"Старинные обычаи и обряды на Руси" (4-й класс)

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 4


Цели и задачи проведения:

  • познакомить учащихся с обрядами, обычаями, самобытностью русского народа;
  • воспитывать интерес, уважительное отношение к национальному наследию, стремления сохранять и обогащать его как бесценную сокровищницу быта прошлого, наследия людей, живших раньше нас.

Методы обучения:

  • проблемный;
  • объяснительно-иллюстративный;
  • частично-поисковый;
  • словесно-логический.

Оформление мероприятия:

  • 2 картины русских селений;
  • коллекция старинных русских полотенец и рушников;
  • домотканные скатерти;
  • народные костюмы для участников;
  • выставка рисунков на тему: “Народные костюмы и украшения на Руси”;
  • выставка поделок русских умельцев;
  • каравай хлеба;
  • музыкальное сопровождение;
  • выступление народного школьного ансамбля.

Ход работы

(Начало действия происходит перед залом зрителей, у сцены. Выскакивает скоморох.)

Скоморох: Ой вы, люди русские, люди добрые, други наши верные! Слушайте все, да не говорите, что не слышали! Приглашаем вас всех на праздник большой!

(Звучит русская народная мелодия).

Красна девица: Собрались здесь гости дальние, люди русские, да богатыри былинные, красны девицы да рукодельницы, умельцы удалые. И начнутся тут веселье да праздник народный!

Ведущий: Необъятна и ни с чем не сравнима стихия народной жизни, неутомимая жажда прекрасного. Мастер назывался художником, художник – мастером.

Красна девица и добрый молодец вручают гостям хлеб и соль на рушнике.

Добрый молодец: Вы садитесь, улыбнитесь, люди добрые, в старину заглянуть попробуйте!


Рис. 1


Рис. 2

Ведущий:

А изба-то наша – не бывает краше! Оконца все резные
Чаши золотые, кружева тонкие, свистульки звонкие!
Вот веселые матрешки, доски, скалки, поварешки,
Шелком вышиты подушки, Городецкие игрушки!

(Действие продолжается на сцене. Отец сидит за столом, а рядом, в русских костюмах стоят его сыновья)


Рис. 3

Ведущий: Жил-был старик и было у него три сына. И вот однажды собрал старик своих сыновей.

Старик: Дети мои, скоро придет ко мне старость и хочу я на склоне лет убедиться в том, что не зря я вас кормил, поил, да воспитывал, всякому делу обучал, да поругивал. Вижу, есть в душах ваших искра божья и терпение в деле большое, но все же вы еще не мастера, а подмастерья, а посему отправляйтесь по белу свету уменье свое и мастерство увеличивать, да учиться. Не знаю, кем вы вернетесь через год: плотником или сапожником, гончаром или кузнецом, мельником или столяром, но мастером обязательно!


Рис. 4

Сыновья: Благослови, нас, батюшка!

Старик: Благословляю! (Сыновья кланяются в пояс и уходят.)

Ведущий: Поклонились сыновья батюшке и пошли мастерство свое увеличивать, ибо не было на Руси людей бездарных, а если и встречались изредка, то о них сказ другой. Вот такой:

Сценка “Ленивый Тит”

На скамье лежит Тит, рядом – большая ложка. Входят двое ребят и рассуждают:

Первый: Не колода лодырь, ни пень,

Второй: А лежит целый день.

Первый: Не жнет и не косит,

Вместе: А обедать просит.

Второй: Тит, иди молотить!

Тит (отворачивается): У меня живот болит!

Первый: Тит, иди кашу есть!

Тит: Где моя большая ложка? (Садится за стол и стучит ложкой.)

Вместе:

Хочешь есть калачи,
Не сиди на печи!

Ведущий: Давайте вспомним о том, что крестьянин не мог не быть плотником. Плотницкое дело пришло к нам вместе с земледелием из глубокой старины. Перед тем, как вспахать поле, рубили лес. Рубили лес секирами, которые при набегах кочевников оборачивались оружием. Народ смеялся над теми мужчинами, которые не умели плотничать.


Рис. 5

Итак, прошел год. Возвращается сын, ставший плотником, к отцу, приглашает отца в новую избу, которую сам срубил.

