Цели и задачи проведения:
- познакомить учащихся с обрядами, обычаями, самобытностью русского народа;
- воспитывать интерес, уважительное отношение к национальному наследию, стремления сохранять и обогащать его как бесценную сокровищницу быта прошлого, наследия людей, живших раньше нас.
Методы обучения:
- проблемный;
- объяснительно-иллюстративный;
- частично-поисковый;
- словесно-логический.
Оформление мероприятия:
- 2 картины русских селений;
- коллекция старинных русских полотенец и рушников;
- домотканные скатерти;
- народные костюмы для участников;
- выставка рисунков на тему: “Народные костюмы и украшения на Руси”;
- выставка поделок русских умельцев;
- каравай хлеба;
- музыкальное сопровождение;
- выступление народного школьного ансамбля.
Ход работы
(Начало действия происходит перед залом зрителей, у сцены. Выскакивает скоморох.)
Скоморох: Ой вы, люди русские, люди добрые, други наши верные! Слушайте все, да не говорите, что не слышали! Приглашаем вас всех на праздник большой!
(Звучит русская народная мелодия).
Красна девица: Собрались здесь гости дальние, люди русские, да богатыри былинные, красны девицы да рукодельницы, умельцы удалые. И начнутся тут веселье да праздник народный!
Ведущий: Необъятна и ни с чем не сравнима стихия народной жизни, неутомимая жажда прекрасного. Мастер назывался художником, художник – мастером.
Красна девица и добрый молодец вручают гостям хлеб и соль на рушнике.
Добрый молодец: Вы садитесь, улыбнитесь, люди добрые, в старину заглянуть попробуйте!
|
|
Ведущий:
А изба-то наша – не бывает краше! Оконца все резные
Чаши золотые, кружева тонкие, свистульки звонкие!
Вот веселые матрешки, доски, скалки, поварешки,
Шелком вышиты подушки, Городецкие игрушки!
(Действие продолжается на сцене. Отец сидит за столом, а рядом, в русских костюмах стоят его сыновья)
Рис. 3
Ведущий: Жил-был старик и было у него три сына. И вот однажды собрал старик своих сыновей.
Старик: Дети мои, скоро придет ко мне старость и хочу я на склоне лет убедиться в том, что не зря я вас кормил, поил, да воспитывал, всякому делу обучал, да поругивал. Вижу, есть в душах ваших искра божья и терпение в деле большое, но все же вы еще не мастера, а подмастерья, а посему отправляйтесь по белу свету уменье свое и мастерство увеличивать, да учиться. Не знаю, кем вы вернетесь через год: плотником или сапожником, гончаром или кузнецом, мельником или столяром, но мастером обязательно!
Рис. 4
Сыновья: Благослови, нас, батюшка!
Старик: Благословляю! (Сыновья кланяются в пояс и уходят.)
Ведущий: Поклонились сыновья батюшке и пошли мастерство свое увеличивать, ибо не было на Руси людей бездарных, а если и встречались изредка, то о них сказ другой. Вот такой:
Сценка “Ленивый Тит”
На скамье лежит Тит, рядом – большая ложка. Входят двое ребят и рассуждают:
Первый: Не колода лодырь, ни пень,
Второй: А лежит целый день.
Первый: Не жнет и не косит,
Вместе: А обедать просит.
Второй: Тит, иди молотить!
Тит (отворачивается): У меня живот болит!
Первый: Тит, иди кашу есть!
Тит: Где моя большая ложка? (Садится за стол и стучит ложкой.)
Вместе:
Хочешь есть калачи,
Не сиди на печи!
Ведущий: Давайте вспомним о том, что крестьянин не мог не быть плотником. Плотницкое дело пришло к нам вместе с земледелием из глубокой старины. Перед тем, как вспахать поле, рубили лес. Рубили лес секирами, которые при набегах кочевников оборачивались оружием. Народ смеялся над теми мужчинами, которые не умели плотничать.
Рис. 5
Итак, прошел год. Возвращается сын, ставший плотником, к отцу, приглашает отца в новую избу, которую сам срубил.
