Речевая культура человека - зеркало его духовной культуры.
В. А. Сухомлинский
Пояснительная записка
Важнейшей задачей обучения русскому языку в современных условиях является не только обучение учащихся лингвистически грамотной устной и письменной речи, но и развитие у них высокой речевой культуры. В последние годы большинство учащихся, окончивших школу, обладают низким уровнем речевой культуры, хотя и умеют правильно говорить и писать в основном без ошибок.
Сложившаяся ситуация в современном образовании, а также недостаточная разработанность методического компонента в обучении речевой культуре явились причиной для составления данной программы.
Курс не только связан с языковой, речевой практикой, он имеет высокую общественную мотивацию, вызван жизненной необходимостью. В настоящее время многие слова, используемые носителями языка, находятся за пределами литературных норм. Часто можно слышать речь стилистически сниженную, где используются просторечные, вульгарные, жаргонные, бранные (нецензурные) слова и выражения. Остро встает вопрос об экологии языка, речи. Это свидетельствует об актуальности курса "Развитие речевой культуры"
Цель курса: совершенствовать лингвистические знания учащихся, развивать их коммуникативные способности через овладение речевой культурой как важнейшим, жизненно необходимым средством общения. Это обусловлено тем, что умелое использование средств языка в речи требует от человека не только хорошего владения основными речевыми умениями, но и наблюдения правил речевого поведения. Поэтому в данном курсе обращается особое внимание на развитие навыков использования в речи элементов русского речевого этикета, что способствует повышению как культуры речи учащихся, так и их общей культуры:
- содержание курса, цель и задачи его изучения;
- речеведческие понятия, их признаки (текст, стили речи, типы речи);
- содержание понятий "речь", "культура речи", "культура общения", "речевой этикет";
- специфические особенности устной и письменной речи, средства их выразительности;
- качества правильной и хорошей речи;
- нормы литературного языка.
Задачи курса:
- углубить и расширить знания учащихся о культуре речи и речевом этикете (культуре общения);
- дать знания о нормах современного русского литературного языка, о качествах правильной и хорошей (речевое мастерство) речи;
- формировать умения анализировать чужую и собственную речь с точки зрения норм литературного языка, строить в устной и письменной форме правильную, точную, выразительную, коммуникативно-целесообразную речь с учётом сферы общения;
- подготовить учащихся к успешному обучению в профильной школе, помочь сориентироваться в выборе профиля.
Содержание курса соответствует познавательным возможностям школьников, развивает их учебную мотивацию через опыт работы на уровне повышенных требований. Программа курса представляет собой расширенный, углубленный вариант изучения вопросов, связанных с культурой речи, и включает темы, не нашедшие отражения в действующих базовых программах, но необходимые для речевой подготовки учащихся.
В программе расширена понятийная основа обучения культуре речи, язык соотнесен с действительностью непосредственно (культура общения). С этой целью предлагается рассмотрение различных языковых средств с точки зрения их практического
использования в речи для нужд общения, ориентация учащихся на экологический подход к процессу засорения языковой среды внелитературной лексикой.
В библиотечном фонде имеются пособия, словари и справочники разных типов, которые могут обеспечить работу данного курса.
Планируемые результаты: курс будет способствовать системности знаний о культуре речи, воспитанию. Культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.
Учащиеся должны научиться:
- подводить под понятия предложенный текст;
- создавать тексты разных типов и стилей;
- править и редактировать текст;
- строить устные и письменные высказывания с учётом норм литературного языка, вариантов их употребления;
- производить стилистический разбор текста;
- соотносить речевую ситуацию с употреблением этикетных формул вежливости;
- употреблять словоформы разных частей речи в соответствии с этическими нормами;
- правильно интонировать коммуникативные единицы языка;
- пользоваться различными лингвистическими и толковыми словарями.
Виды практической деятельности учащихся:
- анализ текстов разных типов и стилей в свете речеведческих понятий о правильной и хорошей речи;
- совершенствование содержания и языкового оформления текстов через редактирование с целью соответствия языковых средств коммуникативной задаче речи;
- конструирование текстов с опорой на полученные речеведческие знания; выразительное чтение по тексту и наизусть прозаических и стихотворных произведений;
- работа с толковыми и лексикологическими словарями и справочниками с целью закрепления норм литературного языка;
- создание речевых ситуаций с целью употребления этикетных формул обращения, приветствия, прощания и т.д. (диалог, разговор по телефону и т.д.);
- стилистический анализ текстов
- выполнение лабораторных работ.