Сын: Вот, батюшка, как велел ты вернулся я через год, да только не жить мне в твое избе – стал я плотником, да плотником, да плотником люди сказывают крепким, срубил себе избу. Прошу тебя посмотреть и оценить мою работу.

(Отец хвалит сына, хлопает его по плечу и вместе уходят).

Отец: Идем, сын, погляжу, чему ты научился.

Ведущий: Щедра наша русская земля умельцами. Любили в народе и столяров. Столы, стулья, табуреты никогда не ломались. Во всем была прочность и красота. Столяр начинался с того момента, когда почуял он дерево, его запах, его узор и звучание. А если талант столяра соединялся с талантом резчика по дереву, то таким изделиям воистину цены не было, ибо в них жила сама душа мастера.

Прошло время и вот возвращается второй сын, ставший столяром и резчиком по дереву. (Сын кланяется, здоровается)

Сын: Вот, батюшка, посмотри на мое умение да терпение. И этому научил меня мастер. (Показывает мебель, оформленную резьбой.)

Старик: Вижу, сын мой, и ты стал мастером, это похвально. Эти резные изделия должны избу украшать, да глаз радовать!

Ведущий: Резьба по дереву, кости, роспись по дереву – древнейшие виды художественных промыслов. Душа человеческая, через посредство рук и инструментов вдыхает жизнь и красоту в дремлющий, но всегда готовый ожить брус гранита, дерева, кости!

Возвращается третий сын с расписным деревянным изделием.

Сын: А теперь, батюшка, посмотри на мое умение. Захотелось и мне украсить избы наши изделиями из дерева, да дерева непростого, а расписного, чтоб хозяюшкам, да гостям городским и заморским глаз радовали!

Отец: Вижу я, настоящими мастерами вы стали, порадовали старика! За то время, что вы мастерству учились, стали и ваши невесты рукодельницами. Пора и на их умение посмотреть вам!


Рис. 6

Ведущий: Славятся испокон века руки женские, да умелые!

Первая девушка: Русь наша крестьянская много веков была одета в овчину и холст. Дубленки из овчины поныне самая теплая и модная одежда. Но я хочу рассказать о холсте. Самое главное в такой работе не количество, а качество. Если русская умелица красиво и тщательно обрабатывала лен, то нижнюю одежду носили всю жизнь, даже передавали по наследству.

Отец: Хороша мастерица! А что из холста умеешь жить?

Девушка: Верхнюю одежду могу сшить из холста такую, что носится по многу лет. А вот и полотенца, платки и скатерти.

Отец: А когда же ты, девица, сумела столько пряжи напрясть?

Девушка: А пряжа, батюшка, прядется только в свободное время. И если не хочешь прослыть лентяйкой, надо к 6 января напрясть 40 кубышек льна.

Сын: И не скучно тебе, девица, целыми вечерами кудель прясть?

Девушка: Отчего же скучно? Мы с подружками вместе собираемся, кудель прядем, частушки поем или сказки сказываем!


Рис. 7

Отец: А кто из вас, красны девицы, похвастается вышиванием?

Вторая девушка: Я, батюшка. Меня мастерицы научили разным видам вышивки. Вот, посмотрите, люди добрые! Особенно красиво шитье золотом, красным по белому, черному, красно-синему фону.

Отец: Хороши мастерицы, добрые жены будут моим сыновьям. А кто кружева плести умеет?

Третья девушка: Я, батюшка! (Кланяется.) Кружева, словно зимний узор на стекле. Посмотрите, люди добрые, как душа человеческая воплотилась в созданные руками белые, черные, комбинированные узоры. Чувствуете, как струится через узор живительное тепло русского народного творчества?


Рис. 8

Отец: Вот порадовали старика, так порадовали! Теперь не грех и пир закатить, да гостей пригласить! Пусть посмотрят на мастеров. Да на рукодельниц наших.

Ведущий: А как работали на Руси? За работой пели, сказы сказывали, пословицы и поговорки, загадки, потешки говорили. Русская речь богата пословицами, недаром ведь говорится, что пословица – всем делам помощница. Давайте и мы вспомним пословицы о труде!

Конкурс пословиц:

  1. Терпение и труд все перетрут.
  2. Мастер на все руки не умрет от скуки.
  3. Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
  4. Труд кормит, а лень портит.
  5. Дело мастера боится.
  6. Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства.

