея – это научно-исследовательское или научно-просветительское учреждение, которое комплектует, хранит, изучает памятники истории, искусства, культуры и представляет их для просмотра людям. (Приложение 1. Слайд 4)

– Каждый из вас когда-либо посещал музей. В каких музеях вы были? (В Ижемском историко-краеведческом, в Сизябском, Мохченском).
– Какие бывают музеи? (…) (Приложение 1. Слайд 5)
– Существует много разных типов музеев (зависит от того, какие экспонаты хранятся в музее).
Это:
1. Художественные (картины, скульптуры, предметы декоративно-прикладного искусства).
2. Технические (технические модели, макеты различных видов транспорта).
3. Естественнонаучные (чучела зверей и птиц, засушенные растения).
4. Исторические (предметы быта какой-то эпохи, различные документы).
5. Литературные (вещи, которыми пользовался писатель, его черновики, фотографии).
6. Краеведческие (посвящены истории края, о его жителях, например, в нашем школьном краеведческом музее, хранятся экспонаты из с. Мохча).

– Сегодня мы побываем в необыкновенном музее – музее египетских древностей. Но вход в наш музей платный, а плата – ваши ответы на вопросы. У вас на столах у каждого две карточки – если вы знаете ответ – вы поднимаете зеленую карточку, если сомневаетесь – красную, как у светофора. Итак, внимание – вопросы.

Вопросы для повторения (Приложение 1. Слайды 6-11)

1. Чем пирамида служила фараону?

А) Усыпальницей, куда хоронили фараонов
Б) Казной, где хранили деньги
В) Крепостью, где защищались от врагов

2. Строительство пирамид первым описал…

А) Геродот
Б) Страбон
В) Фукидид.

3. Самая высокая пирамида была построена фараону

А) Тутанхамону
Б) Хеопсу
В) Тутмосу III

4. Пирамида Хеопсу была построена

А) около 2600 г.
Б) в 2600 г.
В) около 2600 г. до н. э.

5. Что не входит в число 7 «чудес света»?

А) Статуя Афины
Б) Храм Артемиды
В) Фаросский маяк

– Молодцы, на все вопросы мы получили правильные ответы и заслужили билеты в музей искусства древнего Египта. Мои помощники раздадут вам входные билеты в музей. (Приложение 1. Слайд 12).

ВХОДНОЙ БИЛЕТ В МУЗЕЙ

– А что написано на вашем билете? (…). Не знаете?! И я не знаю. В школе, и в институте учила русский, коми и немецкий языки. А вы учите – английский. Этот же язык не похож на те языки, которые мы знаем с вами. Эти записи сделаны древними египтянами. Нам известно, что более пяти тысяч лет назад было изобретено письмо. А как же люди передавали сообщения до появления письменности? (…). Поподробнее нам расскажет помощник экскурсовода Канева Яна. (Приложение 1. Слайд 13 ).

В давние времена, когда люди ещё не умели писать, для передачи сообщений, известий использовали вестника (человека), который наизусть повторял то, что поручили. А так же существовал второй способ передачи сообщений – вещевое письмо. И третий способ – узелковое письмо (кипу).

Для этого брали толстую верёвку, к ней привязывали разноцветные шнурки, разноцветной длины. На этих шнурках и завязывали узелки. Чем ближе к толстой верёвке узелок, тем важнее информация. Чёрный узел означал болезнь, смерть, белый – серебро или мир, красный – кровь, войну, жёлтый – солнце, золото, зелёный – хлеб, урожай, синий – море, вода.

– Ну, что ж, заходим в музей. (Приложение 1. Слайд 14). Вот в нашем музее – каменные жуки-скарабеи, и здесь же мы видим какие-то письмена. (Приложение 1. Слайд 15).

Значение жука-скарабея:

В некоторых странах символизировал богатство. Так, в Древнем Египте жук-скарабей считался талисманом богатого человека. Жуки, сделанные из дорогого голубого золота, охраняли гробницы фараонов. Поэтому, если вас интересует бизнес или торговля, смастерите сами или приобретите себе талисман в виде жука-скарабея.

– Долгое время вопрос о том, что представляет собой древнеегипетское письмо, оставался открытым, и лишь в начале XIX века после долгих исследований секрет египетского письма был раскрыт французским учёным Шампольоном. (Приложение 1. Слайд 16). Когда и как это произошло, нам расскажет следующий помощник Ануфриева Галина.

