Летоисчисление, урок-диалог, 6-й класс

Разделы: Математика, История и обществознание

Класс: 6


Тип урока: урок повторения и закрепления знаний.

Форма: урок-диалог.

Цель: продолжить формирование  представления о   хронологических датах как части исторических знаний и   умений счета лет в истории; повторить основные понятия и правила по теме «Положительные и отрицательные числа» и   закрепить умения в их применении.

Задачи:

  • С помощью упражнений, познавательных заданий и задач  различного типа повторить и закрепить знания, умения и навыки учащихся по хронологии; повторить понятие «координатная    прямая», «координата точки», правила, закрепить умение    выполнять сложение и вычитание  чисел и изображать точки на  координатной прямой;
  • Показать связь истории с математикой, стимулировать  познавательную активность детей через разнообразные  виды заданий и разные виды  деятельности; развивать умения применять математические знания  при решении нестандартных задач на  историческом материале; переводить историческую  модель задачи на математическую и наоборот; развивать речь, мышление, память учащихся; расширять их кругозор по  изучаемой теме, знакомя с  интересными фактами из истории летоисчисления.
  • Воспитывать у школьников чувства ответственности, взаимовыручки, взаимопомощи, дружбы, сопереживания за успех   работы группы; учить  выстраивать деловые отношения с одноклассниками, полезно  и бережно использовать каждую минуту своего и чужого времени.

Оборудование:

1. Опорные конспекты «Календари мира», «Возникновение Юлианского календаря».
2.  Карточки с заданиями.
3.  Листы ватмана для каждой группы.
4.  Карточки с датами. (Приложение 3).
5.  Лента времени. (Приложение 2).
6.  Карточки с пословицами. (Приложение 4).
7.  Тема и эпиграф урока, написанная на ватмане.
8.  Сигнальные карты.
9.  Таблица по математике.
10.  Карточки с номерами групп.

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово историка

С детских лет мы привыкли узнавать точное время. Чтобы это сделать, вы задаете вопрос: «Который час?» Неумение рассчитывать время приводит к неприятностям: можно опоздать в школу, к поезду, на встречу с друзьями, прослыть неаккуратным человеком. Потребность измерять время возникла много тысяч лет назад. Люди стали задумываться о том, что такое время, когда это было – вчера, как это есть – сегодня, что это будет – завтра. У многих народов возникали календари, велось свое летоисчисление. – 1 мин.

II. Выступление ученицы о летоисчислении по опоре «Календари мира» – 3 минуты (Приложение 1Приложение 2, Приложение 5.)

III. Историк: давайте повторим отрезки времени, которые используются в исторической науке.
(учащиеся отвечают, учитель записывает на доске) – 3 минуты.

  • год
  • десятилетие
  • четверть века
  • половина века
  • век
  • тысячелетие
  • эпоха
  • эра

Историк: на сегодняшнем уроке мы должны с вами повторить и закрепить знания, умения и навыки по хронологии.

IV. Математик: о целях урока, повторение правил, устный счет – 6 мин.

1. Повторение правил.

– Что такое координатная прямая?
– Что называют координатой точки на прямой?
– Какие числа называются противоположными?
– Что называют модулем числа?
– Сформулируйте правило сложения отрицательных чисел.
– Сформулируйте правило сложения чисел с разными знаками.

2. Устный счет.

– 5008 – 500 = … (– 5508) – сотворение мира;
– 156 + (– 620) = … (– 776) – первые Олимпийские игры;
247 – 1000 = … (– 753) ? основание Рима;
– 152 + 774 = …(622) – Хиджра;
– 60 + 60 = … (0) …

V. Историк: Решение задачи с «0» – 2 минуты.

– Хорошо. Решите тогда такую задачу: «В одной римской семье в 60 году до. н. э. родился мальчик. Так  случилось, что прожить ему довелось ровно 60 лет. В каком году он умер? Можно ли отметить на ленте времени 0 год?»

VI. Математик: решение стандартных хронологических задач в группах – 7 мин.

Задание: по условию задачи составить схему, решить задачу двумя способами, защитить свое решение.

Задача 1.

Какой год был раньше и на сколько раньше – 65 г. до н. э. или 40 г. до н. э.?

Решение:

1 способ. 65 г. был раньше.
65 – 40 = 25.
2 способ.  – 40 – (– 65) = 25.

Задача 2.

Событие произошло в 124 г. до н..э.. Сколько лет назад это было?
Отметьте его на «линии времени».
Решение: 1 способ.  2006 + 124 = 2130.
2 способ.  2006 ? (? 124) 2130.

Задача 3.

Если захоронение было сделано в 80г. до н. э. и в прошлом году его обнаружили, то сколько лет оно пролежало в земле? Какое из захоронений сделано раньше: первое или второе,  про которое известно, что оно пролежало в земле 2246 лет?
Решение: 2005 + 80 = 2085 лет пролежало в земле.
2246 – 2005 = 241, второе захоронение сделано раньше.

VII. Историк: работа с лентой времени – 4 минуты.
– Посмотрите на эту ленту времени. Что в ней особенного? (Сотворение мира, основания Рима, Хиджра, первые Олимпийские игры) Обозначьте даты этих событий. С историей каких стран они связаны? Какой вывод можно сделать на основе данной ленты времени?

Физминутка – 4 минуты.

VIII. Математик: решение нестандартных хронологических задач – 5 минут.
Задание: каждому учащемуся определить год своего рождения в соответствии с хронологической датой.
1 группа – от основания Рима (753г. до н. э.);
2 группа – согласно мусульманскому исчислению (Хиджра – 622г. н. э.);
3 группа – от первых Олимпийских игр (776г. до н. э.).

IX. Математик: решение задачи на выявление закономерности – 3-4 мин.

186 ---862 --- 192.
288 --- 882 --- 292.
398 --- (980) --- 390.
498 --- (988) --- 498.

X. Историк:  С  какими событиями отечественной истории связаны эти даты? (Приложение 3)
(Призвание Рюрика на княжение в Новгороде, Объединение Руси под властью князя Олега, Начало правления Владимира 1 «Красное Солнышко»,  Крещение Руси Владимиром 1.)

XI. Историк: Объявляется конкурс знатоков пословиц, в которых используются названия единиц времени – 3 минуты.

XII. Подведение итогов урока

Литература:

1. Бахтина О.И. Задания для самостоятельной работы по истории древнего мира: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1988г.
2. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свеницкая И.С.  История Древнего мира: Учеб. для 5 кл.общеобразоват. учреждений. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 1999.
3. Виленкин Н.Я. Математика. 6класс. Москва, «Мнемозина», 2004г.