Сын: Вот, батюшка, как велел ты вернулся я через год, да только не жить мне в твое избе – стал я плотником, да плотником, да плотником люди сказывают крепким, срубил себе избу. Прошу тебя посмотреть и оценить мою работу.
(Отец хвалит сына, хлопает его по плечу и вместе уходят).
Отец: Идем, сын, погляжу, чему ты научился.
Ведущий: Щедра наша русская земля умельцами. Любили в народе и столяров. Столы, стулья, табуреты никогда не ломались. Во всем была прочность и красота. Столяр начинался с того момента, когда почуял он дерево, его запах, его узор и звучание. А если талант столяра соединялся с талантом резчика по дереву, то таким изделиям воистину цены не было, ибо в них жила сама душа мастера.
Прошло время и вот возвращается второй сын, ставший столяром и резчиком по дереву. (Сын кланяется, здоровается)
Сын: Вот, батюшка, посмотри на мое умение да терпение. И этому научил меня мастер. (Показывает мебель, оформленную резьбой.)
Старик: Вижу, сын мой, и ты стал мастером, это похвально. Эти резные изделия должны избу украшать, да глаз радовать!
Ведущий: Резьба по дереву, кости, роспись по дереву – древнейшие виды художественных промыслов. Душа человеческая, через посредство рук и инструментов вдыхает жизнь и красоту в дремлющий, но всегда готовый ожить брус гранита, дерева, кости!
Возвращается третий сын с расписным деревянным изделием.
Сын: А теперь, батюшка, посмотри на мое умение. Захотелось и мне украсить избы наши изделиями из дерева, да дерева непростого, а расписного, чтоб хозяюшкам, да гостям городским и заморским глаз радовали!
Отец: Вижу я, настоящими мастерами вы стали, порадовали старика! За то время, что вы мастерству учились, стали и ваши невесты рукодельницами. Пора и на их умение посмотреть вам!
Рис. 6
Ведущий: Славятся испокон века руки женские, да умелые!
Первая девушка: Русь наша крестьянская много веков была одета в овчину и холст. Дубленки из овчины поныне самая теплая и модная одежда. Но я хочу рассказать о холсте. Самое главное в такой работе не количество, а качество. Если русская умелица красиво и тщательно обрабатывала лен, то нижнюю одежду носили всю жизнь, даже передавали по наследству.
Отец: Хороша мастерица! А что из холста умеешь жить?
Девушка: Верхнюю одежду могу сшить из холста такую, что носится по многу лет. А вот и полотенца, платки и скатерти.
Отец: А когда же ты, девица, сумела столько пряжи напрясть?
Девушка: А пряжа, батюшка, прядется только в свободное время. И если не хочешь прослыть лентяйкой, надо к 6 января напрясть 40 кубышек льна.
Сын: И не скучно тебе, девица, целыми вечерами кудель прясть?
Девушка: Отчего же скучно? Мы с подружками вместе собираемся, кудель прядем, частушки поем или сказки сказываем!
Рис. 7
Отец: А кто из вас, красны девицы, похвастается вышиванием?
Вторая девушка: Я, батюшка. Меня мастерицы научили разным видам вышивки. Вот, посмотрите, люди добрые! Особенно красиво шитье золотом, красным по белому, черному, красно-синему фону.
Отец: Хороши мастерицы, добрые жены будут моим сыновьям. А кто кружева плести умеет?
Третья девушка: Я, батюшка! (Кланяется.) Кружева, словно зимний узор на стекле. Посмотрите, люди добрые, как душа человеческая воплотилась в созданные руками белые, черные, комбинированные узоры. Чувствуете, как струится через узор живительное тепло русского народного творчества?
Рис. 8
Отец: Вот порадовали старика, так порадовали! Теперь не грех и пир закатить, да гостей пригласить! Пусть посмотрят на мастеров. Да на рукодельниц наших.
Ведущий: А как работали на Руси? За работой пели, сказы сказывали, пословицы и поговорки, загадки, потешки говорили. Русская речь богата пословицами, недаром ведь говорится, что пословица – всем делам помощница. Давайте и мы вспомним пословицы о труде!
