Подготовка к итоговой аттестации школьников в
форме ЕГЭ по иностранному языку начинается ещё в
среднем звене обучения и включает в себя задания,
упражнения и компетенции, способствующие
развитию у учащихся навыков говорения,
аудирования, работы с текстом грамматикой и
лексикой.
В настоящее время для обучения, а также отработки
и закрепления данных компетенций используются
современные ИКТ-технологии, такие как
Интернет и различные обучающие программы.
Остановимся более подробно на каждой из языковых
компетенций и рассмотрим возможности
использования средств ИКТ.
Аудирование
Отработка навыков аудирования является одним
из наиболее сложных моментов при обучении
иностранному языку, т.к. учащийся должен овладеть
компетенцией восприятия на слух иностранной
речи, понимать её, выделять в речи нужную
информацию и уметь её использовать при
выполнении заданий.
Для того, чтобы учащийся обладал этой
компетенцией в достаточном для понимания речи
объёме, необходимо, помимо развития навыка
узнавания на слух лексических единиц,
предварительно сформировать достаточный
словарный запас и понимание грамматических
особенностей изучаемого иностранного языка.
Отработка непосредственно навыков аудирования
начинается ещё в начальной школе, что
предусмотрено УМК «Мозаика»: в учебнике и
рабочей тетради даются разнообразные упражнения
на развитие навыков аудирования. Но в среднем, и
тем более в старшем звене обучения уже
становится недостаточно только упражнений,
предусмотренных учебником. И, таким образом,
возникает необходимость в использование
дополнительных возможностей ИКТ.
Сегодня можно найти достаточное количество
сайтов, на которых представлены разнообразные
аудио и видео материалы, которые дают
возможность работы над аудированием.
Для отработки аудирования можно использовать
такие сайты, как
http://www.goethe.de
http://lomonosov2009.lingvograd.ru/
http://www.deutschesprache.ru/Grammatik/index.php?ELEMENT_ID=9
http://www.educa.ch/dyn/112791.asp?startat=0&sl=4&st=0&s=22&vo=&vf=&it=&ic=&d
http://katrusja.narod.ru/deutsch.htm
http://deutschlich.wordpress.com/
http://deutschlernen-blog.de/
Здесь представлены аудиотексты и задания к ним
разного уровня сложности. Данные упражнения
могут выполняться как в классе под руководством
учителя, так и быть предложены учащимся в
качестве домашнего задания или как
индивидуальное задание отдельным ученикам.
Следует отметить, что выполняя данные задания в
качестве домашней работы или индивидуально,
учащиеся имеют возможность самостоятельно
выбирать скорость прослушивания и количество
раз, необходимое для понимания текста и
выполнения заданий.
Ещё одним эффективным способом отработки
навыков аудирования являются аудиодиктанты.
Это задание также может выполняться как в
классе для всей группы, так и в индивидуальном
порядке, с использованием для этой цели
наушников. Кроме того диктант может быть задан в
качестве домашнего задания, при условии, что все
ученики имеют техническую возможность его
выполнения. При написании диктанта учащиеся
занимаются отработкой сразу нескольких навыков:
аудирования (прослушивание и понимание текста),
грамматических (при написании диктанта),
лексических (поиск по словарю незнакомых слов и
исправление ошибок правописания).
В качестве заданий по аудированию могут быть
предложены и видеосюжеты, которые также можно
найти в сети Интернет:
http://www.dw-world.de/dw/0,,265,00.html
http://www.kaleidos.de/
http://www.goethe.de/
Но при работе с видеосюжетами нужно учитывать,
что они могут быть ограничены в доступе по
времени. Поэтому перед выполнением данного вида
работы нужно ещё раз удостовериться, что они
доступны.
Для отработки навыков аудирования могут быть
использованы и компьютерные программы.
Компьютерные программы могут предложить задания
разного уровня сложности. Одним из вариантов
подготовки к восприятию текста на слух является
отработка произношения, так как при выполнении
данного вида упражнений учащийся начинает
обращать внимание на особенности произношения,
интонации, присущих данному языку, что
впоследствии облегчает узнавание на слух и
понимание речи.
