Праздник в начальной школе "Мы - россияне"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • создавать эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности к Родине;
  • учить детей правильному, культурному поведению во время внеклассного мероприятия ;
  • расширять кругозор учащихся, обогащать словарный запас детей;
  • познакомить с символикой Российского государства и Иркутской области: флагом , гербом, гимном;
  • развивать творческое воображение детей.

Задачи:

  • формирование уважительного отношения к культуре родной страны, символам российской государственности, символам Иркутской области;
  • изучение истории государственных символов Российской Федерации, символов Иркутской области.

Оформление:

  • Изображение Государственного герба и Государственного флага Российской Федерации, герба и флага Иркутской области.
  • Запись Государственного гимна Российской Федерации.
  • Выставка рисунков на тему «Люблю тебя моя Россия, люблю тебя мой край родной».
  • Плакат с пословицами и поговорками о Родине.

ХОД УРОКА

(Звучит мелодия песни «Ромашковая Русь».)

Учитель. Сегодня мы проведем праздник «Мы – россияне», на котором познакомимся с символикой Российского государства и поговорим о том, что такое Родина.
Послушайте стихотворение Васильева и подумайте над вопросом, который он задает «Что мы Родиной зовем?»

Чтец:

Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем,
И березки у дороги,
По которой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый хлеб
За праздничным столом.
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем,
И рубиновые звезды –
Звезды мира над Кремлем.

Учитель. Так что же такое для человека Родина? Что он считает своей родиной: страну, в которой живем, дом, где родился, березку у родного порога, место, где жили его предки? Наверно все это и есть Родина, то есть родное место.
Давайте послушаем стихотворения русских поэтов о Родине.

Ученики читают стихотворения о Родине. Затем звучит запись песни «Моя Россия» (музыка Г.Струева, слова Н.Соловьевой).

Учитель. Откуда произошло само слово «родина»? послушаем детей, которые нашли в словарях слова, близкие по значению этому слову.

1-й ученик. Слово «родина» произошло от древнего слова «род», которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас – потомок какого-либо древнего рода.

2-й ученик. Род – бог славяно-русской мифологии, родоначальник жизни, дух предков, покровитель семьи и дома. В честь этого бога назван главный город племени россов – Родень (Родня). Также близкие по значению слова: родить, родители, родня, родословная, родина, народ.

Учитель. Продолжаем говорить о нашей Родине. Наше государство называется Российская Федерация. А чем отличается одно государство от другого? (Языком, на котором разговаривает народ; своими символами, историей, обычаями, традициями, географическим положением).
– Назовите основные символы государства. (Герб, гимн, флаг).

Заранее готовившаяся группа учеников рассказывает о символах Российского государства.

3-й ученик.Государственный флаг России – это полотнище прямоугольной формы из трех полос: верхней – белого, средней – синего, нижней – красного цвета. Одинаковой ширины полосы флага расположены горизонтально. Для Государственного флага соблюдается отношение ширины полотнища к его длине, как 2 : 3.

Учитель. А что символизирует белый, синий и красный цвета российского флага?
(Ответы учеников. Белый – мир, чистота, непорочность, совершенство; синий – вера и верность, постоянство; красный – энергия, сила, кровь, пролитая за Отечество).

Рисунок 1.

4-й ученик. Государственный герб России – красный четырехугольный щит, нижние углы которого закруглены, а оконечность заострена. На щите – золотой двуглавый орел. Крылья орла подняты вверх и расправлены. Головы орла увенчаны коронами. В центре над ними – большая корона. Короны соединены лентами. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла в красном щите – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне. Под ногами коня – опрокинутый на спину чёрный дракон. В руке всадника – серебряное копье. Которым он поражает дракона. Герб – это
эмблема государства; он изображен на печатях, паспортах, денежных знаках (показ образцов).

Рисунок 2

Учитель. Не только у каждого государства есть свой герб и флаг, но и у каждой области. А что изображено на гербе нашей области? Какого цвета наш флаг?