В 1799 г. французские солдаты под командованием Наполеона высадились в Египте и около г. Розетты нашли огромную каменную плиту с надписью на 2 языках: греческом и египетском. По приказу Наполеона плиту эту привезли во Францию, и назвали в честь города Розетты – Розетский камень. Многие пытались разгадать эти надписи, но удалось это сделать французскому исследователю Жану Франсуа Шампольону через 23 года после того, как плита была найдена. Главная причина, почему так долго не удавалось ее расшифровать, – отсутствие гласных в египетском письме.
(Приложение 1. Слайд 17). Давно исчезли многие государства Востока: Вавилон, Ассирия, Мидия и Финикия. Города их были разрушены, засыпаны пеплом от пожарищ и песком. На поверхности сохранились лишь немногие памятники, например, египетские пирамиды, обелиски, саркофаги. Заметьте, все они щедро исписаны.

– А эта письменность ничего вам не напоминает? (…). Да, это знаки с вашего билета в музей. Значит, скорее всего, это язык, на котором писали в Древнем Египте. А кто из вас может читать по-египетски? Где-то между 3300 и 3100 гг. до н.э. в Египте появилась письменность. Египетская письменность известна под названием иероглифов. Древнеегипетское письмо было очень сложным. Иероглифов насчитывалось около 750.

Запомнить и записать термин.

Иероглифы – древние знаки египетского письма. (Приложение 1. Слайды 18-22).
– Что означали, как писались эти знаки, почему было сложным древнеегипетское письмо, нам расскажет очередной мой помощник Кожевин Егор.

В переводе с греческого иероглифы – “священные письмена”, тогда как сами египтяне называли их “божественная речь”. Они верили, что искусство письменности было даровано им Тотом, богом мудрости. Иероглифов насчитывалось около 750: одни знаки означали – один или сочетание нескольких согласных звуков, букв, но иногда и местоимения, другие – слоги, третьи – отдельное слова. Были иероглифы, которые означали то, что они изображают. Сложностью было и то, что при письме гласные звуки не обозначались. Иероглифы могли писаться и читаться справа налево и слева направо, в зависимости от того, где они использовались. Вот почему древнеегипетское письмо было очень сложным. Материал, который использовали египтяне для письма, называется папирус. (Приложение 1. Слайд 23)

Запомнить и записать.

Папирус – материал, использовавшийся египтянами для письма. – Как изготавливали писчий материал из папируса, мы узнаем из уст Ануфриева Ивана.
Записи делались на папирусе – египетском предшественнике бумаги, который изготавливали сложным способом из тростника. Египтяне выбирали растения с длинным стволом, удаляя твердую оболочку, а рыхлую сердцевину разрезали на длинные полоски шириной до 8 см. Полоски клали на смоченный водой ствол. При этом одна полоска примыкала к другой, сверху накладывали второй слой таких же полосок, но уже поперек первого. Получалась кладка из двух слоев. Её помещали под тяжесть: из растения выделялась клеящаяся жидкость, прочно скреплявшая между собой все полоски. Поверхность листа покрывали тонким слоем клея из муки, чтоб чернила не растекались на нем. Затем лист просушивали на солнце, разглаживали инструментами из слоновой кост., Отбивали молотком, устраняя все неровности. В результате получался желтоватый писчий материал, похожий на бумагу.

– Посмотрите на этот папирус, и вы увидите – между фараоном и его женой продолговатые картуши, такие же как на Розеттском камне. Что такое картуш? Прочитаем на следующем слайде (Приложение 1. Слайд 24).

Картуш – кольцо царя, которое образовано из завязанной узлом веревки, символизирует космос, “то, что окружает солнце”.
Овальная форма картуша также развилась из формы кольца царя. Она лучше всего подходила для размещения многочисленных письменных знаков. В качестве магического амулета картуш должен был защищать царя. Некоторым саркофагам властителей придавали форму царского кольца, чтобы выразить всемирную власть фараона. Картуш – зеркало души. А что же представляют собой картуши в современном понимании? «Картуш (франц. cartouche, от итал. cartoccio – сверток, кулек) – украшение в виде щита или не до конца развернутого свитка, на котором помещается герб, эмблема или надпись. Лепные и резные картуши украшали входы во дворцы. Были распространены в 16-18 вв.». Картушами называются также овальные рамки, заключающие египетские иероглифы с именами фараонов и богов, а также современные туристические сувениры с имитацией древнеегипетских картушей». Открытие критского письма связано с прочтением пилосской таблички Та 641, а египетской письменности с дешифрацией двух картушей с именем Птолемея. Давайте и мы с вами напишем свой картуш, чтобы он защищал нас как фараонов от злых чар. Каждый попробует написать в картуше собственное имя. А как мы напишем? Ведь мы не изучали египетский язык? Я вам в этом помогу – дам азбуку древних египтян.