Наиболее востребованы упражнения, в которых
после просмотра видеосюжета, предлагается
выполнить задания по его содержанию. Как
правило, такие сюжеты небольшие, 3-4 минуты, с
качественным звучанием и наглядным
изображением, что облегчает их понимание. После
выполнения заданий к видеосюжету, учащийся
наглядно видит свои результаты и, если
упражнение выполнено недостаточно хорошо, может
его выполнить ещё раз, предварительно обсудив
свои ошибки с учителем.
Работа с текстом
Навыки работы с текстом также начинают формироваться ещё в среднем звене обучения. Успешность при работе с текстом основывается, по нашему мнению, на следующих моментах:
- Отработка навыка чтения на текстах разного содержания и уровня сложности;
- Расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся;
- Выполнение различных по своему содержанию упражнений к тексту: пропуски ключевых слов, вопросы, составление предложений, деление текста на абзацы, поиск ответов на вопросы или окончания предложения и т.д.
При работе над вышеперечисленными заданиями
большую помощь могут также оказать ресурсы
Интернета и компьютерные программы.
Так, например, для работы над увеличением
словарного запаса учащегося могут быть
использованы тексты статей и художественной
литературы в Интернете. В настоящее время в сети
Интернет представлено большое количество
текстов. Это могут быть адаптированные тексты,
предназначенные для изучающих иностранный язык
или неадаптированные, как например статьи
иностранных журналов и газет, т.к. в настоящее
время все крупные издательства помимо печатной
версии имеют ещё и версию в интернете.
Использование неадаптированных статей
позволяет знакомить учащихся не только с
актуальными темами, но и увеличивать их
словарный запас выражениями и оборотами,
присущими современному языку. В настоящее время
очень трудно найти печатные издания современных
немецких авторов и классиков немецкой
литературы на языке оригинала, а Интернет
предоставляет и такую возможность. Например, на
сайте проекта Ильи Франка
http://www.franklang.ru/index.php?option=com_content&task=category§ionid=2&id=8&Itemid=8
представлена немецкая литература от
средневековья до произведений современных
авторов. Кроме этого можно использовать
различные сайты, как учителю для подготовки
заданий, так и учащимся для поиска необходимой и
актуальной информации. На многих грамматических
сайтах предлагаются упражнения для отработки
навыка чтения. Примерами таких сайтов могут быть
следующие:
http://www.ralf-kinas.de/
http://www.dlc.fi/~pohalone/kompass2/bayern.htm
http://www.mein-deutschbuch.de/lernen.php?menu_id=148
http://www.testdaf.de/teilnehmer/tn-vorbereitung_test.php?id=3
http://www.deutschesprache.ru/
и многие другие.
Кроме того учитель может сам, используя
программы для создания упражнений hot potatoes и Ubungsblatter
selbstgemacht (http://www.goethe.de/lhr/prj/usg/deindex.htm
), создать для учащихся необходимое упражнение.
Актуальным является также использование
компьютерных программ при отработке навыков
чтения. В настоящее время можно подобрать такие
программы, которые дают возможность отработки
данного навыка, как на уроке, так и дома. При
использовании программы основным положительным
моментом является то, что задание соответствует
по своей форме заданию экзамена, но при
выполнении данного задания учащийся сразу же
получает возможность увидеть свой результат.
Учителю подобные программы предоставляют
возможность отработать на уроке данный навык,
выставить за выполнение задания оценки и
разобрать ошибки, допущенные при выполнении
данного задания. Таким образом, выполнение
упражнений при помощи компьютерной программы не
только позволяет отработать необходимый навык,
но и благодаря экономии времени на проверку
учителем работ учащихся, сразу же обсудить
допущенные ошибки.
