Тип урока: урок повторения и закрепления знаний.
Форма: урок-диалог.
Цель: продолжить формирование представления о хронологических датах как части исторических знаний и умений счета лет в истории; повторить основные понятия и правила по теме «Положительные и отрицательные числа» и закрепить умения в их применении.
Задачи:
- С помощью упражнений, познавательных заданий и задач различного типа повторить и закрепить знания, умения и навыки учащихся по хронологии; повторить понятие «координатная прямая», «координата точки», правила, закрепить умение выполнять сложение и вычитание чисел и изображать точки на координатной прямой;
- Показать связь истории с математикой, стимулировать познавательную активность детей через разнообразные виды заданий и разные виды деятельности; развивать умения применять математические знания при решении нестандартных задач на историческом материале; переводить историческую модель задачи на математическую и наоборот; развивать речь, мышление, память учащихся; расширять их кругозор по изучаемой теме, знакомя с интересными фактами из истории летоисчисления.
- Воспитывать у школьников чувства ответственности, взаимовыручки, взаимопомощи, дружбы, сопереживания за успех работы группы; учить выстраивать деловые отношения с одноклассниками, полезно и бережно использовать каждую минуту своего и чужого времени.
Оборудование:
1. Опорные конспекты «Календари мира»,
«Возникновение Юлианского календаря».
2. Карточки с заданиями.
3. Листы ватмана для каждой группы.
4. Карточки с датами. (Приложение
3).
5. Лента времени. (Приложение
2).
6. Карточки с пословицами. (Приложение
4).
7. Тема и эпиграф урока, написанная на ватмане.
8. Сигнальные карты.
9. Таблица по математике.
10. Карточки с номерами групп.
ХОД УРОКА
I. Вступительное слово историка
С детских лет мы привыкли узнавать точное время. Чтобы это сделать, вы задаете вопрос: «Который час?» Неумение рассчитывать время приводит к неприятностям: можно опоздать в школу, к поезду, на встречу с друзьями, прослыть неаккуратным человеком. Потребность измерять время возникла много тысяч лет назад. Люди стали задумываться о том, что такое время, когда это было – вчера, как это есть – сегодня, что это будет – завтра. У многих народов возникали календари, велось свое летоисчисление. – 1 мин.
II. Выступление ученицы о летоисчислении по опоре «Календари мира» – 3 минуты (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 5.)
III. Историк: давайте повторим отрезки
времени, которые используются в исторической
науке.
(учащиеся отвечают, учитель записывает на доске)
– 3 минуты.
|
|
|
|
Историк: на сегодняшнем уроке мы должны с вами повторить и закрепить знания, умения и навыки по хронологии.
IV. Математик: о целях урока, повторение правил, устный счет – 6 мин.
1. Повторение правил.
– Что такое координатная прямая?
– Что называют координатой точки на прямой?
– Какие числа называются противоположными?
– Что называют модулем числа?
– Сформулируйте правило сложения отрицательных
чисел.
– Сформулируйте правило сложения чисел с
разными знаками.
2. Устный счет.
– 5008 – 500 = … (– 5508) – сотворение мира;
– 156 + (– 620) = … (– 776) – первые Олимпийские игры;
247 – 1000 = … (– 753) ? основание Рима;
– 152 + 774 = …(622) – Хиджра;
– 60 + 60 = … (0) …
V. Историк: Решение задачи с «0» – 2 минуты.
– Хорошо. Решите тогда такую задачу: «В одной римской семье в 60 году до. н. э. родился мальчик. Так случилось, что прожить ему довелось ровно 60 лет. В каком году он умер? Можно ли отметить на ленте времени 0 год?»
VI. Математик: решение стандартных хронологических задач в группах – 7 мин.
Задание: по условию задачи составить схему, решить задачу двумя способами, защитить свое решение.
Задача 1.
Какой год был раньше и на сколько раньше – 65 г. до н. э. или 40 г. до н. э.?
Решение:
1 способ. 65 г. был раньше.
65 – 40 = 25.
2 способ. – 40 – (– 65) = 25.
Задача 2.
Событие произошло в 124 г. до н..э.. Сколько лет
назад это было?
Отметьте его на «линии времени».
Решение: 1 способ. 2006 + 124 = 2130.
2 способ. 2006 ? (? 124) 2130.
Задача 3.
Если захоронение было сделано в 80г. до н. э. и в
прошлом году его обнаружили, то сколько лет оно
пролежало в земле? Какое из захоронений сделано
раньше: первое или второе, про которое
известно, что оно пролежало в земле 2246 лет?
Решение: 2005 + 80 = 2085 лет пролежало в земле.
2246 – 2005 = 241, второе захоронение сделано раньше.
VII. Историк: работа с лентой времени – 4
минуты.
– Посмотрите на эту ленту времени. Что в ней
особенного? (Сотворение мира, основания Рима,
Хиджра, первые Олимпийские игры) Обозначьте
даты этих событий. С историей каких стран они
связаны? Какой вывод можно сделать на основе
данной ленты времени?
Физминутка – 4 минуты.
VIII. Математик: решение нестандартных
хронологических задач – 5 минут.
Задание: каждому учащемуся определить год своего
рождения в соответствии с хронологической датой.
1 группа – от основания Рима (753г. до н. э.);
2 группа – согласно мусульманскому исчислению
(Хиджра – 622г. н. э.);
3 группа – от первых Олимпийских игр (776г. до н. э.).
IX. Математик: решение задачи на выявление закономерности – 3-4 мин.
186 ---862 --- 192. 288 --- 882 --- 292. |
398 --- (980) --- 390. 498 --- (988) --- 498. |
X. Историк: С какими событиями
отечественной истории связаны эти даты? (Приложение 3)
(Призвание Рюрика на княжение в Новгороде,
Объединение Руси под властью князя Олега, Начало
правления Владимира 1 «Красное Солнышко»,
Крещение Руси Владимиром 1.)
XI. Историк: Объявляется конкурс знатоков пословиц, в которых используются названия единиц времени – 3 минуты.
XII. Подведение итогов урока
Литература:
1. Бахтина О.И. Задания для самостоятельной
работы по истории древнего мира: Пособие для
учителя. – М.: Просвещение, 1988г.
2. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свеницкая И.С.
История Древнего мира: Учеб. для 5
кл.общеобразоват. учреждений. – 5-е изд. – М.:
Просвещение, 1999.
3. Виленкин Н.Я. Математика. 6класс. Москва,
«Мнемозина», 2004г.