Проблемное обучение как средство развития творческих способностей младших школьников

Разделы: Начальная школа


Приложение, слайд 1

В настоящее время абсолютной ценностью личностно-нацеленного образования является ребенок. И в качестве глобальной цели разглядывают человека культуры: личность свободную, гуманную, духовную, творческую.
В настоящее время существует острая социальная потребность в творчестве и творческих индивидуумах. Развитие у школьников творческого мышления одна из важнейших задач в сегодняшней школе. Рвение воплотить себя, проявить свои способности – это то, направляющее начало, которое проявляется во всех формах человеческой жизни – рвение к развитию, расширению, совершенствованию, зрелости.

Приложение, слайд 2

Чтоб у младшего школьника развивалось творческое мышление, нужно, чтоб он ощутил удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании, удовлетворил с аппетитом возникшие потребности в записях. Лишь через преодоление проблем, решение заморочек, ребенок может войти в мир творчества.
Большинство ученых признают, что развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения.
Но почему же конкретно на проблемное обучение возложена роль в достижении цели: развитие творческого мышления?
Ключевым понятием проблемного обучения является проблемная ситуация. Перед учащимися ставится проблема и они при непосредственном участии учителя ищут пути и способы ее решения. Наивысшая степень творческой активности учащихся в проблемном обучении проявляется при организации проектно-исследовательской деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность понимается как специально организованная познавательная творческая деятельность учащихся, в процессе реализации которой ими осуществляется с различной степенью самостоятельности активный поиск и открытие знаний с использованием доступных методов исследования.
Доступна ли такая деятельность в обучении младших школьников? Все исследователи единодушны в том, что она не только доступна, но и обязательна именно в начальной школе, так как по своей природе младший школьник активен, пытлив, он “набрасывается” на все новое, он стремится все исследовать и понять.

Приложение, слайд 3

В нашей школе на начальной ступени обучения реализуются предметные линии «Школа России» и «Планета знаний".

Приложение, слайд 4

В комплекте учебников «Планета знаний» проектная деятельность выступает как основная форма организации внеурочной деятельности школьников. В учебниках разных предметов представлены творческие, информационные и практико-ориентированные проекты.

Приложение, слайды 5, 6

Включать школьников в эту деятельность следует постепенно, начиная с 1 класса. Вначале – доступные творческие задания, а уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты, которые нацелены на решение проблем.

Приложение, слайд 7

Например: «Всегда ли полезно полезное ископаемое нефть», «Как тебе живется планета Земля?», «Нужно ли современному человеку знать старинные меры?», «Нужно ли младшему школьнику знать экономику?» и другие. Постепенно проектная деятельность увлекает учащихся, их интересует не только сам процесс выполнения проекта: ребята активно участвуют в обсуждении и выборе тем, в постановке целей и задач, распределяют роли и обязанности в групповых проектах, составляют план работы. К концу первого года обучения дети получают определенные навыки проектной деятельности и соответственно, увеличивается количество ребят готовых защищать свои работы.
По мере освоения работы над проектами использование метода проекта стало возможным в процессе урока.
Несколько подробнее остановлюсь на проектах, выполняемых учащимися на уроках литературного чтения.

Приложение, слайд 8

Определенное место в курсе литературного чтения занимают творческие задания, требующие письменного самовыражения учащихся. Например: во 2 классе, изучая отрывки из сказочной повести С.Хоппа «Волшебный мелок», учащимся предлагается выполнить следующие задания:

  1. Как ты думаешь, что еще могло произойти с мальчиками в саду? Напиши о самом коротком приключении.
  2. Попробуй спеть стихи про чудесный сад.
  3. Нарисуй человечка Софуса. Не забудь, что Юн плохо рисовал, а у Софуса были тонкие ноги.

Дети выбирают задания по душе, что кому больше нравится, (Приложение, слайд 9) кто-то сочиняет, кто-то поет, (Приложение, слайд 10) а кто-то соответственно рисует. Эти задания развивают творческие способности ребенка, его коммуникативные качества. Такими могут быть краткосрочные проекты, которые дети выполняют за 1, 2 дня. В данном случае дети не прибегают к помощи взрослых, а выполняют их с интересом самостоятельно.

Если говорить о долгосрочных проектах, в которых присутствует теоретическая и практическая части, то естественно здесь требуется помощь взрослых – учителя и родителей. Совместно составляется дневник проекта, определяются цели каждого этапа, его временные рамки. Темы выбираются самими учениками или совместно с родителями.

Приложение, слайд 11

В прошлом учебном году мои учащиеся побывали на Всероссийском конкурсе «Первые шаги в науке». Представляли проекты по темам: «Русские народные сказки в отечественном кинематографе», «Создание мультипликационного фильма». Учащиеся стали призерами данного конкурса и отмечены дипломами.

Приложение, слайды 12, 13, 14

В проекте «Русские народные сказки в отечественном кинематографе» освещаются проблемы и находятся причины исчезновения русских народных сказок в кино, высказаны пожелания детей к режиссерам.

Приложение, слайд 15

Следующий проект говорит сам за себя. Ребенок сам с помощью компьютерной программы создал мультфильм, попробовав себя в роли сценариста, режиссера, звукооператора. На создание этого проекта затрачено в общей сложности 3 месяца. Трудоемкая, кропотливая работа привела к желаемому результату. Хотелось бы отметить, что сценарий и весь мультфильм созданы самой девочкой. Мама помогала находить теоретический материал в интернете и сделать презентацию.

Творческий характер проектной деятельности учащихся определяет гуманизацию учебного процесса через усиление творческих, нравственных, социальных основ, что способствует развитию личности младшего школьника. Работа над проблемой развития творческих способностей учащихся младшего школьного возраста в рамках образовательного процесса проводится на протяжении ряда лет.

Как показывает практика работы, многие дети «загораются» поиском, творчеством и не ограничиваются работой в рамках класса, школы. Они являются участниками и лауреатами городских, региональных, федеральных конкурсов ученических проектов.

Педагогической наукой и практикой установлено, что если к творческой деятельности не начать приучать с достаточно раннего возраста, то ребенку будет нанесен ущерб, трудно восполнимый в последующие годы. Поэтому творчеству надо учить с самого раннего возраста, и этому можно научиться, обучая детей через создание различных проблемных ситуаций.

Приложение, слайд 16