5-й ученик. «В серебряном поле черный бегущий бабр с червлеными глазами, с кошачьей мордой, перепончатыми лапами и толстым хвостом, держащий во рту червленого соболя» .
Геральдические цвета герба означают:

  • черный – благоразумие, смирение, печаль
  • червленый (красный) – храбрость, мужество, неустрашимость
  • изображения герба и его описание хранятся в областном краеведческом музее и доступны для всеобщего ознакомления.

Рисунок 3

Флаг области состоит из трех полос: синей, белой(которая в два раза шире) и синей. В центре полосы черный бабр с герба области, вокруг бабра венок из зеленых веток кедра. Отношение ширины флага к его длине равно 2 : 3.

Цвета флага символизируют:

  • синий – воду, озеро Байкал, реку Ангару и другие реки области;
  • белый – чистоту, добро, скромность, чистоту помыслов жителей области, белоснежные сибирские зимы;
  • зеленый – надежду, радость, изобилие, уникальную флору и фауну, лесные богатства области.

Рисунок 4

Учитель. Еще одним символом Российской Федерации является Государственный гимн. Стихи гимна написал Сергей Михалков на музыку А.Александрова. запомните, что его нужно слушать и исполнять стоя.

Звучит запись Государственного гимна России.

Учитель. А какие прекрасные города есть в нашей России! Сейчас я предлагаю вам разгадать ребусы, в которых зашифрованы названия городов.

Ребусы

(Ответы: Москва, Красноярск, Иркутск)

Учитель. Молодцы! А какой из городов является главным городом нашей страны?
Ответ: город Москва.

– А какой город является главным городом нашей области? (Ответ: город Иркутск.)
– Однако на наших часах общения мы с вами будем знакомиться не только с символикой России, но и традициями русского народа. Одним из видов народного творчества являются пословицы и поговорки. Давайте вспомним пословицы и поговорки о Родине.

Конкурс половиц и поговорок

Затем вывешивается плакат с пословицами и поговорками, те которые не назвали, дети читают хором.

  • Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
  • Где кто родился, там и пригодился.
  • За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да свое.
  • Всякому мила своя сторона.
  • Человек без Родины – что соловей без песни
  • Родина – мать, умей за неё постоять.

Учитель. Молодцы! А теперь я предлагаю немного поиграть. Сегодня мы познакомимся с русской игрой, в которую играли еще наши прабабушки и прадедушки. (Учитель выбирает любую старую забытую игру)

Учитель. Издревле на Руси почитались знатоки загадок. Человек, который умел хорошо разгадывать загадки, считался мудрым и смекалистым, сильным и удачливым. Давайте посмотрим, насколько вы смекалисты и мудры.

(Учитель загадывает загадки об окружающем мире, отгадки в виде иллюстраций прикрепляются на доску)

Учитель. Хорошо! Молодцы! Посмотрите на доску и скажите, каких животных, и растения мы можем встретить на территории нашей области.

Дети называют животных и растения, которые встречали.

Учитель.Посмотрите ещё на иллюстрации. Как разнообразна природа нашей Родины!
К сегодняшнему празднику вы рисовали рисунки на тему «Люблю тебя моя Россия, люблю тебя мой край родной!», а сейчас мы проведем выставку ваших работ.

Дети показывают свои рисунки и рассказывают, что они на них изобразили, и за что они любят свою Родину, свой край. (На фоне рассказов звучим мелодия песни «Как прекрасен этот Мир»).

Учитель. На этом наш праздник заканчивается. Я думаю, что теперь вы легко сможете отличить флаг, герб и гимн нашей страны и области от флагов и гербов других стран и областей.

(Праздник можно закончить чаепитием)

Литература:

1. Бугаева Н.В., Макаров С.Г. Символы Российской государственности. 2001.
2. Голованова М.П. Герб, флаг, гимн России: Научно-популярное издательство для детей. 2005.
3. Популярный энциклопедический словарь.