Цели:
- Закрепить знания о задаче, формировать умение самостоятельно обосновывать её решение на основе взаимосвязи «часть + целое»; закрепить навыки счёта в пределах 9 .
- Развивать аналитические и математические способности, мыслительные операции, внимание, речь.
- Воспитывать самостоятельность, дисциплинированность, умение работать в коллективе.
Оборудование: мел, доска, карточки с цифрами.
ХОД УРОКА
1. Организационное начало
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
2. Актуализация опорных знаний
Математический диктант
– Запишите предыдущее число 6.
– Запишите последующее число 7.
– Первое слагаемое 4, второе слагаемое 2. Чему
равна сумма?
– Уменьшаемое 9, вычитаемое 7. Чему равна
разность?
– На сколько5 больше 4?
– Я задумала число, вычла из него 3 и получила 4.
Какое число я загадала?
– Сколько нужно прибавить к 6, чтобы получить 9?
– Сколько нужно вычесть из 8, чтобы получить 8?
– Первое слагаемое 2, второе 7. Найдите сумму?
– Расставьте ответы в порядке убывания. (9, 8, 7, 6,
5, 4, 3, 2, 1)
– Назовите пары чисел, сумма которых равна 7. (1
и 6, 2 и 5, 3 и 4)
– Назовите пары чисел, разность которых равна 3. (9
и 6, 8 и 5, 6 и 3, 7 и 4, 5 и 2, 4 и 1)
3. Постановка проблемы. Открытие нового
Задача в два действия
С. 50 № 1.
– Прочитайте задачу.
– Какой вопрос поставим?
– Расскажите ещё раз задачу по схеме.
– Что нужно найти: часть или целое?
– Каким действием будем находить?
– Есть что-нибудь необычное, на что вы обратили
внимание? (Отрезок состоит из трёх частей,
поэтому при нахождении целого в выражении
записываем три слагаемых)
– Прочитайте выражение, которое у вас
получилось. (2 + 3 + 4)
– Самостоятельно запишите решение задачи.
– Какой ответ записали?
С. 50 № 2.
(Анализ задачи проводится аналогично предыдущей)
Получаем выражение 7 – 2 – 3.
Самостоятельно записываем решение и ответ
задачи.
4. Физминутка «Мы топаем»
5. Первичное закрепление и повторение пройденного
Решение задачи в два действия, составление взаимно обратной
С. 50 № 3.
– Составьте задачу по первой схеме.
– Повторите ещё раз вопрос. Что нужно найти?
– В тетради запишите решение и ответ.
– Рассмотрите вторую схему. Подумайте, сколько
вариантов взаимно обратных задач можете
предложить? (3 варианта).
– Докажите своё мнение: самостоятельно в тетради
составьте схему взаимно обратной задачи и решите
её.
(При проверке к доске приглашаются учащиеся с разными вариантами, которые после оформления разбираются.)
Составление задач по рисункам, сопоставление рисунка с выражением
С. 50 № 4
1). 5 + 4. «Гуляли 5 щенков и 4 котёнка.
Сколько всего животных гуляли?»
2). 3 + 6. «На ветке сидели 3 воробья и 6 синиц. Сколько
всего птиц сидело на ветке?»
3). 9 – 5. «Во дворе было 9 щенков. 5 из них рыжие,
остальные чёрные. Сколько чёрных щенков было во
дворе?»
Сравнение чисел путём составления пар
С. 51 № 5.
– Попробуйте объяснить, что поможет правильно ответить на вопросы учебника?
(Дети в ходе работы приходят к выводу: фигуры, оставшиеся без пары, указывают , на сколько больше или меньше предметов одной совокупности, чем другой. Лишние фигуры для наглядности раскрашивают красным цветом.)
6. Физминутка «Солдатик»
Взаимосвязь между частью и целым
С.51 № 6.
– Вставьте пропущенные числа. Обоснуйте свой ответ.
Пространственные отношения
С.51 № 7.
Работа парами.
Графический рисунок
С.51 учебника.
7. Итог
– Что нового узнали?
– Что показалось наиболее интересным?
– Какое задание понравилось больше всего?
– Какое задание было самым трудным?