Цели:
- закреплять умение определять место заданного звука в слове;
- закреплять умение выделять звук из начала слова;
- упражнять детей в поисках пары на заданный звук;
- закреплять умение различать домашних и диких животных по внешнему виду;
- упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных;
- упражнять детей в подборе прилагательных к существительному хвост;
- упражнять детей в подборе антонимов;
- закреплять умение выполнять анализ трехзвуковых слов и выкладывать схему слова;
- упражнять детей в назывании всех звуков по-порядку в составе трехзвукового слова;
- закреплять умение придумывать слова на заданный звук;
- развивать слуховое и зрительное внимание;
- развивать общую и мелкую моторику;
- закреплять названия основных и оттеночных цветов;
- воспитание активности, инициативности, взаимопомощи;
- развитие устойчивого внимания и интереса к учебному процессу.
Оборудование: символы звуков; картинки, названия которых состоят из трех звуков; картинки с изображением насекомых; фигурки домашних и диких животных; игрушки, в названии которых есть звук С; мяч; картинки с изображением хвостов животных; индивидуальные папки для выкладывания схемы слова; лепестки цветика-семицветика; 2 письма; картины с изображением леса и дома; наборное полотно; фланелеграф; игрушечная колесница; кукла Барби.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Логопед: Дети, сегодня к нам в детский сад принесли письмо.
Достает письмо из конверта и читает:
– Я – злая ведьма! Я похитила лесную фею. Если
хотите помочь ей, вам придется очень постараться.
Ищите волшебные лепестки, выполните все задания,
которые на них написаны, сложите из этих
лепестков волшебный цветок и тогда узнаете, где я
спрятала лесную фею. Но вам никогда не справиться
с этой трудной задачей! Ха-ха-ха!
– Поможем лесной фее?
Дети: Да!
Логопед: Тогда ищите первый зеленый лепесток.
Дети находят зеленый лепесток и логопед читает задание:
– Однажды в лес пришли брат с сестрой и поссорились из-за своих игрушек. Помогите детям поделить игрушки между собой. В названии каждой игрушки есть звук С, а детей зовут Макс и Света.
Дети делят игрушки на 2 кучки: со звуком С в
начале слова – для Светы, со звуком С в конце
слова для Макса. Каждый ребенок объясняет, кому
он дает игрушку и почему.
После выполнения задания зеленый лепесток
прикрепляют на фланелеграф.
Дети ищут следующий лепесток – оранжевый.
Логопед читает задание:
Игра «Найди пару»
Из названий насекомых выделите первый звук, и
по этому звуку найдите себе пару.
Дети ищут себе пару и называют, какой у них
общий звук.
Оранжевый лепесток прикрепляют на
фланелеграф.
Дети ищут следующий лепесток – голубой.
Логопед читает задание:
– Выложите схему слова и назовите звуки вашего слова по-порядку.
Дети садятся за столы, берут предметные
картинки и выкладывают в индивидуальных папках
схемы слова из символов звуков. Затем называют
все звуки своего слова по-порядку.
После выполнения задания голубой лепесток
прикрепляют на фланелеграф.
Далее дети ищут следующий лепесток – красный.
Логопед читает задание:
– Поиграйте в игру с мячом «Наоборот».
Логопед бросает мяч каждому ребенку
поочереди и называет слово. Дети должны бросить
мячик обратно и назвать слово-антоним.
После игры с мячом красный лепесток
прикрепляют на фланелеграф.
Дети ищут следующий лепесток – синий. Логопед
читает задание:
– Разделите домашних и диких животных, которых перемешала злая ведьма.
Дети расставляют фигурки животных около двух
картин: леса и дома и объясняют, почему они так
делают.
После выполнения задания синий лепесток
прикрепляют на фланелеграф.
Дети ищут следующий лепесток – желтый. Логопед
читает:
– Поиграйте в игру «Чей хвост?». На наборном полотне стоят перевернутые картинки.
Дети поочереди подходят, переворачивают
картинку и называют чей хвост. После того как все
картинки названы, логопед предлагает расхвалить
лисий хвост. Дети подбирают прилагательные к
слову хвост.
После выполнения задания желтый лепесток
прикрепляют на фланелеграф.
Далее дети ищут последний лепесток –
малиновый. Логопед читает задание:
– Придумайте слово на заданный звук.
Дети берут символы звуков, которые стоят на
наборном полотне и придумывают слова на
заданный звук.
После выполнения задания малиновый
лепесток прикрепляют на фланелеграф.
После того как весь цветик-семицветик собран,
логопед переворачивает серединку цветка. Там
нарисован попугай. Это подсказка, где искать
лесную фею. Около клетки с попугаем дети находят
колесницу с лесной феей и письмо от нее:
– Дорогие дети! Большое спасибо вам за помощь. Вы прошли через все трудности и испытания, проявили волю и смекалку, настойчивость и сообразительность. Оставайтесь всегда такими добрыми, умными, смелыми и отважными. Желаю успехов вам и примите от меня маленькие подарки.
Логопед раздает детям подарки.