Виды самостоятельной работы учащихся:
- составление плана лекции учителя;
- составление тезисов и статьи учебного пособия (по заданию учителя);
- конспектирование материалов по предложенному учителем пособию;
- ответы на вопросы анкеты, подготовленные учителем;
- подготовка семинару на тему "Проявление стилевых особенностей в текстах разных типов";
- написание рефератов;
- публичное выступление с ними;
- рецензирование учащимся докладов, подготовленных товарищами;
- ответы на задания текста;
- составление собственных текстов;
- пересказ публицистических текстов культуроведческой направленности с целью проявления учащимся себя как личности, способной по-своему выразить мысли и чувства;
- поиск информации по теме, предложенной учителем в словарях и других источниках.
Программа элективного курса "Развитие речевой культуры" разработана для учащихся 8 класса общеобразовательного учебного заведения и ориентирована на то, чтобы помочь им в выборе профиля и подготовить к успешному обучению в профильной школе.
Курс рассчитан на 17 часов.
Учебно-тематический план
№ зан. | Тема | Кол. ч. | Понятийная основа | Форма занятий |
1. | Текст и его части. Синтаксические средства связи. Повторение и углубление изученного в младших классах. | 1 ч. | 1) отрабатываются понятия: предложение,
текст; 2) рассматриваются признаки текста. |
Лекция |
2. | Тема текста (широкая и узкая). |
1 ч. | 1) обработка понятий: тема текста,
широкая тема, узкая тема; 2) обрабатывается такой признак текста, как тематическое единство. |
Практикум |
3. | Основная мысль текста. | 1 ч. | 1) обрабатываются речеведческие понятия: текст, тема текста, основная мысль текста. | Беседа |
4. | Стили речи (разговорный, научный, художественный). | 1 ч. | 1) обрабатываются понятия: речевая
ситуация, стили речи, разговорный стиль, научный
стиль, художественный стиль речи; 2) особенности каждого стиля речи. |
Семинар |
5. | Основные признаки разговорного стиля речи. | 1 ч. | 1) обрабатываются понятия: стили речи,
разговорный стиль речи; 2) раскрываются признаки разговорного стиля речи. |
Текстуальный анализ языковых средств |
6. | Научный стиль речи и его языковые средства. | 1 ч. | 1) отрабатываются понятия: стили речи,
научный стиль речи; 2) рассматриваются языковые средства научного стиля речи. |
Текстуальный анализ языковых средств |
7. | Особенности художественного стиля речи. Изобразительно-выразительные средства художественного стиля. | 1 ч. | 1) обрабатываются понятия: стили речи,
художественный стиль речи; 2) рассматриваются особенности художественного стиля речи, его изобразительно-выразительные средства. |
Текстуальный анализ языковых средств |
8. | Виды речи (устная, письменная, монологическая, диалогическая речь) | 1 ч. | 1) отрабатываются речеведческие
понятия: речь, устная и письменная,
монологическая речь, диалогическая речь,
монолог, диалог; 2) рассматриваются особенности каждого вида речи. |
Творческая мастерская: редактирование тестов |
9. | Диалог, этикетные диалоги. | 1 ч. | 1) отрабатываются понятия: монолог,
диалог, этикет, этикетный диалог; 2) раскрывается структура диалога, рассматриваются особенности этикетных диалогов; 3) закладываются основы этикетной культуры. |
Беседа, учебный диалог |
10. | Типы речи (описание, повествование с элементами описания, рассуждение, рассуждение с элементами описания и повествования). | 1 ч. | 1) отрабатываются понятия: речевая
ситуация, стили речи, типы речи; 2) специфические черты каждого типа речи. |
Семинар |
11. | Повествование с элементами описания и его структура | 1 ч. | 1) отрабатываются понятия: типы речи,
повествование с элементами описания; 2) рассматриваются особенности повествования с элементами описания как типа речи. |
Творческая мастерская: редактирование текстов |
12. | Описание и его отличительные признаки. Виды описаний (научное, художественное). | 1 ч. | 1) отрабатываются понятия: стили речи,
типы речи, описание; 2) раскрываются характерные черты описания; 3) рассматриваются виды описаний (научное, художественное) |
Практикум, групповая работа |
13. | Структура описания, композиционные особенности научного и художественного описания. Сочинение - описание местности. | 1 ч. | 1) отрабатываются понятия: типы речи, описание, описание предмета, научное описание предмета, художественное описание предмета. | Сочинение - описание |
14. | Рассуждение в повествовании. Рассуждение и его структура. Доказательство в рассуждении. | 1 ч. | 1) отрабатываются понятия: основная
мысль текста, типы речи, рассуждение; 2) рассматриваются признаки рассуждения как типа речи; 3) раскрывается структура рассуждения (тезис - аргументы - вывод). |
Творческая мастерская: редактирование текстов |
15. | Подробное изложение повествовательного текста с элементами описания портрета. | 1 ч. | 1) отрабатываются понятия: тема текста,
основная мысль текста, стили речи, типы речи,
описание, описание портрета; 2) изучаются языковые средства, используемые при описании портрета. |
Подробное изложение |
16. | Понятие о рассказе. Невыдуманный рассказ о себе. Сочинение - рассказ о себе. | 1 ч. | 1) отработка понятий: типы речи, повествование, рассказ, невыдуманный рассказ (о себе) | Сочинение-рассказ |
17. | О речи и речевой культуре. | 1 ч. | 1) отработка понятий: культура, материальная культура, духовная культура, речевая культура, речь, общение, этикет, этикетные речевые формулы общения. | Доклады учащихся. |
Содержание программы
Тема 1. Текст и его части. Синтаксические средства связи.