Работа над грамматикой
Грамматика при изучении любого языка вызывает
наибольшие проблемы при обучении. Это можно
объяснить тем, что каждый язык имеет свои
характерные грамматические особенности, которые
не совпадают с грамматическими особенностями
родного языка обучаемого. Таким образом, для
того, чтобы учащийся овладел грамматическими
навыками необходимо отрабатывать их на
различных упражнениях. Огромную роль здесь
играет использование наглядности и большого
количества разнообразных примеров. Всё это можно
найти в Интернете. В настоящее время существует
много сайтов, как немецких, так и сайтов
русскоязычных авторов, которые предназначены
именно для снятия грамматических трудностей у
изучающих немецкий язык при помощи
разнообразных упражнений.
Среди сайтов немецкоязычных авторов можно
выделить такие, как
http://www.ralf-kinas.de/
http://www.testedich.de/englisch-tests-quizzes.php?katb=0920
http://deutsch-uni.by.ru/data/verb_pas.shtml
http://donnerwetter.kielikeskus.helsinki.fi/DVG/Adj/Adj-Uebungen/IVz-de/Adj_de_inhalt.htm
http://www.deutsch-lernen.com/virtual/e_test_kurz.htm
http://www.goethe.de/cgi-bin/einstufungstest/einstufungstest.pl
http://www.grammatiktraining.de/uebungen.html
http://people.colgate.edu/dhoffmann/text/Grammatik200/
и т.д.
Данные сайты дают возможность как отработать
определённые грамматические правила, так и
поработать с упражнениями, позволяющими
обобщить ранее полученные знания. Упражнения
могут быть использованы как на уроке, так и дома.
При выполнении данных упражнений учащийся сразу
же получает информацию в виде баллов, и может
реально оценить свои знания по данной теме.
Учитель может использовать эти упражнения и для
оценивания работы ученика. Так как учащийся
может наглядно увидеть результат своей работы,
то данные упражнения подходят и для домашней
подготовки к различным грамматическим работам.
Если необходимо повторить ранее изученную
грамматическую тему или, например, правило, на
которое учащийся допускает наибольшее
количество ошибок, то для этой цели больше
подходят сайты русскоязычных авторов:
http://artefact.lib.ru/languages/ger_ebooks_arsen_morph_kap02.shtml
http://www.deutsch-uni.com.ru/grammatische_teste/begin_of_test.php
http://www.studygerman.ru/online/test.html
http://katrusja.narod.ru/deutsch.htm
На данных сайтах можно найти не только
упражнения, но и правила, таблицы, объяснения
грамматических особенностей немецкого языка.
Таким образом, учащиеся могут перед выполнением
упражнений предварительно прочитать правила и
разобрать их ещё раз, что позволяет выполнять
предложенные упражнения более успешно.
Основным преимуществом при работе с
компьютерными программами является то, что в
отличие от Интернета они всегда доступны. Т.е.
учитель может быть уверен, что при наличии
технической возможности урок пройдёт так, как
это было запланировано. Определённым
неудобством является то, что для работы в группе
необходимо иметь достаточно копий программы, так
как многие программы не работают без диска. В
остальном они предлагают практически те же
возможности тренировки, что и упражнения в
Интернете.
Говорение
Говорение является основным видом коммуникативной компетенции учащихся. Все остальные компетенции учащегося служат для того, чтобы обеспечить его навыками и возможностью общения на иностранном языке в различных жизненных ситуациях. Для успешности коммуникации необходимо
- понимать речь говорящего и уметь правильно реагировать на неё (аудирование);
- быстро ориентироваться в текстах разного уровня сложности и обладать достаточным словарным запасом для понимания речи (работа с текстом);
- грамматически правильно строить свои высказывания (грамматика), что способствует лучшему пониманию и, соответственно, успеху коммуникации.
Таким образом, можно с уверенностью сказать,
что современные информационные технологии
позволяют существенно развить
компетенции учащегося благодаря разнообразным
упражнениям. Кроме того неадаптированные
тексты, упражнения, аудиотексты, видеосюжеты
способствуют повышению заинтересованности
учащихся в изучении иностранного языка, что так
же является залогом успешности обучения и
выполнения заданий итоговой аттестации в форме
ЕГЭ.
Данный подход к подготовке учащихся считаю
целесообразным, поскольку он соответствует
утверждённой структуре ЕГЭ по иностранному
языку.