Цели:
- создавать эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности к Родине;
- учить детей правильному, культурному поведению во время внеклассного мероприятия ;
- расширять кругозор учащихся, обогащать словарный запас детей;
- познакомить с символикой Российского государства и Иркутской области: флагом , гербом, гимном;
- развивать творческое воображение детей.
Задачи:
- формирование уважительного отношения к культуре родной страны, символам российской государственности, символам Иркутской области;
- изучение истории государственных символов Российской Федерации, символов Иркутской области.
Оформление:
- Изображение Государственного герба и Государственного флага Российской Федерации, герба и флага Иркутской области.
- Запись Государственного гимна Российской Федерации.
- Выставка рисунков на тему «Люблю тебя моя Россия, люблю тебя мой край родной».
- Плакат с пословицами и поговорками о Родине.
ХОД УРОКА
(Звучит мелодия песни «Ромашковая Русь».)
Учитель. Сегодня мы проведем праздник
«Мы – россияне», на котором познакомимся с
символикой Российского государства и поговорим
о том, что такое Родина.
Послушайте стихотворение Васильева и подумайте
над вопросом, который он задает «Что мы Родиной
зовем?»
Чтец:
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем,
И березки у дороги,
По которой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый хлеб
За праздничным столом.
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем,
И рубиновые звезды –
Звезды мира над Кремлем.
Учитель. Так что же такое для человека
Родина? Что он считает своей родиной: страну, в
которой живем, дом, где родился, березку у родного
порога, место, где жили его предки? Наверно все
это и есть Родина, то есть родное место.
Давайте послушаем стихотворения русских поэтов
о Родине.
Ученики читают стихотворения о Родине. Затем звучит запись песни «Моя Россия» (музыка Г.Струева, слова Н.Соловьевой).
Учитель. Откуда произошло само слово «родина»? послушаем детей, которые нашли в словарях слова, близкие по значению этому слову.
1-й ученик. Слово «родина» произошло от древнего слова «род», которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас – потомок какого-либо древнего рода.
2-й ученик. Род – бог славяно-русской мифологии, родоначальник жизни, дух предков, покровитель семьи и дома. В честь этого бога назван главный город племени россов – Родень (Родня). Также близкие по значению слова: родить, родители, родня, родословная, родина, народ.
Учитель. Продолжаем говорить о нашей
Родине. Наше государство называется
Российская Федерация. А чем отличается одно
государство от другого? (Языком, на котором
разговаривает народ; своими символами, историей,
обычаями, традициями, географическим
положением).
– Назовите основные символы государства. (Герб,
гимн, флаг).
Заранее готовившаяся группа учеников рассказывает о символах Российского государства.
3-й ученик.Государственный флаг России – это полотнище прямоугольной формы из трех полос: верхней – белого, средней – синего, нижней – красного цвета. Одинаковой ширины полосы флага расположены горизонтально. Для Государственного флага соблюдается отношение ширины полотнища к его длине, как 2 : 3.
Учитель. А что символизирует белый,
синий и красный цвета российского флага?
(Ответы учеников. Белый – мир, чистота,
непорочность, совершенство; синий – вера и
верность, постоянство; красный – энергия, сила,
кровь, пролитая за Отечество).
Рисунок 1.
4-й ученик. Государственный герб
России – красный четырехугольный щит, нижние
углы которого закруглены, а оконечность
заострена. На щите – золотой двуглавый орел.
Крылья орла подняты вверх и расправлены. Головы
орла увенчаны коронами. В центре над ними –
большая корона. Короны соединены лентами. В
правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На
груди орла в красном щите – серебряный всадник в
синем плаще на серебряном коне. Под ногами коня –
опрокинутый на спину чёрный дракон. В руке
всадника – серебряное копье. Которым он поражает
дракона. Герб – это
эмблема государства; он изображен на печатях,
паспортах, денежных знаках (показ образцов).
Рисунок 2
Учитель. Не только у каждого государства есть свой герб и флаг, но и у каждой области. А что изображено на гербе нашей области? Какого цвета наш флаг?
