Обобщающий урок с использованием информационных технологий

Разделы: Математика


Самым распространенным способом применения компьютера на уроке является сопровождение учебного процесса красочной компьютерной презентацией, созданной в среде MS PowerPoint. Компьютерная презентация помогает организовать не только изучение новой темы, но и рационально организовать повторение и закрепить полученные знания. Для того чтобы мотивировать учащихся на решение задач различных типов, я придумала систему, которую назвала "Аукцион задач". Ее суть в следующем: поле с кнопками скрывает задачи, расположенные на различных слайдах презентации. Связь с ними организуется по кнопке-гиперссылке (указатель на место в документе).

В простейшем варианте организации работы учащиеся выбирают задачу, осуществляют переход на нужный слайд и выполняют предложенное на нем задание. Можно организовать групповую работу и провести соревнование по решению задач между командами учеников. Опыт показал, что при таком подходе к обучению, активность учащихся на уроке максимальная. Подробно данная технология описана на примере урока геометрии в 11 классе по теме "Тела вращения".

Тема: Тела вращения (геометрия, 11 класс).

Цель: проверить умение применять теоретические знания при решении задач.

План урока.

  1. Постановка цели урока.
  2. Аукцион задач.
  3. Математический диктант.
  4. Подведение итогов урока.

Дидактическое оснащение: презентация из слайдов, выполненная в программе Power Point (Приложение.ppt).

Содержание урока

1. Постановка цели урока.

У нас сегодня зачет по теме "Тела вращения". Его цель - проверить ваше умение применять полученные теоретические знания при решении задач. Каждый из вас сегодня не просто получит оценку, а должен будет ее заработать, как зарабатывают деньги. Поэтому условимся так: каждая из присутствующих здесь групп является строительной компанией (фирмой), которые борются за тендер на строительство архитектурного сооружения (я заказчик - плачу деньги). Ваши интеллектуальные возможности дают мне гарантию качественной работы, поэтому тендер получит тот, кто заработает наибольшее количество баллов. Каждый балл - это один жетон (один балл соответствует одному баллу школьной отметки). В качестве аванса я дам каждой фирме по 2 балла, так сказать, начальный интеллектуальный капитал.

Правила игры:

- Начальный капитал - 2 балла.

- Все фирмы последовательно участвуют в аукционе задач (каждая фирма будет иметь возможность три раза выбрать задачу).

- В случае правильного ответа стоимость задачи пополняет копилку фирмы.

- В случае неправильного ответа из копилки фирмы забирается 1 балл за задачу второго уровня, 2 балла за задачу третьего уровня; "взять" данную задачу разрешается любой конкурирующей фирме (поднимайте руку вовремя).

- На задачу первого уровня ответ предоставляется без подготовки; на решение задачи второго уровня отводится 1 мин.; на решение задачи третьего уровня отводится 2 мин.

- В случае если ни одна из фирм не справилась с задачей, она остается нерешенной и к ней можно вернуться после.

2. Аукцион задач.

Презентация.

Начнем интеллектуальный аукцион. Перед вами задачи стоимостью в 1, 2 и 3 балла.

Задания первого уровня нацелены на проверку теоретической подготовки по данной теме.

Задания второго уровня содержат задачи с готовым чертежом, в то время как задания третьего уровня содержат текстовые задачи.

Задания первого уровня: Какая фигура изображена на рисунке? Опишите все свойства этой фигуры. (Учащиеся каждой команды по очереди называют все свойства фигуры).

Задания второго уровня: Решите задачу, используя готовый чертеж (время для решения - 1 минута).

Задания третьего уровня: Решите задачу, предложенную на слайде (время для решения - 2 минуты).

  1. Сколько см2 жести израсходовано на изготовление консервной банки диаметром 10 см и высотой 5 см?
  2. Медный куб, ребро которого 2 см, переплавили в шар. Вычислите радиус шара.
  3. От взрыва авиационной бомбы образовалась воронка диаметром 6 м и глубиной 2 м. Каков объем выброшенной земли?
  4. Шар, радиус которого равен 10 см, пересечен плоскостью на расстоянии 6 см от центра. Найдите площадь сечения.

3. Математический диктант.

Математический диктант состоит из пяти вопросов. Каждый вопрос содержит высказывание, для которого необходимо определить его истинность (поставить в бланк ответов знак "+" или "-". Вопросы появляются на слайдах по одному одновременно для двух вариантов. Через 15 секунд слайд сменяется на другой (учитель информирует учащихся о смене слайдов).

Вариант 1 Вариант 2
1) Цилиндр имеет одну плоскость симметрии. 1) Всякое сечение шара плоскостью есть окружность.
2) Плоскость, перпендикулярная к оси конуса, пересекает конус по кругу. 2) Высота цилиндра равна расстоянию между плоскостями оснований.
3) Ось усеченного конуса не содержит его образующую. 3) Углы между образующими конуса и плоскостью основания равны.
4) Если точки А и В лежат на сфере, то любая точка отрезка АВ принадлежит этой сфере. 4) Осевое сечение конуса является равносторонним треугольником.
5) Если радиус шара увеличить вдвое, то его объем увеличиться в четыре раза. 5) Если радиус цилиндра увеличить вдвое, то его объем увеличиться в четыре раза.

Ответы:

Вариант 1 Вариант 2
1) - 1) -
2) + 2) +
3) + 3) +
4) - 4) -
5) - 5) +

4. Подведение итогов урока.

Выставление отметок, проверка результатов математического диктанта.