Методическая разработка урока русского языка в 4-м классе. Тема урока "Имя существительное. Общие сведения об имени существительном"

Разделы: Начальная школа


Учебник: М.Л. Зеленина, Т.Е. Хохлова

Тип урока: урок-обобщение.

Цель урока: обобщить знания учащихся об имени существительном.

Задачи:

  • Образовательные: систематизировать знания учащихся о признаках имени существительного как части речи, способствовать развитию орфографической зоркости, устной и письменной речи учащихся.
  • Коррекционно-развивающие: способствовать развитию мыслительных процессов (анализ, сравнение, обобщение), психических процессов (память, внимание).
  • Воспитательные: прививать правила культуры поведения во время групповой работы, способствовать созданию доброжелательной атмосферы в классе.
  • Здоровьесберегающие: корректировать психофизическую деятельность (дозирование нагрузки, смена видов деятельности, проведение физ. пауз, доброжелательная атмосфера, создание ситуации успеха).

ХОД УРОКА

Учитель

Дети

1. Создание учебной ситуации
На карточке слова:
ДОБРОТА
ВЕТЕР
НОВЫЙ
УЧЕБНИК
ПЕШЕХОД
 
Найдите лишнее. Почему. НОВЫЙ, это прилагательное, остальные слова существительные.
Какие слова остались? Существительные
2. Целеполагание и планирование учебных действий
Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? Об имени  существительном.
Открыли тетради, записали число, классная работа, тема урока «Имя существительное»  
– Чем будем заниматься сегодня на уроке? Находить имена существительные, определять род, число, падеж.
– Сегодня на уроке мы повторим всё, что знаем об имени существительном, для того, чтобы на следующих уроках более глубоко изучать эту часть речи.  
3. Решение поставленной задачи
Работа по учебнику
Страница 66-67, упражнение 1
– Прочитайте диалог учителя и ученика.

 

 

 

Вы заулыбались. Какую ошибку допустил в своих рассуждениях Митрофанушка.

Текст упражнения

Учитель. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан. Дверь, котора дверь?
Учитель. Вот эта.
Митрофан. Эта? Прилагательна.
Учитель. Почему же?
Митрован.  Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит ещё не навешена: так та пока мест существительна.

(по Д.Фонвизину)

Не умеет находить часть речи.

– Объясните ему, как определить является ли слово существительным. Надо знать правило.
– Отгадайте загадку. Отгадка – тоже имя существительное.
УСТРОИТЬ  – У – Ь + ЕЛЬ
 

СТРОИТЕЛЬ

– Какой части речи это слово? Имя существительное.
– Докажите. Отвечает на вопрос КТО.
– Кто такой строитель? Человек, который строит.
– Мы сегодня с вами будем немножко строителями. По ходу работы на уроке будем строить дом, фундамент которого мы уже заложили. Это – имя существительное. На доске схема:

Имя существительное

– Что такое имя существительное? Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы КТО или ЧТО.
4. Обобщение знаний об имени существительном
– Почему два вопроса? Существительные бывают одушевленные и неодушевленные  (дорабатывается схема):

Одушевленное

Неодушевленноу

Имя существительное

– На доске даны слова. Разделите их на группы по этому признаку. Запишите.

рыжик
дерево
птица
Рыжик
огород
балерина
гнездо
Иван

Кто?                      Что?

птица                     рыжик
Рыжик                    дерево
балерина                огород
Иван                       гнездо

– На какие ещё группы можно разделить эти слова? По родам, собственные и нарицательные.
– Определим род этих существительных. Запишем.  
– Какие существительные относятся к собственным, а какие к нарицательным? К собственным относятся имена, отчества, фамилии  людей, клички животных, названия городов, рек, деревень.
– Я  продолжаю строить дом. (на доске схема – опора). (дорабатывается схема – опора)
Женский род Мужской род Средний род
Собственное Нарицательное
Одушевленное Неодушевленное
Имя существительное
5. Разминка с мячиком. Словарная работа