Алфавит состоит из 24 согласных. Безударные гласные могут быть пропущены или заменены близкими по звучанию. В конце мужских имен рисуйте фигурку сидящего мужчины, а в конце женских имен – фигурку женщины. Выбрав нужные иероглифы, постарайтесь скомпоновать их в прямоугольник. (мужчина) (женщина).

Самостоятельная работа учащихся

Египетский алфавит

Некоторые альтернативные формы

Физминутка

– Давайте все покажем друг другу, какие красивые у нас получились картуши!!!
Встаньте, пожалуйста, возле своих парт и попробуем руками изобразить буквы древнего Египта. Первая букваделаем рукой движение, а так как писать можно было с двух сторон – делаем это движение и второй рукой. Вторая буква – …Третья буква – … И ещё одна физминутка (или на выбор одну из двух) под хвалебную песню реке Нил.

Когда ты встаешь и восходишь на востоке – гонишь мрак, то вся земля торжествует.
От лучей твоих оживают цветы и растения на полях.
Птицы взлетают из гнезд и поют тебе хвалу.
Сияние твое проникает в глубины вод, а на поверхности реки плещутся рыбы.
Люди просыпаются, поднимают руки к тебе и принимаются за работу.
Встали, руки вверх, потянулись.
Кистями рук делаем “фонарики”
Руки в стороны, изображаем взмахи крыльев.
Вытянуть руки перед собой, кистями изображаем плеск рыб.
Руки вверх, потянулись, опустили руки, сели на место.

– Спасибо, садитесь. Теперь вы дома сможете делать египетскую азбуку как зарядку.
– Ребята, нуждалось ли египетское государство в грамотных людях? И почему фараоны приказывали учреждать все новые и новые школы? (Работа по учебнику – параграф 12).
– Конечно же, нуждалось, потому что с появлением научных знаний и письменности государству нужны были грамотные люди. И в Древнем Египте фараоны приказывали учреждать все новые иновые школы, но они существовали только для обучения мальчиков.
Главной целью обучения было: подготовить чиновников, владевших письмом и математическими расчетами. Обучение было платным, и позволить себе образование детей могли лишь состоятельные египтяне. Срок обучения был длительным (с 5 до 17 лет). Из-за дороговизны папируса на нем писали лишь старшие ученики, младшие для письма использовали глиняные черепки. Потребности повседневной жизни, развитие хозяйства, торгового обмена, наблюдения над природой привели к постепенному накоплению первых научных знаний в Древнем Египте. В египетских школах учили не только письму, но и математике, астрономии, медицине:
– египтяне составили карту звездного неба;
– знали рецепты для лечения многих болезней;
– делали операции на всех частях тела;
– считали до миллиона;
– могли определять время, даже ночью, не имея часов;
– сумели создать календарь.

– Настало время подвести итоги урока. Давайте посмотрим, насколько прочно вы усвоили материал урока, перед вами карточки с ответами. Приготовьте ручку, напишите свою фамилию. Я читаю вопросы, вы отвечаете – обводите кружком правильные ответы. (Приложение 1. Слайды 25-31).

1. Как называется естественная преграда Нила? А) Пороги Б) Шадуф В) Дельта
2. Кому принадлежала высшая власть в Египте? А) Совету старейшин Б) Фараону В) Вождю
3. Назовите первую столицу Египта: А) Фивы Б) Сидан В) Мемфис
4. На чём писали в древнем Египте? А) На пергаменте Б) На папирусе В) На глиняных дощечках.
5. Знаки египетской письменности называются… А) Буквами Б) Иероглифами В) Пиктограммами
6. Что было изобретено в Египте и используется до сегодняшних дней? А) Бальзамирование Б) Календарь В) Солнечные и водяные часы

– Все выполнили задание, а теперь поменяйтесь карточками. Даю правильные ответы. Подсчитайте число правильных ответов, неправильные – зачеркните. Дежурные, соберите, пожалуйста, карточки.

Дифференцированное домашнее задание:

1. Обязательный минимум – прочитать параграф 12 и подготовить ответы на вопросы с 1-5 на с . 62 (учебник Вигасина А.А. и др.);
2. Творческое домашнее задание:

– составить кроссворд по теме: “Древний Египет”;
– объяснить выражение «С тех пор много времени утекло».

Рефлексия:

– Вам понравилась экскурсия? – Что вы сегодня дома захотите рассказать своим родителям о нашем уроке?

Итог урока:

– В завершение хотелось бы сказать, что народ Древнего Египта внес неоценимый вклад в сокровищницу мировой науки и культуры. Давно умерли мастера и ученые, художники и поэты, но то, что было ими создано, будет всегда удивлять и восхищать людей. И, возможно, нас еще ждут большие открытия. Может быть, эти открытия сделаете вы сами. Спасибо за урок. (Приложение 1. Слайд 32).