Конкурс пословиц:
- Терпение и труд все перетрут.
- Мастер на все руки не умрет от скуки.
- Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
- Труд кормит, а лень портит.
- Дело мастера боится.
- Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства.
(В конкурсе принимают участие зрители)
Ведущий: Без праздников немыслима жизнь. Праздник – неосознанная надежда на новое, светлое, счастливое. Праздник – душа народа. Праздник хранит историю Времени и Народа. Праздник – это дневник быта людей, их жизненного уклада, времен года.
– А как гадали на Руси!
(Выходят родители в народных костюмах, на плечах красивые шали)
Родители: Гадание – таинственный и веселый обряд любого праздника. Многочисленные виды гаданий существовали в древнем Египте, Месопотамии, Греции, Риме. Им занимались жрецы, ведуны, знахари, ворожеи. В долгие зимние вечера, под треск лучины или свечи, девушки или боярыни, коротая время, также пытались предугадать судьбу, разгадать свое будущее.
Раз в крещенский вечерок |
Ярый воск топили. В чашу с чистою водой Клали перстень золотой, Серьги изумрудные. Расстилали белый плат И над чашей пели в лад Песенки народны. |
Гадание “За ворота башмачок, сняв с ноги бросали”
Девушка снимает с левой ноги башмак и кидает его за ворота, наблюдая при этом, куда башмак ляжет носком. Куда укажет носок – в ту сторону и выходить замуж. Если башмак упадет носком к собственным воротам – в этом году жить дома и не выйти замуж. Кидать можно было и другую обувь, например, валенок.
Гадание “Подмести пол”
В доме подметали полы и если в соре находили зерна или хлебные крошки, год обещал быть урожайным. Если ржаные зерна – уродится рожь, Если пшеничные – то пшеница будет сильной.
Гадание “Звуки улицы”
Ровно в полночь люди выходили на улицу или слушали, открыв форточку: что послышится, то и сбудется. (Колокол – к свадьбе, веселью; шум поезда – к дальней дороге и т.д. )
Ведущий – родитель: Любили на Руси и песни петь. Русская народная песня – лучший рассказ о душе нашего народа. Многие поколения вложили в нее свои радости и печали, свои мечты о лучшей жизни. Народ воспевал дорогие сердцу края, прославляя героев и тружеников, мудрость и красоту русских женщин, молодецкую удаль.
(Песня “Как задумал старый дед” исп. народный хор)
Ведущий: Любили в старину петь и сочинять частушки!
1. Карие глазеночки Стояли у сосеночки Стояли, улыбалися, Кого-то дожидалися. |
2. Меня милый провожал, У крылечка постоял, Сколько звездочек на небе, Столько раз поцеловал! |
3. В нашей маленькой деревне Два колодца рядом. От чего все девки рыбы? Их побило градом! |
4. Девушки-беляночки, Где вы набелилися? – Мы вчера коров доили, Молоком умылися! |
Ведущий: Пользовались всенародной любовью и плясовые припевки.
Ученик:
Кабы, кабы, да кабы
На носу росли грибы
Сами бы варилися
Да и в рот катилися!
Ведущий: Пели веселые припевки, песни, но иногда и страдания.
Ученица:
От страданья, от лихого
Нет лекарства никакого.
Проводила, осерчала,
А потом по нем скучала.
Ведущий: На масленицу устраивались различные конкурсы:
- Конкурс “Перетягивание каната”.
- Конкурс балалаечников.
- Конкурс частушек.
- Конкурс плясунов.
- Конкурс баянистов.
Ученик:
А сейчас, а сейчас,
Начинаем перепляс,
Подходи сюда, народ,
Тот, кто пляшет, тот вперед!
(Дети и родители участвуют в конкурсе.)
1. “Барыня” Русская барыня, |
2. “Цыганочка” А теперь “Цыганочка” |
3. “Лезгинка” Ты шатенка иль блондинка, |
4. “Яблочко” На щеках ребят румянец, |
Ведущий: А теперь слово предоставляется директору станичного музея.
Наш праздник закончился. Большое спасибо за внимание. Желающие могут посмотреть выставку работ.