(учитель бросает учащимся маленький мяч, один учащийся называет словарное слово, другой – проговаривает его)

– Посмотрите внимательно на слова. Какое словарное слово вам встретилось. Огород.
– Вспомните слова на тему «огород». Каждое слово проговаривайте орфографически правильно. Картофель, капуста, морковь, огурец, помидор, малина, яблоко, горох, земляника.
– К какой части речи относятся эти слова? Имена существительные.
– Составьте предложение с однородными членами, используя эти слова. Запишите. У бабушки в огороде растут картофель, капуста, морковь, огурцы и помидоры.
– Разберите предложение по членам.  
– Это простое предложение или сложное. Почему? Предложение простое, т.к. в нём одна основа.
– В каком падеже стоит подлежащее? В именительном.
(дорабатывается схема)
– Посмотрите, как вырос наш дом.

Падеж

Женский род

Мужской род

Средний род

Собственные

Нарицательные

Одушевлённые

Неодушевлённые

Имя существительное

6. Поединок знатоков. Групповая работа
– В конвертах карточки со словами. Определите, по какому признаку они сгруппированы?

лесорубы            ночь
деревья               мороз
дома                    водопад

По числу.
В первом столбике существительные множественного числа, во втором – единственного
– Прочитайте слова в единственном числе, поставьте их во множественное. По одному человеку от группы.
– Прочитайте слова во множественном числе, поставьте их в единственное.  
7. Орфографическая работа
– Эти же слова вы найдете у себя на карточках.  
– Каждый прочитает по слову, назовёт орфограмму, докажет её написание. (слова даны с выделенными орфограммами)

лесорубы                          ночь
деревья                             мороз
дома                                  сосновый
возвращались                   стоял
(на)деревьях                     лежал

 
– Назовите существительные, которые вам встретились. Лесорубы, деревья, дома, ночь, мороз.
Физпауза

Встаньте. Расслабьтесь. Закройте глаза и сосчитайте до 5. Откройте глаза. Что изменилось. (Появилась табличка со словом «Внимание».) Учащиеся проводят физпаузу на внимание.

8. Самостоятельная работа. Учебник стр. 69, упр. 8
– Найдите упражнение 8, прочитайте задание, письменно выполнять будем только 1 абзац. Текст упражнения.

Однажды лес_рубы возвращ_лись д_мой. Они пробирались через с_сновый бор. Была зимняя но__. Ст_ял лютый моро_. (На)дере__ях л_жал снежный покров.
Лес_рубы (вы)шли к горному вод_паду. Вод_пад неподвижно (за)стыл (в)воздухе. Гла_кий сколь_кий лё_ л_жал (под)ногами. В звёз_ном небе сияла луна.

– Что вам нужно сделать в упражнении? Списать, вставить в словах пропущенные буквы.
– Что заметили? Слова с пропущенными буквами мы уже разобрали.
– Я предлагаю перевернуть карточки и проверить  насколько  вы внимательны.  
– Поднимите руку, кто сможет сделать без подсказки.
Кто не уверен – можете оставить карточки.
 
9. Проверка выполненной работы
– Переверните карточки, проверьте свою работу.  
– Встаньте тот, кто не допустил в этих словах ошибки.  
10. Итоговая рефлексия
– Какую цель ставили на уроке? Повторить все об имени существительном.
– Попробуйте по нашей схеме рассказать об имени существительном.
(Выставление оценок).
 
– У каждого на столах кружочки, давайте нарисуем на них своё настроение.
Если вам было легко на уроке, рисуйте весёлое настроение, вы всё поняли и рады этому.

Я на уроке работал, но остался равнодушным.

 Я на уроке испытывал трудности и остался недовольный собой.

– А теперь заселимся в дом. Определите для себя. На каком этаже вы поселитесь. Дети выходят к доске, прикрепляют кружочки на «дом» (схему – опору).
11. Домашнее задание
– Страница 69, упражнение 8, 2 абзац.