Уроки внеклассного чтения

Разделы: Начальная школа


К сожалению, у современных детей всё реже возникает желание читать. Приобщить младших школьников к художественному слову, научить различать доступные для них, полезные, интересные книги, сформировать читательский кругозор и постепенно сделать их настоящими читателями помогут уроки внеклассного чтения.

Долгие годы мы руководствовались программой Н.Н.Светловской, при подготовке уроков внеклассного чтения. В последнее время  педагогу была предоставлена свобода выбора авторов и произведений для изучения в начальных классах. Однако это привело к тому, что многие учителя вообще отказались от уроков внеклассного чтения. На мой взгляд, это недопустимо. Ведь для полноценного развития навыка чтения, духовно-нравственного формирования личности младшего школьника необходимы три вещи: учебник, книга по внеклассному чтению и « книга для души», которую ребёнок выбирает сам и читает в свободное время. Цель уроков внеклассного чтения – обеспечить в процессе обучения непрерывное знакомство с широким кругом детских произведений.

В нашей школе был выделен  дополнительно 1 час из вариативной части Базисного плана, для еженедельного проведения уроков внеклассного чтения, что позволило расширить круг авторов, творчество которых будет изучаться детьми на уроках. Я выбираю произведения близкие и понятные по смысловому содержанию, позволяющие органично использовать музыкальное сопровождение, легко и интересно инсценировать отдельные части повествования. Ведь, как известно, литература тесно связана с музыкой, театром, изобразительным искусством. После изучения творчества писателей провожу обобщающие уроки, уроки-викторины, КВН, уроки-конкурсы, уроки-игры.

Предлагаю планирование уроков внеклассного чтения в 4 классе.

№ п.п»

Название темы.

Часы.

1

Урок-путешествие «Самые интересные книги, прочитанные летом».

1 ч

2

Дискуссия по теме « Былины».

1 ч

3

КВН по сказкам А.С.Пушкина.

1 ч

4

Что такое «серии книг» и каково их значение

1 ч

5

Урок-игра «Эти забавные животные».

1 ч

6

«Поле-чудес» по творчеству Л.Н.Толстого.  

1 ч

7

«Кинозвёзды поневоле» (рассказы о животных, снимавшихся в кино).

1 ч

8

«Здравствуй, гостья-зима». Стихи русских поэтов о зиме.

1 ч

9

Литературный ринг по творчеству Н.Н.Носова.

1 ч

10

« Лесная газета» В.Бианки.

1 ч

11

Природа глазами Ю. Дмитриева.

1 ч

12

Сказки писателей о детях.

1 ч

13

Учиться надо весело, чтобы хорошо учиться. Книги о сверстниках, о школе.

1 ч

14

Детская приключенческая книга.

1 ч

15

Урок-конкурс «Произведения о маме».

1 ч

16

Книги о ратных подвигах родного народа.

1 ч

17

Книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и вымышленных.

1 ч

18

Сказки Г.Х.Андерсена

1 ч

19

Русь, Россия. (Стихи о Родине).

1 ч

20

«От благодарных читателей». Художественные произведения, героям которых установлены памятники.

1 ч

21

Мой любимый литературный герой.

1 ч

22

Книги А.П. Гайдара.

1 ч

23

Путешествие по страницам детских журналов.

1 ч

24

Уральский сказитель П.П.Бажов.

1 ч

25

О людях, взлетевших к звёздам

1 ч

26

Сказки А.Н. Толстого для детей.

1 ч

27

Сказки братьев Гримм.

1 ч

28

Весёлые стихи Б.В.Заходера, Берестова.

1 ч

29

Урок-викторина по сказкам Дж.К. Роулинг о Гарри Поттере.

1 ч

30

Весна! Весна! И всё ей радо! Стихи о весне.

1 ч

31

Весёлые рассказы Драгунского, Голявкина.

1 ч

32

Лагин. Старик Хоттабыч.

1 ч

33

Э. Успенский. Сказки.

 

34

Урок- отчёт. Путешествие по дорогам любимых книг.

1 ч

Обобщающему уроку предшествует большая работа:

– изучение биографии писателя;
– анализ и сравнение произведений;
– классификация, характеристика персонажей;
– выполнение иллюстраций и поделок;
– инсценировка понравившихся эпизодов.

В Приложении 1 представлен урок внеклассного чтения по сказкам Г.Х.Андерсена. Для уточнения, обобщения и систематизации знаний учащихся на основном этапе урока проводится викторина, так как игра остаётся  любимым видом деятельности, игровые формы и методы обучения наиболее эффективны.
Не менее значимым этапом урока является выполнение творческого задания. Детям предоставлена возможность, пользуясь полученным ранее алгоритмом, проанализировать самостоятельно не изученную ранее сказку Г.Х.Андерсена. Таким образом решается задача развития аналитических способностей, а также одарённым детям даётся шанс проявить себя на конструктивном, творческом уровне.
Все учащиеся являются читателями библиотеки. Совместно с библиотекарем проводим читательские конференции, выставки рисунков, викторины, книжкину неделю. У ребят есть свой девиз:

Чтоб в жизни человеком стать,
Учись писать, учись читать.
Никак не может ученик
На свете жить без добрых книг.

С. Михалков

Без поддержки и помощи родителей учителю не обойтись. При встрече с родителями на собраниях, в индивидуальных беседах стараюсь прививать им интерес к совместному с детьми чтению, выбору детской литературы, громкому чтению вслух, обсуждению произведений, ведению читательских дневников, бережному отношению к книге.

Результаты работы:

Уроки внеклассного чтения позволяют добиться высоких результатов в литературном развитии школьников по следующим критериям:

  1. уровень начитанности, круг чтения школьников
  2. уровень сформированности интереса к читательской деятельности
  3. уровень сформированности специальных читательских умений.

Вывод:  Подводя итог вышесказанному, хочется сказать, что уроки внеклассного чтения в начальной школе весьма актуальны, и пренебрежение ими представляется мне серьёзной педагогической и методической ошибкой.