Самым распространенным способом применения компьютера на уроке является сопровождение учебного процесса красочной компьютерной презентацией, созданной в среде MS PowerPoint. Компьютерная презентация помогает организовать не только изучение новой темы, но и рационально организовать повторение и закрепить полученные знания. Для того чтобы мотивировать учащихся на решение задач различных типов, я придумала систему, которую назвала "Аукцион задач". Ее суть в следующем: поле с кнопками скрывает задачи, расположенные на различных слайдах презентации. Связь с ними организуется по кнопке-гиперссылке (указатель на место в документе).
В простейшем варианте организации работы учащиеся выбирают задачу, осуществляют переход на нужный слайд и выполняют предложенное на нем задание. Можно организовать групповую работу и провести соревнование по решению задач между командами учеников. Опыт показал, что при таком подходе к обучению, активность учащихся на уроке максимальная. Подробно данная технология описана на примере урока геометрии в 11 классе по теме "Тела вращения".
Тема: Тела вращения (геометрия, 11 класс).
Цель: проверить умение применять теоретические знания при решении задач.
План урока.
- Постановка цели урока.
- Аукцион задач.
- Математический диктант.
- Подведение итогов урока.
Дидактическое оснащение: презентация из слайдов, выполненная в программе Power Point (Приложение.ppt).
Содержание урока
1. Постановка цели урока.
У нас сегодня зачет по теме "Тела вращения". Его цель - проверить ваше умение применять полученные теоретические знания при решении задач. Каждый из вас сегодня не просто получит оценку, а должен будет ее заработать, как зарабатывают деньги. Поэтому условимся так: каждая из присутствующих здесь групп является строительной компанией (фирмой), которые борются за тендер на строительство архитектурного сооружения (я заказчик - плачу деньги). Ваши интеллектуальные возможности дают мне гарантию качественной работы, поэтому тендер получит тот, кто заработает наибольшее количество баллов. Каждый балл - это один жетон (один балл соответствует одному баллу школьной отметки). В качестве аванса я дам каждой фирме по 2 балла, так сказать, начальный интеллектуальный капитал.
Правила игры:
- Начальный капитал - 2 балла.
- Все фирмы последовательно участвуют в аукционе задач (каждая фирма будет иметь возможность три раза выбрать задачу).
- В случае правильного ответа стоимость задачи пополняет копилку фирмы.
- В случае неправильного ответа из копилки фирмы забирается 1 балл за задачу второго уровня, 2 балла за задачу третьего уровня; "взять" данную задачу разрешается любой конкурирующей фирме (поднимайте руку вовремя).
- На задачу первого уровня ответ предоставляется без подготовки; на решение задачи второго уровня отводится 1 мин.; на решение задачи третьего уровня отводится 2 мин.
- В случае если ни одна из фирм не справилась с задачей, она остается нерешенной и к ней можно вернуться после.
2. Аукцион задач.
Начнем интеллектуальный аукцион. Перед вами задачи стоимостью в 1, 2 и 3 балла.
Задания первого уровня нацелены на проверку теоретической подготовки по данной теме.
Задания второго уровня содержат задачи с готовым чертежом, в то время как задания третьего уровня содержат текстовые задачи.
Задания первого уровня: Какая фигура изображена на рисунке? Опишите все свойства этой фигуры. (Учащиеся каждой команды по очереди называют все свойства фигуры).
Задания второго уровня: Решите задачу, используя готовый чертеж (время для решения - 1 минута).
Задания третьего уровня: Решите задачу, предложенную на слайде (время для решения - 2 минуты).
- Сколько см2 жести израсходовано на изготовление консервной банки диаметром 10 см и высотой 5 см?
- Медный куб, ребро которого 2 см, переплавили в шар. Вычислите радиус шара.
- От взрыва авиационной бомбы образовалась воронка диаметром 6 м и глубиной 2 м. Каков объем выброшенной земли?
- Шар, радиус которого равен 10 см, пересечен плоскостью на расстоянии 6 см от центра. Найдите площадь сечения.
3. Математический диктант.
Математический диктант состоит из пяти вопросов. Каждый вопрос содержит высказывание, для которого необходимо определить его истинность (поставить в бланк ответов знак "+" или "-". Вопросы появляются на слайдах по одному одновременно для двух вариантов. Через 15 секунд слайд сменяется на другой (учитель информирует учащихся о смене слайдов).
Вариант 1 | Вариант 2 |
1) Цилиндр имеет одну плоскость симметрии. | 1) Всякое сечение шара плоскостью есть окружность. |
2) Плоскость, перпендикулярная к оси конуса, пересекает конус по кругу. | 2) Высота цилиндра равна расстоянию между плоскостями оснований. |
3) Ось усеченного конуса не содержит его образующую. | 3) Углы между образующими конуса и плоскостью основания равны. |
4) Если точки А и В лежат на сфере, то любая точка отрезка АВ принадлежит этой сфере. | 4) Осевое сечение конуса является равносторонним треугольником. |
5) Если радиус шара увеличить вдвое, то его объем увеличиться в четыре раза. | 5) Если радиус цилиндра увеличить вдвое, то его объем увеличиться в четыре раза. |
Ответы:
Вариант 1 Вариант 2 1) - 1) - 2) + 2) + 3) + 3) + 4) - 4) - 5) - 5) +
4. Подведение итогов урока.
Выставление отметок, проверка результатов математического диктанта.