Цели:
- фронтальное повторение учебного материала по математики;
- развитие познавательного интереса;
- развивать сообразительность, интуицию, любознательность;
- развитие логики мышления;
- воспитывать познавательные интересы;
- укреплять память учащихся;
- азвивать стремление к преодолению трудностей;
- развитие культуры общения и культуры ответа на вопрос.
Оформление зала: математические газеты; плакаты с высказываниями: «Книга книгой, а мозгами двигай» (В.Маяковский), «Математика – царица наук» (К. Гаусс), «Математика сделает твой ум острее и способнее, даже к медицине» (Гиппократ).
Предварительная подготовка: создание жюри (учащиеся 11 класса) и обеспечение его необходимыми материалами; помощь учащимся (6-7 классов) в организации команд и выборе капитанов, наглядном оформлении и подготовке домашнего задания; подбор материала для конкурсов. Начинать подготовку к такому вечеру за один месяц до даты проведения. Активу каждого класса дается задание: создать команду из нескольких человек и выбрать капитана. Когда команды созданы, начинается самая трудная работа. Каждая команда должна:
- сочинить приветствие, название своей команде, сделать эмблему и костюмы;
- подготовить домашнее задание.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Разминка для команды
А. За 1 минуту ответить на большее количество вопросов:
- На двух руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50 пальцев)
- Что идет, не двигаясь с места? (Время)
- Чем кончается день и ночь? (Мягким знаком)
- Сколько десятков получится, если 2 десятка умножить на 3 десятка? (60 десятков)
- В семье у каждого из шести братьев есть по сестре. Сколько детей в этой семье? (7)
- Масса кирпича 1кг. и еще полкирпича. Найдите массу кирпича. (2 кг.)
- Число разрядов в классе? (3)
- Формула площади прямоугольника со сторонами а и b. (S = a * b)
- Единица измерения скорости на море? (Узел)
- Можно ли при умножении получить ноль? (Да)
- Объем 1кг. воды? (1 л.)
- Чему равно произведение 13*25*0*0,1? (0)
- Что легче: 1кг. ваты или 1кг. железа? (Одинаково)
- Бежала тройка лошадей. Каждая лошадь пробежала 5км. Сколько км. Проехал ямщик? (5 км.)
- К однозначному числу, большему нуля, приписали такую же цифру. Во сколько раз увеличилось число? (В 11 раз)
- Площадь прямоугольника равна 367 см.2 Чему равна сторона квадрата с такой же площадью? (6 см)
В:
- Как назвать одним словом сумму длин всех сторон многоугольника? (Периметр)
- Наименьшее натуральное число.(1)
- Чему равен объем куба с ребром а? (V=a3)
- Назовите старинную русскую меру массы. (Гривна, золотник, фунт, пуд)
- Как найти неизвестный делитель? (Делимое разделить на частное)
- Может ли при делении получиться ноль? (Да)
- Число, обращающее уравнение в верное равенство. (Корень)
- Чему равна часть часа? (15 минут)
- Отрезок, соединяющий точку окружности с центром. (R)
- Шла старуха в Москву. навстречу ей три старика. Сколько человек шло в Москву? (1)
- К натуральному числу справа приписали три нуля. Во сколько раз увеличилось число? (В 1000 раз)
- Площадь квадрата равна 100 см.2.Чему равен его периметр? (40 см.)
- Имеются два сосуда. Объем первого – 1л, второго 10 дм3. Вместимость какого сосуда меньше? (Первого)
- Что больше 18*51 или 51*17? (18*51)
- Чем больше из нее берешь, тем больше она становится. Что это? (Яма)
- Арбуз стоит 20 рублей и еще пол арбуза. Сколько стоит арбуз? (40 рублей)
Конкурс «Кто самый внимательный»
Расскажу я вам рассказ
В полтора десятка фраз,
Лишь скажу я слово «три»,
Приз немедленно бери.
Однажды щуку мы поймали,
Распотрошили, а внутри
Рыбешек мелких увидали,
И не одну, а целых…две.
Мечтает мальчик закаленный
Стать олимпийским чемпионом.
Смотри, на старте не хитри,
А жди команду: раз, два…марш!
Когда стихи запомнить хочешь,
Их не зубри до поздней ночи,
А про себя их повтори
Разок, другой, а лучше…пять!
