Цель: Создать яркое представление о Великой Отечественной войне. Игровое занятие призвано способствовать возникновению личностных аналогий у школьников, формированию умений выдвигать простейшие гипотезы на основе изученного, аргументировано защищать свою позицию, объяснять новую терминологию.
Опережающее задание: Класс заранее разбивается на группы. Учащиеся изучают дополнительную литературу, отмечают на контурных картах основные сражения Великой Отечественной войны.
Ход игры
ЗАДАНИЕ 1
Расположите в хронологической последовательности:
А) договор Германии и СССР о дружбе и границе
Б) начало Второй мировой войны
В) капитуляция Франции в войне с гитлеровской Германией
Г) начало Великой Отечественной войны
Д) окончание Второй мировой войны
Е) открытие Второго фронта
Ж) Курская битва
ЗАДАНИЕ 2
Кому принадлежат слова?
«Товарищи! Граждане! Братья и сестры! Бойцы нашей армии и флота!
К вам обращаюсь я, друзья мой!
Вероломное военное нападение гитлеровской германии на нашу Родину, начатое 22 июня, – продолжается… Войну с фашистской Германией нельзя считать войной обычной..<…>
Все силы – на разгром врага! Вперед, за нашу победу!»
ЗАДАНИЕ 3
Впишите пропущенные в тексте даты и фамилии.
Тем временем битва на волге развертывалась с нарастающим ожесточением. __________ немецкие войска прорвали фронт наших войск и вышли к волге севернее Сталинграда. ________________ развернулись бои за город. Его оборона была возложена на 62-ю армию, командующим которой был назначен генерал ____________, и на часть 64-й армии, которой командовал генерал ________________ . Защитники города отстаивали каждый квартал, каждое здание. Горсточка гвардейцев из дивизии А.И. Родимцева, возглавляемая сержантом ___________________ , около двух месяцев обороняла большой четырехэтажный дом на площади 9 января. Защитники дома, несмотря на ожесточенные атаки гитлеровцев, не дрогнули и выстояли до конца.
ЗАДАНИЕ 4
О чем идет речь?
Один из видов борьбы народных масс за свободу своей Родины, которая ведется на территории, занятой противником; в борьбе участвуют местное население, части регулярных войск, действующих в тылу врага. Проявляется в различных формах: вооруженной борьбе, саботаже, диверсиях, разведке, разоблачениях действий противника, пропаганде и агитации.
ЗАДАНИЕ 5
Работа с картой.
По карте покажите районы наиболее эффективных действий партизан и подпольщиков. Почему именно эти районы оказались зоной партизанского движения?
ЗАДАНИЕ 6
Кому принадлежат слова? С каким событием Великой Отечественной войны они связаны?
«Лека умер 17 марта в 5 час. утра 1942 г. Мама 13 марта в 7.30 утра 1942 г. … умерли все…».
ЗАДАНИЕ 7
О каком событии Великой Отечественной войны идет речь. (из воспоминаний военачальника)
«Итогом оборонительного сражения следует, на мой взгляд, считать поражение танковых соединений врага, в результате чего возникло особо благоприятное для нас соотношение сил по этому важному роду войск. В значительной степени способствовал тому выигрыш нами крупного встречного танкового сражения южнее Прохоровки … Мне довелось быть свидетелем этого поистине титанического поединка двух стальных армад
(до 1200 танков и самоходных артиллерийских установок) 12 июля».
ЗАДАНИЕ 8
В честь какого события был издан приказ Верховного Главнокомандующего?
«Сегодня, 5 августа, в 24 часа столица нашей Родины Москва будет салютовать нашим доблестным войскам… двенадцатью артиллерийскими залпами из 120 орудий»
Подведение итогов.