Цели урока:
- сформировать понятие «природные зоны», причины их образования и закономерность их смены;
- познакомить с географическим положением, климатическими условиями, растительным и животным миром;
- развивать речь учащихся, познавательный интерес; воспитывать любовь к родной природе.
Оборудование: карты «Природные зоны мира», климатических поясов.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
– Сегодня мы совершим путешествие, во время которого мы узнаем много нового и интересного. Результатом путешествия будет заполнение таблицы, которая лежит перед вами на парте:
Природные зоны | Рельеф | Климат | Почва | Растительный мир | Животный мир |
Степь | |||||
Пустыня | |||||
Лес | |||||
Тундра | |||||
Ледяная пустыня |
III. Рефлексия
– Почему в нашей местности не растут бананы?
– Что такое климат?
– Сколько на Земле климатических поясов?
IV. Работа над новым материалом
– Составим цепочку связей между неживой и живой природой.
– Что же такое – природные зоны Земли?
Сформулируйте определение.
– Откройте учебник на странице 27, прочитайте.
Ваше определение такое же?
Природные зоны – территория Земли, с близкими климатическими условиями и почвами, где вырастают соответствующие им виды растений и поселяются соответствующие животные. Эти зоны во многом определяют и условия жизни Земли.
Работа по картам
– Как располагаются климатические
пояса на Земле?
– А как располагаются природные зоны?
– Сколько природных зон выделено?
Далее следуют презентации детей о
природных зонах. (Приложение 1,
Приложение 2, Приложение
3, Приложение 4, Приложение 5) Учитель делает
, если необходимо, дополнения.
Учащиеся заполняют таблицы по ходу ответов
учеников. проверка записей.
– Наше путешествие окончено. Сделайте вывод: почему природа Земли неодинакова?
V. Закрепление
Работа с учебником страница 30.
– Какие природные зоны располагаются в
климатических поясах?
– Какую особенность вы заметили?
– Что общего между лесной зоной экваториального
пояса и лесной зоной умеренного пояса?
– Что общего между пустынями в каждом поясе?
– Из перечисленных ниже слов назовите сначала
показатели климата, а затем показатели природной
зоны: ветер, растительность, количество тепла,
животные, почва, количество влаги.
Игра «Узнай меня»
Отгадайте животного и назовите, где он обитает.
Всю жизнь ношу я два горба,
Имею два желудка!
Но каждый горб – не горб амбар,
Еды в них – на семь суток! (Верблюд – степь)Хоть верь – хоть не верь:
Пробегал по лесу зверь.
Нес на лбу он неспроста
Два развесистых куста. (Северный олень – тундра)Через море – океан
Плывет чудо – великан,
Пряча ус во рту,
Растянулся на версту. (Кит – Крайний Север)Летом бродит без дороги
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза пряча нос. (Медведь – тайга)Хочет – прямо полетит,
Хочет – в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И в полях поет, поет. (Жаворонок – степь)На овчарку он похож,
Что ни зуб, то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть! (Волк – лесная зона)Злее прочих змей бываю,
Но при встрече в рост встаю,
Тут же шею раздуваю,
Знак «опасность» подаю. (Кобра – пустыня)Бегает среди камней,
Не угонишься за ней.
Ухватил за хвост, но – ах! –
Удрала, а хвост в руках. (Ящерица – степь)
В заключение учитель читает стихотворение Ф. Шефнера
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей,
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей,
Не жги ее напропалую
И не исчерпывай до дна!
И помни истину простую –
Нас много, а она – одна.
VI. Итог урока
– Были ли природные зоны на безжизненной Земле?
– Что запомнилось вам на уроке?
– А что еще вы хотели бы узнать?
– На следующих уроках мы продолжим более
детальное изучение природных зон.
Домашнее задание. Работа с таблицей.