Недавно поезд на вокзале
Мне три часа пришлось прождать
Ну что ж, друзья, вы приз не взяли,
Когда была возможность взять?
II. Логогрифы
1. Я – цифра, меньше 10.
Меня тебе легко найти, Но если букве «Я»
прикажешь рядом встать,
Я все: отец, и ты, и дедушка, и мать. (Семь, семья)
2. Я – пространственное тело,
И не сложен я с натуры.
Если ж вставить «л» умело,
Стану домом я культуры. (Куб, клуб)
3. Арифметический я знак,
В задачнике найдешь меня
Во многих строчках.
Лишь «о» ты вставишь
Зная как, и я – географическая точка. (Плюс,
полюс)
III. Составь слово
А) Для команд:
ЧНЫУГАСОВРКТ (Высота, круг, точка)
В) Для зрителей
КЛЕСПИЧОВ
а) – песок
б) –
число
IV. Конкурс капитанов
А) Сочините стихотворение из слов: скакалка,
Галка, школьник, треугольник.
Б) На глаз отмерьте один метр ленты.
V. Конкурс
Команды показывают домашнее задание.
- Обыграть математические анекдоты, шутки, забавные истории.
- «Робинзон Крузо»
Командам предлагается учить Пятницу геометрии, учитывая, что ему знакомы лишь несколько слов: «у», «на», «и», «под», «над». Все остальное нужно показывать с помощью жестов.
(А тем временем капитаны готовят свои задания)
VI. Знаете ли вы ученых-математиков
А) Соотнесите фамилии ученых и портреты.
Б) Угадай:
- Французский математик, который ввел координатную плоскость. (Декарт)
- Кому из великих математиков принадлежат слова «Математика – царица наук, а арифметика – царица математики»? (Гаусс)
- Кому принадлежат слова «Математику уже за тем учить надо, что она ум в порядок приводит»? (Ломоносов)
- Ученый, который известен как создатель школы математиков. Открыл замечательное свойство прямоугольных треугольников. (Пифагор)
- Этот математик нашел отношение длины окружности к диаметру. (Архимед)
VII. Угадай мелодию
- Песня про страшное скопление водяных шаров в атмосфере. («Тучи»)
- Песня про отсутствие движения наземного и воздушного транспорта в город русской глубинки. («Мальчик хочет в Тамбов»)
- Песня про подарок в форме незатейливой геометрической фигуры, ограниченной двумя концентрическими окружностями. («Колечко»)
- Песня, в которой многократно повторяется числительное, соответствующее греческой приставке «МЕГА». («Миллион алых роз»)
- Песня о вращении геометрического тела правильной формы, падение которого привело бы к краху. («Крутится вертится шар голубой»)
- Песня о двух агрегатных состояниях воды, одно из которых привело к гибели «Титаника». («Айсберг»)
VIII. Найдите число
Выходят по одному игроку из команды. Каждый к своей карте. Выигрывает тот, кто первый найдет все числа.
IX. Конкурс художников
Необходимо нарисовать, не отрывая карандаша следующие фигуры:
X. Соберите формулы
Команды получают пакеты, в которых находятся различные формулы, в разрезанном состоянии. Их необходимо собрать правильно и на время. Пока команды трудятся в зале звучит спокойная музыка.
XI. Карточки с цифрами
Команды получают цифры от 0 до 9,каждый игрок команды получает цифру . Ведущий произносит пример, учащиеся в уме его решают и перед жюри выстраиваются с правильным ответом.
2,47 : 0,01 = 247 выбегает игрок с цифрой 2,4,7.
225 : 15 = 15 выбегает игрок с цифрой 1, 5.
320 + 543 = 863 выбегает игрок с цифрой 8,6,3.
1/3 от 90 = 30 выбегает игрок с цифрой 3,0.
Литература:
- Дышинский Е.А.Игротека математического кружка. М., Просвещение, 1972.
- Труднев В.П. Считай, смекай, отгадывай. М., Просвещение, 1980.
- Журнал «Математика в школе», №45/2003.
- Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. Старинные занимательные задачи. М., Наука, 1988.
- Глейзер Г.И. История математики в школе.
- Кордемский Б.А. Математическая смекалка. М., 1963.
- Перельман Я.И. Занимательная геометрия. Домодедово, 1994.
Подведение итогов. Награждение победителей.