5-й ученик. «В серебряном поле
черный бегущий бабр с червлеными глазами, с
кошачьей мордой, перепончатыми лапами и
толстым хвостом, держащий во рту червленого
соболя» .
Геральдические цвета герба означают:
- черный – благоразумие, смирение, печаль
- червленый (красный) – храбрость, мужество, неустрашимость
- изображения герба и его описание хранятся в областном краеведческом музее и доступны для всеобщего ознакомления.
Рисунок 3
Флаг области состоит из трех полос: синей, белой(которая в два раза шире) и синей. В центре полосы черный бабр с герба области, вокруг бабра венок из зеленых веток кедра. Отношение ширины флага к его длине равно 2 : 3.
Цвета флага символизируют:
- синий – воду, озеро Байкал, реку Ангару и другие реки области;
- белый – чистоту, добро, скромность, чистоту помыслов жителей области, белоснежные сибирские зимы;
- зеленый – надежду, радость, изобилие, уникальную флору и фауну, лесные богатства области.
Рисунок 4
Учитель. Еще одним символом Российской Федерации является Государственный гимн. Стихи гимна написал Сергей Михалков на музыку А.Александрова. запомните, что его нужно слушать и исполнять стоя.
Звучит запись Государственного гимна России.
Учитель. А какие прекрасные города есть в нашей России! Сейчас я предлагаю вам разгадать ребусы, в которых зашифрованы названия городов.
Ребусы
(Ответы: Москва, Красноярск, Иркутск)
Учитель. Молодцы! А какой из городов
является главным городом нашей страны?
Ответ: город Москва.
– А какой город является главным городом нашей
области? (Ответ: город Иркутск.)
– Однако на наших часах общения мы с вами
будем знакомиться не только с символикой России,
но и традициями русского народа. Одним из видов
народного творчества являются пословицы и
поговорки. Давайте вспомним пословицы и
поговорки о Родине.
Конкурс половиц и поговорок
Затем вывешивается плакат с пословицами и поговорками, те которые не назвали, дети читают хором.
- Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
- Где кто родился, там и пригодился.
- За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да свое.
- Всякому мила своя сторона.
- Человек без Родины – что соловей без песни
- Родина – мать, умей за неё постоять.
Учитель. Молодцы! А теперь я предлагаю немного поиграть. Сегодня мы познакомимся с русской игрой, в которую играли еще наши прабабушки и прадедушки. (Учитель выбирает любую старую забытую игру)
Учитель. Издревле на Руси почитались знатоки загадок. Человек, который умел хорошо разгадывать загадки, считался мудрым и смекалистым, сильным и удачливым. Давайте посмотрим, насколько вы смекалисты и мудры.
(Учитель загадывает загадки об окружающем мире, отгадки в виде иллюстраций прикрепляются на доску)
Учитель. Хорошо! Молодцы! Посмотрите на доску и скажите, каких животных, и растения мы можем встретить на территории нашей области.
Дети называют животных и растения, которые встречали.
Учитель.Посмотрите ещё на
иллюстрации. Как разнообразна природа нашей
Родины!
К сегодняшнему празднику вы рисовали рисунки
на тему «Люблю тебя моя Россия, люблю тебя мой
край родной!», а сейчас мы проведем выставку
ваших работ.
Дети показывают свои рисунки и рассказывают, что они на них изобразили, и за что они любят свою Родину, свой край. (На фоне рассказов звучим мелодия песни «Как прекрасен этот Мир»).
Учитель. На этом наш праздник заканчивается. Я думаю, что теперь вы легко сможете отличить флаг, герб и гимн нашей страны и области от флагов и гербов других стран и областей.
(Праздник можно закончить чаепитием)
Литература:
1. Бугаева Н.В., Макаров С.Г. Символы
Российской государственности. 2001.
2. Голованова М.П. Герб, флаг, гимн России:
Научно-популярное издательство для детей. 2005.
3. Популярный энциклопедический словарь.