Текст и его признаки. Абзац. Вопросный и назывной планы текста. Тезисный план. Средства и способы связи предложений и абзацев текста. Синтаксические средства связи. Синтаксический параллелизм в строении предложений. Композиция текста: зачин, средняя часть, концовка.
Тема 2. Тема текста(широкая и узкая). Микротема.
Тема 3. Основная мысль текста.
Тема 4. Стили речи (разговорный и книжные).
Зависимость речи от условий (сферы) общения. Характеристика стилей речи на всех уровнях языка. Проявление стилевых особенностей в текстах разных жанров (текст по выбору учителя).
Тема 5. Основные признаки разговорного стиля речи.
Цель высказывания. Сфера применения. Средства языка, характерные для стиля.
Тема 6. Научный стиль речи и его языковые средства.
Цель высказывания. Лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические средства.
Тема 7. Особенности художественного стиля речи. Изобразительно - выразительные средства художественного стиля.
Цель высказывания. Лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические средства.
Тема 8. Виды речи.
Устная, письменная, монологическая, диалогическая речь. Строение видов речи.
Тема 9. Диалог, этикетные диалоги.
Культура вербального поведения в речевом общении. Согласие и несогласие с мнением собеседника, выяснение мнения собеседника, выражение уверенности.
Тема 10. Типы речи.
Описание, повествование с элементами описания, рассуждение, рассуждение с элементами описания и повествования.
Строение текста. Способы связи предложений в тексте (параллельный и цепной). Нормативный повтор, повтор - недочет и способы его исправления в тексте.
Тема 11. Повествование с элементами описания и его структура.
Сочетание разных типов речи в одном тексте.
Тема 12. Описание и его отличительные признаки.
Виды описаний (научное, художественное).
Тема 13. Структура описания, композиционные особенности научного и художественного описания.
Сочинение - описание местности.
Тема 14. Рассуждение в повествовании.
Рассуждение и его структура. Доказательство в рассуждении.
Тема 15. Подробное изложение повествовательного текста с элементами описания портрета.
Тема 16. Понятие о рассказе. Невыдуманный рассказ о себе.
Сочинение - рассказ о себе.
Тема 17. О речи и речевой культуре.
Речевой этикет как одна из сторон общей речевой культуры. Способы обращения людей друг к другу в зависимости от степени знакомства. Употребление местоимений ТЫ и ВЫ. Обращения, заменяющие отчества людей. Речевой этикет в момент разговора. Формы речевого этикета при ведении дискуссии, диспута.
Рекомендуемая и используемая литература
- Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. - Казань, 1996
- Гольдин В. Е. Речь и этикет. - М., 1983.
- Клубков П. А. Говорите, пожалуйста, правильно. - СПб., 2000.
- Ладыженская Т. А. Сценарии компьютерных задач по речевому этикету // Русский язык в школе. - 1992 - №3 - 6; 1993 - №1 - 2.
- Петрянкина Е. И. Функционально - семантический аспект интонации. - М., 1988.
- Скворцов Л. И. Что угрожает литературному языку? // Русский язык в школе. - 1994, №5.
- Солганик Г. Л., Дроняева Т. С. Стилистика современного русского языка и культуры речи. - М., 2002.
- Формановская Н. И. Речевой этикет и культура общения. - М., 1989.
- Шустрова Л. В. Практическая стилистика русского языка. - М., 1994.