(В конкурсе принимают участие зрители)

Ведущий: Без праздников немыслима жизнь. Праздник – неосознанная надежда на новое, светлое, счастливое. Праздник – душа народа. Праздник хранит историю Времени и Народа. Праздник – это дневник быта людей, их жизненного уклада, времен года.

– А как гадали на Руси!

(Выходят родители в народных костюмах, на плечах красивые шали)

Родители: Гадание – таинственный и веселый обряд любого праздника. Многочисленные виды гаданий существовали в древнем Египте, Месопотамии, Греции, Риме. Им занимались жрецы, ведуны, знахари, ворожеи. В долгие зимние вечера, под треск лучины или свечи, девушки или боярыни, коротая время, также пытались предугадать судьбу, разгадать свое будущее.

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали.
За ворота башмачок,
Сняв с ноги бросали.
Снег пололи, под окном
Слушали, кормили
Счетным курицу зерном,

Ярый воск топили.
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудные.
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки народны.

 Гадание “За ворота башмачок, сняв с ноги бросали”

Девушка снимает с левой ноги башмак и кидает его за ворота, наблюдая при этом, куда башмак ляжет носком. Куда укажет носок – в ту сторону и выходить замуж. Если башмак упадет носком к собственным воротам – в этом году жить дома и не выйти замуж. Кидать можно было и другую обувь, например, валенок.

Гадание “Подмести пол”

В доме подметали полы и если в соре находили зерна или хлебные крошки, год обещал быть урожайным. Если ржаные зерна – уродится рожь, Если пшеничные – то пшеница будет сильной.

Гадание “Звуки улицы”

Ровно в полночь люди выходили на улицу или слушали, открыв форточку: что послышится, то и сбудется. (Колокол – к свадьбе, веселью; шум поезда – к дальней дороге и т.д. )

Ведущий – родитель: Любили на Руси и песни петь. Русская народная песня – лучший рассказ о душе нашего народа. Многие поколения вложили в нее свои радости и печали, свои мечты о лучшей жизни. Народ воспевал дорогие сердцу края, прославляя героев и тружеников, мудрость и красоту русских женщин, молодецкую удаль.

(Песня “Как задумал старый дед” исп. народный хор)

Ведущий: Любили в старину петь и сочинять частушки!

1. Карие глазеночки
Стояли у сосеночки
Стояли, улыбалися,
Кого-то дожидалися.
2. Меня милый провожал,
У крылечка постоял,
Сколько звездочек на небе,
Столько раз поцеловал!
3. В нашей маленькой деревне
Два колодца рядом.
От чего все девки рыбы?
Их побило градом!
4. Девушки-беляночки,
Где вы набелилися?
– Мы вчера коров доили,
Молоком умылися!

Ведущий: Пользовались всенародной любовью и плясовые припевки.

Ученик:

Кабы, кабы, да кабы
На носу росли грибы
Сами бы варилися
Да и в рот катилися!

Ведущий: Пели веселые припевки, песни, но иногда и страдания.

Ученица:

От страданья, от лихого
Нет лекарства никакого.
Проводила, осерчала,
А потом по нем скучала.

Ведущий: На масленицу устраивались различные конкурсы:

  1. Конкурс “Перетягивание каната”.
  2. Конкурс балалаечников.
  3. Конкурс частушек.
  4. Конкурс плясунов.
  5. Конкурс баянистов.

Ученик:

А сейчас, а сейчас,
Начинаем перепляс,
Подходи сюда, народ,
Тот, кто пляшет, тот вперед!

(Дети и родители участвуют в конкурсе.)

1. “Барыня”

Русская барыня,
Еще не затоварена.
Барыня – барыня,
Барыня – сударыня!

2. “Цыганочка”

А теперь “Цыганочка”
Пляска от души.
Выходи, гражданочка,
Под баян пляши.

3. “Лезгинка”

Ты шатенка иль блондинка,
Русый ты или брюнет,
Объявляется “Лезгинка”,
Лучше танца в мире нет!

4. “Яблочко”

На щеках ребят румянец,
Веселей, плясун, гляди,
“Яблочко”, матросский танец
Самый смелый, выходи!

Ведущий: А теперь слово предоставляется директору станичного музея.

Наш праздник закончился. Большое спасибо за внимание. Желающие могут посмотреть выставку работ.